Светлана КУДРЯВЦЕВА, журналист, корреспондент газеты «Ржевские новости»: СЛУЧАЙНОГО В ЖИЗНИ НЕ БЫВАЕТ

— Света, сегодняшнее интервью накануне Дня печати, нашего общего праздника, обещает быть одним из самых необычных в нашей жизни. Для тебя — потому, что по роду профессии журналиста ты всегда стоишь по другую сторону диктофона, задавая вопросы и перенося ответы на бумагу, а вот сегодня в роли интервьюируемой оказалась сама. Для меня — потому, что беру интервью не просто у коллеги, а еще и у землячки, с которой выросла, ходила в детсад и школу, а потом, через многие годы, вновь оказалась вместе, в одном коллективе. Давай вспомним, как все начиналось в поселке Мирный Оленинского района. Что помнишь из своего детства ты?

— Детство — это мама Анна Петровна и папа Артем Ефимович Першины, которые приехали по комсомольской путевке из Пермского края в Оленинский район строить поселок лесозаготовителей. Горжусь тем, что мой отец строил практически все двухэтажки в Мирном и в Оленино.

Детство — это еще и наш двор: все четыре подъезда двух домов жили очень дружно и весело. Во дворе стоял огромный теннисный стол. В праздник на этот стол жители 36-ти квартир несли закуски, стулья, собирались все вместе. Папа неизменно брал в руки свой баян, мама пела, голос был такой звонкий, что стекла в квартирах дрожали.

Наверное, эту общность и дружбу с соседями я привнесла и в свою деревенскую жизнь именно из детства. Помню, когда мы собрались в Абрамково на первый День деревни, такая радость царила в душе, такой эмоциональный подъем! Именно тогда пришло осознание, что вместе мы можем горы свернуть, что деревня — это наш общий дом и все, что происходит в ней, касается каждого! Действительно, ну сколько можно сидеть за своими заборами!

А еще когда я смотрю фильм «Девчата», то узнаю дорогие сердцу места нашего поселка. Некоторые сцены фильма снимались в мостовском леспромхозе. А в героине фильма Тосе вижу себя — характер один в один!

Детство — это самый красивый посёлок Мирный. В ту пору — очень молодой, поэтому жизнь в нем кипела.

— Мне казалось, у нас была очень творческая школа… Помню, как писали сами сценки к праздникам, сценарии, и часами не могли сосредоточиться, потому что каждый раз перебивали друг друга и хохотали. А потом над нашими сценариями хохотали зрители, если всё получалось. Наверное, оттуда тоже идут корни будущей профессии!

— Да, ты права, все творчество зарождалось в пионерской комнате, где собиралась школьная редколлегия. Я вспоминаю, как к новогоднему огоньку нам поручили сочинить целый рассказ, где все слова должны были начинаться на букву «с». И все вроде бы неплохо получалось, пока кто-то из наших девчонок не произнес фразу: «Сантехник Свистулькин соснул самогону». На этом работа редколлегии в этот день закончилась. Конечно, рассказ мы потом написали.

Школьные годы для меня — это время пионерского задора и активности. Порой неудержимых и беспощадных. Особенно, когда дело касалось сбора металлолома или макулатуры. Мне кажется, мы пропадали в школе с утра и до самого позднего вечера, постоянно что-то придумывали. Это был особый мир, веселый, радостный. И еще, как ты помнишь, у нас был самый дружный класс в школе — нас было 30 человек. Все праздники и дни рождения мы отмечали вместе, даже с уроков сбегали коллективно. Эта дружба сохранилась до сих пор. И когда встречаемся с одноклассниками — словно не было этих долгих лет, пролетевших с момента окончания школы.

— Да, точно. Только очень жаль, что мы так редко встречаемся, ведь в поселке выпускники школ почти не оставались, а разъехавшись учиться, почти не возвращались назад. Поэтому мы с тобой и ещё трое наших одноклассников — в Ржеве, многие — в Твери, Москве, Подмосковье… Расскажи, как ты пришла в районную газету?

— Журналистика в моей жизни появилась случайно. Впрочем, в жизни ничего случайного не бывает. В 90-х, в пору вселенской безработицы, одноклассник Вадим Назаров предложил попробовать свои силы на газетном поприще. Мы отнесли свои небольшие заметки в районную оленинскую газету «Наша жизнь».

— В нашем глубоком детстве она называлась «Путь Ленина», и родители долго еще по привычке говорили про газету «Путёвка»…

— Как мне думалось тогда, попасть работать в газету шансов у меня нет никаких. Мне казалось, что Вадим раз в сто талантливее написал. Но в итоге меня приняли в редакцию на должность корреспондента. Вот так и началась моя журналистская карьера. В этом году моему стажу в этой профессии двадцать семь лет. Я пришла работать в оленинскую газету 1 июня 1995 года.

— Помнишь свой первый материал?

— Он назывался «Дыхание весны». Страшно представить, что написала я его в 1995 году. Это была маленькая заметка о пробуждении природы.

— Журналист районной газеты — это всегда «многостаночник». Если в крупных городах, в солидных изданиях сотрудники могут позволить себе роскошь специализироваться на каких-то темах (один пишет про экономику, другой — про ЖКХ, третий берет «культур и гламур»), то в районной ты обязан и в кормах для КРС разбираться, и в том, почему в бюджете денег не хватает, в детский сад на утренник идешь тоже ты.

— Да. Журналисты в районках — всеядные. Тематика там самая разнообразная. У меня были материалы о сельхозотрасли, о производственных предприятиях, сложные материалы с судебных заседаний, поездки с поисковыми отрядами на раскопки, детские праздники, словом — всё, что происходило вокруг.

На заре своей работы в газете мне казалось, что самое трудное — это раскрывать тему работы предприятия или организации. Ну что может быть поэтичного, например, в работе фермы или отделения почты?

— Это «на заре», а с опытом пришло другое? Какие темы для тебя сложнее теперь?

— Сейчас уже я понимаю, что самая сложная тема — это писать о людях. И каждый раз очерк о том или ином человеке рождается в муках. Ты можешь «невкусно» написать о совещании в администрации или о весеннем севе. Но плохо написанный материал о человеке — это, как сказала бы Фаина Раневская, плевок в вечность. Ты должен понять, прочувствовать, увидеть сущность личности, как
художник, нарисовать портрет для читателя.

— Да, я заранее знала ответ на этот вопрос. Потому что по материалам всегда видно отношение их автора к теме. Тебе блистательно удаются очерки о людях! Именно за них, кстати, ты неоднократно становилась лауреатом региональной премии в конкурсе профессионального журналистского мастерства «Грани». Очередной такой приз был как раз в прошлом году за цикл очерков о сельских медиках… Я бы сказала, это символично. Считаю важным донести до читателей твой принцип, который по совместной работе мне хорошо знаком: ты работаешь над очерками о людях под девизом «не навреди». Это очень важно! А какие темы тебе еще близки?

— С удовольствием пишу о селе, обо всем, что происходит в районе. Уж не знаю, кто кого выбрал: я сельскую тему или сельская тема — меня. Девятнадцать лет назад я переехала на ПМЖ в деревню и влюбилась в нее безвозвратно. И с тех пор всё, что происходит с сельскими жителями, для меня близко и понятно. Ржевский район стал второй малой родиной. И, кажется, за эти годы я объездила его вдоль и поперек.

— Наша профессия хороша тем, что сводит нас с массой интересных людей. Навскидку, назови самые памятные свои знакомства «для газеты» — людей своего дела или творчески увлеченных, или просто неординарных?

— Боцман туристического парохода Андрей Мамаев, который возил туристов в Антарктиду. Бывший сотрудник внешней разведки Анатолий Быстров. Но, пожалуй, одна из не-ординарных личностей, с которыми довелось встречаться, — Денис Рисков — талантливый хореограф, танцор, блиставший на столичных сценах и оставивший карьеру ради собственного хозяйства в деревне Итомля. Это навскидку.

— Много лет ты была ответственным секретарем газеты «Ржевские новости». Для тех, кто не знает, поясню: ответсек — это заместитель редактора газеты, напрямую отвечающий за размещение и оформление материалов на страницах и за сроки сдачи газетных полос. А потом попросилась в корреспонденты и завела кур и козу… Могла бы уйти из профессии вовсе, но я очень рада, что ты не ушла. Можно ли назвать ее делом твоей жизни?

— Безусловно. Потому что вся жизнь — это газета. В моем случае три: оленинская «Наша жизнь», затем «Ржевская правда» и вот уже много-много лет, с 2005-го, «Ржевские новости», где я имела честь служить ответсеком 14 лет. Коллеги в шутку называли «птица-секретарь» за постоянные напоминания о сроках сдачи материалов. Это был потрясающе интересный период моей редакционной жизни. Но однажды мне захотелось воплотить свою давнюю мечту — обзавестись хозяйством. Думаю, у меня это получилось. И теперь я не только журналист, но еще и животновод. Это не дань моде, это, скорее, сработал зов крови на генетическом уровне, поскольку мои предки всегда работали на земле.

— Смерть печатной журналистики предрекают едва ли не столько же лет, сколько предрекали ее театру. Сегодня катастрофическое падение тиражей и переход интересных тем и обсуждений в соцсети и на интернет-порталы все-таки сильно подкосили газетный рынок: в Ржеве из четырех ранее существовавших газет выходят две. Как думаешь, что дальше?

— Мне кажется, для небольшого города, как наш, четыре газеты — много. Но ушедшие издания все же жалко. Все были индивидуальны, у каждой газеты были свой характер и читатель. А по поводу смерти печатной журналистики — думаю, этого не будет. Я идеалист и твердо убеждена, что все вернется на круги своя. Ибо интернет, соцсети — все это нельзя потрогать, нельзя использовать в качестве документа. И ещё большинство новостей — из разряда ОБС (одна баба сказала). Написанное же пером, как известно, не вырубишь и топором.

— У каждого человека есть свой источник вдохновения или место силы. Что является таковым для тебя?

— Сейчас я уже понимаю, как важно иметь это место силы. Я очень долго его искала. А нашла у себя в Абрамково. Когда прижимаешься пятками к своей земле, политой потом, понимаешь, для чего живешь на этом свете. Место силы для меня — это еще и дом. Помню, когда впервые увидела его — поняла, что это именно Мой Дом. Такое бывает. Тогда он был неухоженный, заросший бурьяном по самые окна, пришлось немало потрудиться. Зато строить научилась! И этот дом я не променяю ни на какой особняк в мире!

Самый главный и неиссякаемый источник моего вдохновения — люди, с которыми сводит судьба и профессия. Каждый по-своему интересен: кто-то наделяет опытом, у кого-то учусь новому, кто-то просто делится душевным теплом, которое надолго остается в сердце.

Беседовала Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *