ГАРМОНИЯ ЗВУКОВ И СЛОВА

Замечательный подарок ржевитянам подготовил Дворец культуры в первый апрельский день. Литературно-музыкальная композиция «Золото мыслей и слов» с участием пианистки, студентки МГК им. П.И. Чайковского Марии Иваненко и заслуженного артиста РФ, актера театра им. Е. Вахтангова Юрия Краскова, несомненно, порадовала зрителей, ценителей классики.

Звучала музыка немецкого композитора Роберта Шумана и русского композитора, пианиста Николая Метнера, гармонично перекликаясь с гениальным пушкинским словом. Юрий Красков на высочайшем профессиональном уровне читал известные (а может, для кого-то и совсем не знакомые) строки из стихотворений и поэм великого поэта, поражая зрителей не только своеобразной манерой исполнения, но и феноменальной памятью. Держать в голове такой объем текста и ни разу не заглянуть в «шпаргалку», это просто невероятно. Браво!

Марию Иваненко ржевскому зрителю представлять не надо. Наша талантливая землячка, дочь известных ржевских музыкантов, достойная продолжательница семейной династии Иваненко этой весной заканчивает обучение в консерватории. И музыкальную программу, которую мы слышали на концерте, Мария в конце апреля будет представлять перед строгой комиссией преподавателей. Так что нам посчастливилось быть первыми зрителями этого необыкновенного концерта, который виртуозно провели московские артисты.

Целый мир психологически углубленных музыкально-поэтических образов со свойственной им широтой контрастов, романтической взволнованностью, внутренним сосредоточием, тончайшим лиризмом и душевным раздумьем предстал перед зрителями. Разнообразная по настроению и очень выразительная музыка прекрасно дополняла поэтические строки русского гения, еще и еще раз доказывая, что «Пушкин — наше все».

Актер Юрий Красков на ржевской сцене выступал впервые. Зрителям он известен по фильму Юрия Грымова «Казус Кукоцкого», а любители театральных постановок знают этого уникального характерного артиста как преданного вахтанговца. За 30 лет в родном театре Юрий Красков сыграл более 25 ролей. В 2006 году удостоен звания «Заслуженный артист России», в 2021 году награжден орденом Дружбы за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства.

А еще Красков — актер, прекрасно чувствующий литературу. В чём мы убедились воочию, побывав на литературно-музыкальном концерте во Дворце культуры, где звучали бессмертные пушкинские строки.

«Я считаюсь загадкою для всех. Никто меня не разгадает совершенно…»

— Спасибо Вам, Юрий Валентинович, и Марии за прекрасный музыкально-поэтический праздник! Очень красиво и в то же время неожиданно.

— Почему неожиданно?

— Люди старшего поколения с удовольствием слушали знакомые и любимые с юных лет стихотворения поэта, которые звучали в Вашем исполнении как-то особенно трепетно. А «племя младое» (в зале было много молодежи, что не может не радовать) наверняка открыло для себя нового Пушкина. Думаю, это очень важно, тем более сейчас.

— Да, конечно.

— Скажите, пожалуйста, как давно Вы, актер театра им. Вахтангова, выступаете в качестве чтеца с литературными программами?

— На сцене я уже три десятка лет, и лет пятнадцать выступаю с чтецкими программами. Всё началось неожиданно, спонтанно. А потом входишь во вкус, всё катится комом и набирает обороты. И сейчас выступаю на московских площадках, а также в Нижегородской, Самарской, Московской филармониях.

— В Вашем репертуаре — не только Пушкин?

— Да. Читаю Гоголя — фрагменты из поэмы «Мёртвые души» и «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», Лермонтова — из поэмы «Демон». Выступаю также на сцене арт-кафе Вахтанговского театра с программой «Почти серьезно», где звучат произведения Пушкина, Гоголя, Хармса, Жванецкого, Довлатова, Юрского.

— На ржевской сцене Вы великолепно читали отрывки из «Евгения Онегина», «Пиковой дамы», «Скупого рыцаря», а также стихотворения Пушкина разных лет. По какому принципу Вы строите свою программу?

— Эта программа сначала называлась «Времена», но потом родилось другое название: «Золото мыслей и слов».

— Так поэтичнее.

— Может быть. Но по моей задумке, с помощью пушкинского слова хотелось показать цикличность природы и человеческой жизни: зима, весна, лето, осень; рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть. Через гениальные пушкинские строки я попытался это сделать.

— И у Вас замечательно получилось. Пушкин — Ваш любимый поэт?

— Пушкин — любимый всеми поэт.

— Недавно увидела в интернете запись спектакля «За двумя зайцами» с Вашим участием (по Александру Островскому), что идет в театре Вахтангова, и не могла оторваться. До чего же легко, смешно, зрелищно. Смотрела и хохотала до упаду.

— А, это все Мария Аронова (которая блестяще исполнила роль Прони Прокоповны — Е.С.).

— И у Вас не менее яркий персонаж, Прокоп Свиридович Серко, отец Прони, недотепа, пьяница, подкаблучник, которым вертят, как хотят, и своенравная жена, и взбалмошная дочка.

— Всё же держит спектакль Маша, а мы стараемся не мешать (улыбается).

— Вы себя чувствуете больше комедийным актером?

— Раньше да, хотелось смешить. А сейчас (может, связано с возрастом) приоткрываются какие-то душевные грани.

— Ваши любимые роли?

— У меня есть моноспектакль «Записки сумасшедшего» по Гоголю, где я играю Поприщина. По-моему, Гоголь совмещает всё: и комедию, и лирику, и трагизм. Этот спектакль стал многократным участником театральных фестивалей камерных сцен в России (в Калининграде и Орле), а также за рубежом (Армении, Молдове, Франции, Литве). Считаю, что Гоголь — наше сатирическое знамя.

— На мой взгляд — сложный писатель, которого и читать-то непросто.

— Да, у него есть такие заковыристые обороты, что учить нелегко.

— Почему тогда Гоголь? А не Чехов, например?

— Гоголь ближе мне по внутреннему состоянию. Возможно, потому что мое детство и юность прошли на Украине. То, о чем он рассказывает, мне понятно и близко. Це ж Гоголь! (цитирует по-украински) — «Я считаюсь загадкою для всех. Никто меня не разгадает совершенно».

— Поэтому до сих пор не знаем мы, почему он сжег второй том «Мертвых душ»?

— Наверное, потому что второй был «от мозгов», а первый — от сердца. Он это понимал.

— Как возникла идея провести литературный спектакль в Ржеве с Машей Иваненко?

— Мы знакомы с Машей через её педагога, профессора Екатерину Державину, с которой я готовил одну из программ. Нам нужно было подобрать музыкальное сопровождение. Екатерина предложила послушать Машу (она готовилась к выпускному экзамену) и то, что она играла, было созвучно с поэтическими строками, которые я читал. Вот так все удачно сложилось, и концерт в Ржеве состоялся.

— Спасибо Вам и Марии еще раз от всех зрителей. Это была премьера?

— Да. С этим спектаклем мы впервые выступили в Ржеве. И в Город воинской славы я тоже приехал в первый раз. Конечно, читал о Ржевской битве. Но побывать в вашем героическом городе раньше не получалось. Обязательно сегодня поедем на Мемориал Советскому солдату, чтобы почтить память всех тех, кто отдал свою жизнь за нас, за нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.

— Юрий Валентинович, за долгую актерскую карьеру Вы играли со многими знаменитыми советскими артистами. Расскажите об этом.

— Да, играл с Этушем и Лановым, Яковлевым, Ульяновым, Шалевичем… Работал с режиссером Юрием Любимовым в спектакле «Бесы», где у меня были две роли: священника отца Тихона и Петра Верховенского. Но наш театр родился от «Принцессы Турандот» (спектакль был впервые поставлен 100 лет назад, в 1922 году). Евгений Вахтангов ставил и выпускал «Турандот», будучи смертельно больным. Представьте: за окнами гражданская война, а тут — праздник, люди в вечерних платьях и фраках. Сам Вахтангов из-за болезни на премьере не был, лежал дома (сейчас в этой квартире его музей). Но его навещали в антрактах, приезжал Станиславский в карете, высказывал своё восхищение по поводу только что отсмотренного первого и второго действий, — чтобы поддержать морально. И действительно постановка была хорошая. Когда выходил спектакль, театра как такового ещё не было — была студия. После смерти Евгения Богратионовича студию переименовали в театр и дали ему имя Вахтангова. Театр живёт и здравствует до сих пор, и живёт неплохо в творческом отношении.

— Этот спектакль дважды восстанавливали — в 1963 и 1996 годах.

— Да, последнюю версию я застал, её готовили к 75-летию театра. Премьеру и ещё несколько показов играли «старики», Лановой играл Калафа. Я тогда репетировал Алтоума, китайского императора. В том составе сыграли всего несколько вечеров, а через какое-то время сменились исполнители. Ещё пару сезонов его играли, потом сняли. Спектакль — это живой организм, как человек: у него есть рождение, юность, зрелость, старость и, наконец, смерть.

— Что для Вас театр им. Вахтангова?

— Это вся моя жизнь. Может, это высокопарные слова, но это действительно так! По окончании Щукинского училища меня брали в театр Вахтангова, но мы с однокурсниками пошли в студию к Евгению Симонову. Сделали свой дипломный спектакль, и Симонов взял половину нашего курса к себе в студию. Это нам казалось интересным — самостоятельность, лаборатория, узкий коллектив, свой спектакль. К сожалению, за год всё распалось. Те мечты и надежды, которые мы возлагали на студийность, рухнули, потому что для того, чтобы студия состоялась, нужно много трудиться душой всему коллективу. У нас не получилось, и через год я пришёл в театр Вахтангова, где служу вот уже 30 лет.

— В каких новых спектаклях Вы сейчас играете?

— В феврале вышел спектакль «Феллини. 81/2» по мотивам фильма «81/2» (сценическая версия Станислава Барышникова), а в декабре прошлого года состоялась премьера спектакля «Самоубийца» Николая Эрдмана.

— Откройте секрет, как Вам удается учить большие по объему тексты?

— Я не зубрю. Это всё на эмоциональном уровне. То, о чем я читаю, мне близко, дорого. И тогда это не так тяжело. Пушкина, к примеру, учить очень легко. По сравнению с Гоголем, это «семечки».

— А что бы Вы еще хотели показать зрителям?

— Английский романтизм под балладную музыку «Битлз». Шекспировские сонеты, например. Под эту музыку прошло мое детство и юность. И я очень трепетно отношусь к этому. В детстве человек больше ангел. Он не задавлен «житием-бытием», он еще чист и доверчив.

— Спасибо Вам за интересную беседу. До новых встреч на ржевской земле!

Елена СООЛЯТТЭ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *