МОТОКРОСС — СПОРТ ШТУЧНЫЙ

Среди мотоциклов ходит рыжий кот. Он явно освоился среди хищной мотокроссовой техники и, похоже, его совершенно не смущают запахи ГСМ, резины и всего того, чем обычно пахнет мастерская. У кота тут важная роль истребителя грызунов. Ведь никому не хочется на соревнованиях обнаружить, что проводка мотоцикла погрызена мышами. Руководитель мотокружка Александр Добрынин демонстрирует мотопарк секции, рассказывает о мотоциклах для детей. Основная цель секции — заинтересовать спортом подрастающее поколение. А с большим мотоциклом ребенку не справиться: техника тяжела, да и мощность не та, с которой может справиться подросток. Александр говорит, что на таком тренировал своего внука Андрея, который сейчас уже вырос, перешел на серьезную технику и занимает призовые места на соревнованиях всероссийского уровня. Пока мы беседуем, кот занимает наблюдательный пост на одном из мотоциклов, даже ставит лапы на руль, будто и правда собирается куда-то уехать…
Прошу Александра Добрынина рассказать об истории мотокросса в нашем городе. Моему собеседнику есть что вспомнить: в истории секции есть и периоды, полные энтузиазма и спортивных побед, и периоды упадка, связанные с экономической ситуацией в стране. Кот, к слову, перемещается на диван в комнату отдыха, в которой происходит беседа. Все правильно, кот — существо диванное, даже если в душе он — мотогонщик.
Добрынин вспоминает, что в 1978-м году руководитель ДОСААФ в Ржеве Михаил Иванов предложил ему и его другу Виктору Вишнякову заняться мотокроссом. На тот момент в ДОСААФ стояло три кроссовых «ковровца» в заводской упаковке, а ездить на них было некому. Сначала секцией руководил Вишняков, потом через пару лет по личным обстоятельствам передал руководство Добрынину. Александр вспоминает первую поездку на соревнования в Луцк. Кстати, посвящена та гонка была памяти подпольщицы Паши Савельевой. Добрынин говорит, что возникло много организационных сложностей, связанных с доставкой спортсменов и техники в другой город. Но в целом воспоминания остались очень приятные — встретили их в Луцке хорошо. С организацией своих соревнований тоже были сложности, сначала судейством занимался Виктор Вишняков, потом и Александр Добрынин приобрел необходимую квалификацию для судейства. Сейчас он — судья республиканской категории.

9_4

Команда сельхозтехникума, начало 90-х

С 1985-го года начинается этап расцвета секции. Связано это, как ни странно, с тем, что у Александра Добрынина возникли трудности с документальным оформлением работы по совместительству (основное его место работы — железная дорога), и руководителем кружка при ДОСААФ стал другой человек. Но как раз в этот момент своей мотосекцией решил обзавестись Ржевский сельхозтехникум, учебной частью которого в то время руководил Валерий Румянцев. Он встретился с Добрыниным, предложил организовать секцию мотокросса, выделил помещение в подвале котельной на Партизанской, четыре мотоцикла и машину ГАЗ-53. Помещение, конечно, требовало ремонта, но оно было достаточно просторным и, что немаловажно, отапливаемым (после холодных боксов в ДОСААФ). В итоге, новая секция стала более популярной, и многие мотоциклисты из команды ДОСААФ перешли сюда.
Потом ГАЗ-53 поменяли на КамАЗ, пылившийся за невостребованностью в 38-м училище. Грузовик покрасили, установили будку для перевозки спортсменов. И эту машину видели на многих соревнованиях по мотокроссу по всей стране. Техники было много, ее приобретал сельхозтехникум. Количество «боевых» (участвующих в соревнованиях) мотоциклов доходило до 18 штук. Проблем с запчастями тоже не было. Даже выделялось питание для команды на время соревнований.
Конечно, сложное положение в стране в 90-е не могло не сказаться на положении дел и в секции мотокросса. Во время особенно острых финансовых проблем начала 90-х Валерий Румянцев пришел на собрание команды и сказал, что техникум не в состоянии дальше финансировать секцию. Но просил не расходиться, собираться, общаться — не вечными же будут трудности! В общем, так и вышло.
Трудности вновь возникли, когда в сельхозтехникуме сменилось руководство. Новый директор Сергей Жегунов не уделял такого же внимания секции как его предшественник. Средства на ремонт и обслуживание техники выделялись в минимальном объеме. Из-за пришедшей в негодность системы отопления даже пострадали дипломы команды, которые к тому моменту занимали всю стену. Не будем вдаваться в подробности этого трудного периода, просто не хватит места в газете, чтобы описать все мытарства мотосекции. В конечном итоге, мотоциклисты переехали в здание, расположенное по ул. Ленина 19а, недалеко от ветлечебницы, став отделением станции юных техников. До того в этом помещении была секция картинга, и даже планировалось перевести сюда судомодельный кружок…

Андрей Добрынин

Андрей Добрынин

А пока шли все описанные события, Александр Добрынин воспитал сына и внука. Сейчас сам Александр имеет разряд КМС по мотокроссу, как и его сын, Дмитрий, а внук Андрей получил 1-й разряд и тоже подбирается к званию кандидата в мастера спорта. Также стоит вспомнить Романа Добрынина, двоюродного брата Александра, который был призером чемпионата РСФСР и участником чемпионата СССР 1989 году. Такая династия мотогонщиков.
Сейчас секция насчитывает 12 человек, что, в общем-то, неплохо, учитывая, что финансируется она большей частью из кармана самих спортсменов. Александр Добрынин говорит, что рад, когда приходят ребята со своими мотоциклами. Недавно в секцию собрались прийти два новичка. Их «Эндуро» не слишком подходят для кросса, скорее, для езды по городу, но быть вообще «безлошадным» — значит не получить должной тренировки. Хотя, большинство новичков школьного возраста тренируется на паре учебных мотоциклов меньшей кубатуры. В тренировки для начинающих включаются: разгон, торможение, «змейка», переключение передач. Александр Добрынин говорит, что тут как с музыкальными способностями — кому-то дается от рождения, а кому-то и после долгих тренировок сложно почувствовать мотоцикл. Но все равно продолжают заниматься, ведь необязательно быть хорошим спортсменом, главное — быть хорошим человеком. Секции сплачивают людей. Хотя мой собеседник все-таки сетует на отношение к мотосекции как к кружку дополнительного образования. Мотокросс — спорт штучный. Теоретические занятия в классе должны подкрепляться практикой. Для каждого спортсмена важно чувствовать и понимать технику. Это требует индивидуального подхода и большой практики. Занятия проходят три раза в неделю по три часа, но на секции каждый день кто-то находится. Иногда просто общаются, ремонтируют технику. Секция — это вроде клуба. Тренировки проходят на трассе близ железнодорожного моста: два-три круга прогревочных, и дальше — езда на время. Отрабатывают сложные участки трассы, чтобы на соревнованиях не дать маху. Вообще, это само по себе дает огромную физическую нагрузку — спортсмены едут, по сути, стоя, а это — нагрузка на все мышцы. Плюс мотокросс развивает отличную реакцию, ведь решения гонщик должен принимать порой за доли секунды. Но важна и общая физическая подготовка, можно круг-другой и по стадиону, и позаниматься на спортивных снарядах, что расположены рядом с секцией.

Соревнования по мотокроссу в Ржеве, 2013г.

Соревнования по мотокроссу в Ржеве, 2013г.

Несомненно, одно из важных событий в жизни мотогонщика в Ржеве — традиционные соревнования, проходящие на трассе близ железнодорожного моста. На протяжении многих лет они притягивают внимание зрителей и спортсменов. Соревнования имеют статус межобластного мотокросса, открытого первенства Тверской области и собирают участников из разных регионов. В разные годы приезжали спортсмены из Мурманска, Лабинска (Краснодарский край), Геленджика, из соседних государств — Латвии и Беларуси. Это всегда большой спортивный праздник, привлекающий огромное внимание и находящий поддержку. Александр Добрынин демонстрирует сохранившийся плакат от 1999 года, где соревнования шли на призы от «Ржевских новостей». Потом было еще несколько соревнований на приз нашей газеты. А если говорить о постоянных организаторах, то это мотосекция и ржевский ДОСААФ.
Что касается выездных соревнований, то тут, в основном, можно говорить об успехах Андрея Добрынина, участвовавшего в прошлом году более чем в 25 соревнованиях разного уровня. Достижения других членов мотосекции скромнее — мотоспорт требует не только заинтересованности спортсмена, но и определенных финансовых вложений. ГСМ нынче дороги. Андрея поддерживают отец и дед, сами посвятившие часть жизни мотокроссу. На чемпионате России 2013 года, проводимом национальной мотоциклетной федерацией, Андрей занял второе место. По финансовым причинам не было возможности участвовать во всех этапах этого соревнования. Займи Андрей хотя бы 5-е место в Рыбинске, в общем зачете он был бы первым.
Людей, увлеченных своим делом, которые не только сами стремятся достигнуть высоких результатов, но и увлечь других, всегда видеть приятно. Остается пожелать мотогонщикам удачи, а также сил на преодоление трудностей как на гоночной трассе, так и в жизни.
Владимир КУТУЗОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *