ВЗГЛЯД НА ПОРТРЕТ

Румяная «Девочка с персиками» и романтичная «Девушка, освещенная солнцем» Серова, загадочная «Неизвестная» Крамского, очень женственная Мария Лопухина художника Боровиковского, печальная «Аленушка» Васнецова, реалистичный портрет нашего национального гения Александра Пушкина художника Кипренского, русские красавицы-крестьянки Венецианова и кустодиевские купчихи… Русские живописцы нередко обращались к жанру портрета. И это лишь малая часть того огромного наследия, которое нам подарили русские мастера.

Многих ценителей искусства до сих пор интересует, в чем же секрет этих полотен, которые знает сегодня практически каждый? И ответ, как мне кажется, не может быть однозначным.

Одни художники сосредотачивались на чувствах своих героев, другие — на характере, третьи изображали человека как творчески мыслящую личность, во взгляде которой читается живой пытливый ум. Каждый из мастеров по-своему уникален и тем интересен нам.

О портретах известных русских художников можно говорить долго, ведь в этом жанре работали не только портретисты, но пробовали себя практически все именитые мастера живописи. Одни писали популярных современников и знатных особ, другие искали и создавали свой образ женщины через портреты, третьи не менее увлеченно писали самих себя. Благодаря этому зритель сегодня может найти в русском портрете большое разнообразие образов, эмоций, идей и художественных приемов. Думается, в полной мере эти слова можно отнести и к авторам областной тематической художественной выставки «Портрет», что экспонируется в Большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра.

— Вернисаж давно ожидаем, — отмечает искусствовед Анна Шестакова, — ведь предыдущая выставка портрета состоялась в Твери четверть века назад — в 1998 году. На этот раз к участию приглашены и профессиональные художники, проживающие в Тверской области, и студенты старших курсов художественных вузов и колледжа имени А.Г. Венецианова.

В экспозиции представлено около 170 работ (живопись, графика, скульптура, декоративное искусство) 80-ти авторов из разных уголков Тверской земли.

Зритель увидит портреты тверских живописцев, а также порядка двадцати работ, созданных художниками Калязина, Осташкова, Западной Двины, Андреаполя. Ржевитяне представлены живописными и графическими портретами, выполненными Александром Цветковым, Светланой Азаренковой, Павлом Соловьёвым, Ириной Аввакумовой и Павлом Фефиловым.

— В числе главных героев произведений выставки — выдающиеся личности минувших эпох и наши современники, — продолжает Анна Анатольевна. — Представлены в экспозиции и отвлечённые образы — те, что рождены воображением художника. Внимание привлекут и автопортреты: они позволяют зрителю увидеть, как художник воспринимает себя самого.

Образ человека, его характер, индивидуальное и типическое во внешнем облике и внутреннем устроении, переживания, мысли, чувствования, боль и радость — многое обнаруживает художник в модели, запечатлевая её линией и пятном, стремясь к выразительности и цельности композиции, мысля тональными и цветовыми отношениями. Один автор останавливается на парадном портрете, предполагающем изображение натуры в несколько «отретушированном» виде и в презентабельной обстановке. Второму более важна правда жизни, сопряжённая с большим психологизмом. Третьи сосредоточены на пластическом обобщении, условности изобразительного языка, поисках знаковости и метафоричности, раскрытии образно-
декоративного потенциала жанра.

Время создания работ определяющего значения не имеет: в экспозиции есть портреты, созданные и много лет назад, и совсем недавно. Основной критерий — художественное качество.

Уверена, посетители выставки по достоинству оценят работы заслуженных художников России: Нэлли Пятышевой («София», «Девушка с кофе»), Владимира Абрамовича («Отшельник с Белого моря»), Михаила Маршумова (триптих «Художники творческого объединения «Три И»); потрясающие портреты народного художника России Людмилы Юга (из серии «Египет. Коптский монастырь Святого Антония»), а также произведения Михаила Пантелева («Серафима», «Борис из Смутихи»), Павла Урсу («Портрет Владимира Сучкова», «Портрет Галины Волковой»), Надежды Майковой («Анжелика»), Анастасии Паниной («Сонечка», «Танечка»), Константина Федорова («Синяя борода. Сергей», «Степа») и многих других авторов.

Несомненно, обращают на себя внимание и работы наших земляков.

Картина Павла Фефилова «Снайпер из Сегена» с поразительной правдивостью повествует о старике-якуте, с которым художник повстречался лет 40 назад в глухом селении. До середины 60-х годов Павел Александрович жил и работал на Крайнем Севере, в республике Саха (Якутия). Художник так рассказывает о своем герое:

— В 1967 году я был начальником дорожного участка и полетел в командировку в Сеген. Это деревня в десять домов, где были банк, сельсовет, магазин. Старик, который стал героем моей картины, — потомственный охотник, прошел всю Великую Отечественную, был снайпером, а в мирное время работал сторожем банка.

Тонким психологизмом, жизненной мудростью пронизан портрет седого старика, много повидавшего на своем веку. Выступая в роли рассказчика, художник показывает нам не только то, как выглядит этот человек. Вглядываясь в его скуластое лицо, изрезанное морщинками, всматриваясь в едва различимые щелочки глаз под нависшими тяжелыми веками, понимаем, как точно художник раскрыл внутренний мир героя, рассказал о его характере и настроении.

Психологических портретов на выставке очень много. И каждый — особенный, неповторимый, запоминающийся.

Романтичный автопортрет «Яблонька» (линогравюра) на фоне яблонь, усыпанных плодами, выполнила Светлана Азаренкова. Художница вспоминает, как когда-то была в гостях у своего учителя, художника Артура Кондратьева в Татево, и сфотографировалась среди этого яблочного великолепия. Так родился сюжет этой картины, где внимательный зритель заметит аллегорию: яблоня, как женщина, расцветает, плодоносит, отдыхает, увядает… Согласитесь, немного грустно, но как красиво! (Добавим, на выставке представлена еще одна линогравюра Светланы Азаренковой «Мой дед — Дмитрий Михайлович Филимонов»).

Интересный портрет юной девушки в красном представила Ирина Аввакумова. Мы видим Сонечку (так называется картина) как раз в ту самую счастливую пору расцвета женской красоты. Когда жизнь радует яркими красками, когда все по плечу и хочется любить, мечтать, творить. Но отчего же бездонные, как море, синие глаза девушки грустны? О чем задумалась она в это мгновение? Каждый ответит по-своему. Но строки великого Пушкина подскажут:

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

Поэтичны и музыкальны работы Александра Цветкова («Мужской портрет», «Автопортрет»), человека тонкого, умного, талантливого.

А многочисленные бытовые детали на картине Павла Соловьева («Ирина») расскажут о характере хозяйки дома, которую автор изобразил сидящей на кухне за рукоделием. Цветы в горшках, банки с вареньем, кабачок на подоконнике — забот у Ирины немало. А пока выдалась минутка для отдыха, занялась хозяюшка своим любимым делом…

* * *

— Художественная выставка «Портрет» — это, действительно, важное событие для Тверского Союза художников и, тем более, для тверского зрителя, — отмечает Геннадий Самойлов, заслуженный художник России, почетный работник культуры и искусства Тверской области, председатель Тверского областного отделения ВТОО «Союз художников России». — Прошло четверть века, и эта тема оказалась неслучайной. Достоинство этого проекта — не только в качестве отобранных выставочной комиссией работ и в сложной экспозиции, но и в возможности впервые за три года после пандемии провести выставком открыто. Еще один плюс — желание и участие немалого количества молодых авторов. Девять работ пяти ржевских, как всегда активных, художников размещены в выставочном зале и достойно представляют свой город.

Портрет как жанр изобразительного искусства востребован, это может подтвердить одна деталь: в день открытия выставки, кроме авторов, в выставочный зал пришли около пятисот человек, что бывает крайне редко.

Очень точные и правильные слова нашла искусствовед Марина Волощенко, говоря о выставке «Портрет»:

— Остро чувствуя разобщенность и противоречивость мира, трагично ли, драматично, иронично преодолевая состояние внутреннего неустройства, художник продолжает искать ту самую, для каждого свою правду жизни. В других, в себе.

Портрет стал камертоном отношения художника к тому, что происходит вокруг и внутри него самого… При этом каждый, отличаясь от других профессиональным и жизненным опытом, преследует свои цели, ставит свои задачи. Решать будет Время. Оно определит, чьи имена останутся, чьё искусство сохранит свою значимость не только внутри семьи и близкого окружения художника.

Елена СООЛЯТТЭ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *