Надежда МАРДУХОВИЧ, ржевитянка, член клуба «МИР»: «В ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЁД»

— Надежда, надо сказать, Ваше красивое, говорящее само за себя имя в последнее время встречается нечасто. Кто Вас так назвал?

— Мама. И на то у неё были веские причины.

— Мне кажется, имя Вам очень подходит…

— В детстве оно мне не нравилось, хотелось себе имя вроде Ангелины или Натальи. С годами к Надежде привыкла. Близкие люди называют меня на ласковый манер: Надюша, Надюнчик. Муж по имени не называет, использует другие ласкательные слова.

— Надежда — мой компас земной, как поется в советской жизнеутверждающей песне…

— Бабушка очень любит эту песню.

— Случилось так, что с детства Вы на инвалидности, у Вас детский церебральный паралич…

— Это осложнения после прививки БЦЖ. В 5 лет мне поставили диагноз ДЦП.

— Каким было отношение к Вам других детей?

— Никогда не чувствовала себя ущербной, жалкой. Среди друзей, а круг общения у меня большой, всегда были обычные, здоровые дети.

Сначала ходила в специализированный детский сад, а потом в обычный, и мне там очень нравилось, уходить не хотела.

Училась в 12-й школе. С теплотой вспоминаю своего классного руководителя Марину Евгеньевну Шубелеву. Много сил и знаний она вкладывала в детей, у нас был сплоченный, дружный класс. С самого детства посещала реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

С благодарностью вспоминаю Ольгу Владимировну Елисееву — деятельный руководитель, она относилась к детям, как к равным, как к друзьям. Мы много раз ездили на спектакли, концерты. После учёбы я бегала в центр, чтобы заниматься в театральном кружке, к нам приходили педагоги из станции юных техников, шить я училась у замечательной Надежды Николаевны Тимофеевой.

Увлекалась верховой ездой, хотела бы восстановить эти занятия.

Единственное, в чем сейчас чувствую свое отличие от людей без инвалидности, так это в том, чтобы найти работу в соответствии с образованием, я — педагог-психолог. Были случаи, когда работодатели, узнав о моей инвалидности, за глаза, даже не пообщавшись, выносили вердикт — не справишься!

— Несправедливо.

— А мне очень хочется поддерживать навык, развиваться в направлении педагогики и психологии.

— То есть профессию Вы вы-брали сразу?

— Нет. Я изначально хотела быть корректором, но меня отговорили, сказав, что занявшись психологией, ты будешь помогать людям и найдёшь себя. Окончив школу, поступила в Московский институт государственного администрирования на психолого-педагогическое направление, его филиал был в Ржеве на улице Большая Спасская. Я поступила ещё в два вуза, но, в том числе и для удобства, чтобы не ездить в Тверь или Санкт-Петербург, выбрала ржевский филиал. В 2019 году получила диплом по специальности педагог-психолог.

— Где проходила практику, будучи студенткой?

— В управлении Октябрьской железной дороги и в Комплексном цент-ре социальной защиты населения.

По трудоустройству в несколько организаций обращалась — отказ.

— В центр занятости?

— Обязательно схожу, терять диплом никак не входит в мои планы.

Искала работу удалённо, но попадались варианты, где нужен либо опыт работы от 3-х лет, либо выдвигались ещё какие-то условия, собственные наработки по той или иной теме, например.

— А быть помощником психолога в КЦСОН?

— Если бы предложили, я с большим удовольствием.

— Сейчас Вы тоже не сидите без дела…

— Стараюсь никогда не сидеть без дела. Недаром говорится: движение — это жизнь. Подрабатываю, получается, но это не то, чем я хотела бы дальше заниматься. Мне интересна творческая занятость, нежели монотонное, однообразное дело, для меня важна самореализация. Рассматриваю вариант волонтёрской деятельности с последующим официальным трудоустройством. Была возможность пойти на работу в реабилитационный центр в Твери, но помешал ковид.

— Если представить, что Вам прямо сейчас нужно себя презентовать, о каких своих плюсах как сотрудника расскажете?

— Я надёжный, ответственный работник, смогу быстро влиться в коллектив, найти нужную информацию, хорошо обучаема. Я информативна, могу провести лекцию, тренинг, тест-опрос.

— Тесты собственной разработки в Вашем арсенале есть?

— Да, конечно. Тесты на стрессоустойчивость, на профессиональное выгорание.

— Кто Ваши друзья, Надя?

— С 8 лет дружу с Дарьей Буриевой, с Олегом и Андреем Куртышевыми, давно с Александром Голубевым, Александром Горским, Юлией Васильевой, Светланой Антоновой, Елизаветой Судаковой, со всеми видимся нечасто, но дружеские отношения, несмотря на перерыв в общении глаза в глаза, сохраняем и поддерживаем.

— Что для Вас главное в дружбе?

— Важны честность, преданность дружбе, надёжность, открытость отношений. В настоящее время считаю друзьями самых надёжных людей.

— А если говорить о любви… Как вы познакомились с Иваном?

— Счастливый случай. Правда, не сразу оба поняли, что он счастливый. О том, что у меня проблемы со здоровьем, я Ване сходу не сказала, подумала: приедет — увидит, а дальше — как будет. Он приехал ко мне из Москвы, мы гуляем, о том, что у меня проблемы с равновесием и стоять долго я не могу, его не предупредила и упала.

(Пока мы беседовали с Надей, Иван был рядом. Я воспользовалась моментом и задала пару вопросов ему)

— Ваня, помнишь день вашей первой встречи?

— 28 августа 2020 года.

— Ваня все помнит, это я забываю (улыбается Надя).

— Когда узнал, признаюсь, разозлился, что она скрыла свое заболевание, но скажи Надя все сразу, я бы вряд ли приехал, а значит, не узнал, какая это замечательная девушка, мой человек. Я счастлив, что так все случилось.

— Приехав ко мне в октябре, Ваня позвал с собой в Тверь, я согласилась. Человек я свободолюбивый, поставила маму в известность и уехала. Она, конечно, волновалась, но со временем успокоилась, убедилась, что мне с этим мужчиной хорошо.

— Благодаря Наде я меняюсь и, наверное, в лучшую сторону, — улыбается Ваня.

— Меня привлекла его непосредственность, он умеет меня развеселить, даже когда, казалось бы, это невозможно. Но одновременно Ваня спокойный, он окружил и меня покоем.

Сложно ходить по улице, пока столько снега и скользко, ждем весны. Я люблю гулять, люблю движение, Ваня потихонечку начинает разделять мои интересы. Сиднем сидеть — потерять индивидуальность, надо двигаться! Я уже засиделась. В КЦСОН открылся клуб «Загадка», вступила в него и буду с удовольствием принимать участие в его мероприятиях.

— Вам друг с другом повезло, ребята!

Надя, что бы Вы сказали родителям, если родился ребенок-инвалид или стал инвалидом из-за болезни или врачебной ошибки?

— Занимайтесь своими детьми, не бойтесь их, не делайте всё за них. Доверяйте детям домашние дела, определите им обязанности, найдите занятие, которым будете заниматься совместно. Разрешите детям делать ошибки, учите исправлять эти ошибки самостоятельно, без постоянного родительского контроля.

Я бы рекомендовала родителям заниматься самообразованием, своим развитием в общении с такими детьми.

Ребенку нужен свой социум, где бы он учился взаимодействию со сверстниками, с людьми без группы инвалидности и с инвалидностью. И пусть там будут ссоры, недопонимания, главное — социализировать маленького человека, а чтобы это проходило успешно, нужно поддерживать с ним постоянный контакт, говорить на разные темы, обсуждать жизненные ситуации — так ребёнок начнет приобретать очень нужный опыт общения, будет развиваться, создавать себя.

Я очень благодарна маме, отчиму, старшей сестре за поддержку, которую всегда чувствовала, за то, что разрешили учиться на своих ошибках, за доверие и веру в мои силы и способности.

— Как к людям с такими, как у Вас, ограниченными возможностями здоровья, относятся окружающие?

— Взрослые стараются не замечать, а если такого, как я, или человека на инвалидной коляске замечает их ребенок, то зачастую ведут себя неправильно, бросают короткое: «больной человек». Как-то однажды услышала от мамы нормального ребёнка в адрес девочки с ДЦП: «Она прокажённая, не подходи». Я не смолчала, подошла к этой женщине, попросила так не говорить, она начала отвечать: «Я не о Вас». А когда я отходила, осеклась…

— Какое объяснение было бы грамотным, Надя?

— Можно сказать: это человек с особенностями здоровья, но такой же, как мы с тобой, его не надо бояться, с ним можно дружить.

— О чем мечтает Надежда?

— Основное — это избавиться от боязни спускаться с лестницы (последнее время ловлю себя на мысли, что очень боюсь этого) и найти работу по специальности.

— Желаю Вам, чтобы все задуманное обязательно исполнилось и бонусом к этому сбылось ещё с десяток желаний.

— Спасибо!

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *