ОН БЫЛ ОТ ЗЕМЛИ

Как Иван Тургенев первым в русской литературе правдиво и реалистично создал в «Записках охотника» образы крестьянских детей, так в живописи был убедителен и наш знаменитый земляк, выдающийся художник, ученик Сергея Рачинского, академик Николай Богданов-Бельский. Фотовыставка, посвященная 155-летию со дня рождения мастера, открыта в Центральной библиотеке им. А.Н. Островского.

О том, как «незаконнорожденный сын бедной бобылки» из Бельского уезда стал академиком живописи, певцом крестьянских детей, узнаем из работ исследователей творчества Богданова-Бельского, фото и воспоминаний самого художника:

«Мои родители были безземельные крестьяне (Богданов-Бельский родился в 1868 году в с. Шитики Бельского уезда Смоленской губернии, в настоящее время — Оленинский район. При крещении его записали Богдановым, а Бельским он стал впоследствии, присоединив к фамилии название родного уезда). Вокруг нашей деревни шли  усадьбы мелких помещиков. Помещики давали работу, добросовестно оплачивали её. Тяжелый полевой труд начинался и кончался праздниками, песнями, угощением. Легко и привольно жилось… С малых уже лет у меня появилась страсть к «художеству» — вырезал разные предметы, фигурки из дерева. Вырезал однажды целую скрипку, которую соседний помещик и купил за 20 копеек. Мне было тогда 6 лет…»

Учиться грамоте Богданов-Бельский начал по церковным книгам, а продолжил в двухклассном начальном училище. Художественные способности мальчика заметил Сергей Рачинский, основатель народной школы в Татево. Чтобы попасть в школу, мальчику пришлось выдержать экзамен: нарисовать одного из преподавателей школы в профиль.

Вспоминается автобиографическая картина Н. Богданова-Бельского «На пороге школы». Мальчик, затаив дыхание, стоит в волнении за порогом класса. Ему очень хочется учиться…

И вот экзамен. Мальчик-пастушок, скрестив под собой босые ноги, с усердием рисовал с натуры. Каким-то необъяснимым образом он чувствовал, что сейчас решается важное в его жизни. И портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым. Его приняли.

Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба Богданова-Бельского. Он сам часто говорил: «…Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе».

Тринадцатилетнего Колю Рачинский отдал в Троице-Сергиеву лавру, где была рисовальная школа, и из своих средств выделял ему 25 рублей в месяц на содержание — большие деньги в то время. Подросток два года с увлечением писал иконы, портреты монахов. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. Подошел момент для выпускной (дипломной) картины. На душе юного художника было неспокойно. Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое. С такими неопределенными чувствами он уезжает в село Татево. Встречается с Рачинским, и тот в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок». Работа закипела. Художник так был увлечен темой, что перед окончанием картины упал в обморок…

«Инок» закончен. На картине — беседа странника с маленьким мальчиком. Глаза ребенка, его душа воспалены от разговора, пред мысленным взором открываются невидимые горизонты бытия. Худенький, мечтательный, с открытым взглядом, устремленный в будущее — таким был и сам автор картины… Но перед отъездом в в училище, художник вдруг приуныл: «Что же я повезу, ведь ждут от меня пейзаж!»

Наступил день отъезда. «Будущего инока» погрузили в сани. Последние слова дорогого учителя на прощание: «Счастливый путь, Николя!» Сани легко понеслись по занесенной снегом дороге… На душе было тяжело от расставания с дорогим учителем, и какое-то смущение, горечь жгли сердце. Будущий художник в дороге думал: «Как было бы хорошо, если бы картина погибла, потерялась. Разве не бывает так?» И картину потеряли! Долго потом извозчик возвращался, все-таки её нашли и благополучно до-ставили на место.

Картина «Будущий инок»  имела огромный успех, была одобрена экзаменаторами и куплена Козьмой Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а затем уступлена императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины.

После окончания учебы Богданов-Бельский много путешествовал, побывал в Молдавии, на Ближнем Востоке, в Европе, в Константинополе, познакомился с послушником-«богописцем» Филиппом, в дальнейшем художником Ф. Малявиным.

В 1894-1895 годах Богданов-Бельский обучался в Высшем художественном училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, в мастерской И. Репина, а позже — в мастерской Кармона, в Париже.

В 1899 году по просьбе императрицы Марии Федоровны художник пишет её портрет. Богданов-Бельский поселился в Петербурге, стал модным салонным портретистом. «Вы не можете себе представить, — говорил он, как я не люблю эти официальные портреты. Но за них я получаю очень большие деньги. Вот и приходится приезжать в Петербург, набирать заказы у богатых и знатных людей и, обеспечив себя, возвращаться в деревню и работать над тем, что по сердцу».

Художник в своем творчестве отдавал любовь и сердце детям. «Я так много лет провел в деревне, — говорил художник, — так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин». Доброта, чистота восприятия мира, искренность в детях заложены природой. Именно на эту тему созданы наиболее значительные произведения мастера. В 1890-х годах он создает серию картин о школе С. Рачинского.

Художник любил приезжать в Удомельский край, на берег озера Островно — здесь написано порядка 400 произведений.

Картины приобретаются с выставок в крупнейшие собрания, в том числе и в Третьяковскую галерею. Богданов-Бельский становится известным и уважаемым передвижником, участвует во множестве выставок в России и за рубежом, в Париже, Риме. В 1903 году 35-летний Богданов-Бельский за заслуги на художественном поприще избран в академию живописи.

…В один из приездов в Петербург он, как обычно, снимает комнату на Невском. Художник во время работы подходит к окну. Весна уже чувствуется в набухших почках деревьев, щебет птиц уже задорный и по-весеннему певучий, сине-голубое небо манит своей чистотой. В распахнутое окно комнаты вдруг врывается с Невского проспекта колокольный звон Казанского собора, в него вливаются перезвоны дальних церквей — и чистым, вечным, торжественным веет от перезвона колоколов. В эти минуты душа парит, а память уносит в далекое детство.

Этот звон он любит, сколько себя помнит. Босоногим пастушком подолгу стоял он на лугу среди шумного разнотравья, под звон колокола деревенской церкви, и заслушивался им… Как и тогда, в детстве, приходит огромный, необъяснимый прилив сил. Приходят на память лица друзей из далекого детства в народной школе. Он помнит их возбуждение, пытливость, любознательность во время занятий. Ясно помнит свет отраженных в реке облаков, запахи трав своего детства. И еще тверже понимает, что никогда не уйдет от того, что ему так дорого. Тема детства — тема его жизни.

19 ноября 1914 года художник стал действительным членом Императорской Академии художеств.

В 1918 году Богданов-Бельский совместно с другими художниками организовал в Твери передвижную художественную выставку. В 1920 году художник уезжает в Петроград, а оттуда в Латвию.

Стоит пояснить, что в 1920-х годах культурную политику в живописи и искусстве в Советской России определяли сторонники формализма и абстракционизма. Приверженцам реалистической школы живописи приходилось очень и очень трудно. С первых дней своего пребывания в Риге Николай Петрович развивает бурную деятельность. Художник тесно сотрудничает с русской эмигрантской прессой, с журналами.

В 1928 году Богданову-Бельскому исполнилось 60 лет. Его активность по пропаганде русского искусства не спадает. По инициативе художника и при поддержке И. Репина в Копенгагене, Берлине, Стокгольме, Праге, Осло, Амстердаме, Гааге, Белграде, Гетеборге, Хельсинки, Гамбурге прошли выставки русской живописи, на которые представили свои произведения Жуковский, Коровин, Малявин, Билибин и другие.

В апреле 1941 года Богданов-Бельский посылает картину «Пастушок Прошка» на выставку в Москву. Казалось, ещё есть силы и возможность работать, но начинается война, годы оккупации. Нет источников вдохновения, и творческие силы покидают художника навсегда. Он заболевает. 19 февраля 1945 года Богданов-Бельский умирает. Похоронен на русском православном кладбище Тегель в Берлине. Так закончилась жизнь художника, талант которого был признан и в те годы, и сейчас, через десятилетия, востребован. Современники называли Николая Богданова-Бельского певцом деревни, певцом крестьянских детей.

…С полотен брызжет солнце. Азарт, растерянность, любопытство, вдохновение, доброта на лицах детей. Удивительная неповторимость, неисчерпаемость в сюжетах детской темы. Все согрето любовью и талантом художника.

Подготовила Елена СООЛЯТТЭ

(использованы материалы фотовыставки, статьи А. Перевышко и А. Кайбалдиевой о творчестве Богданова-Бельского)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *