ОСТАНОВИСЬ И ПОСМОТРИ ВОКРУГ

12 апреля в Центре культуры и искусства «Текстильщик» собрались ценители и почитатели графики и живописи. На этот раз по случаю открытия выставки «Остановка» члена Союза художников России Надежды Кононенко (Герасименко) и студентов Тверского художественного колледжа им. Венецианова. Выставка посвящена Году педагога и наставника.

Вы замечали, что большой город похож на муравейник? Люди куда-то вечно спешат, торопятся, бегут, несутся сломя голову, не замечая ничего: ни стайку голубей на снегу, ни шум ветра, ни идущих рядом прохожих. И некогда им оглянуться назад. А время тоже летит. И за ним, как ни стремись, ни угнаться. И вот уже из-за угла подкралась старость — сгорбленная старуха с клюкой. Ты и рад бы привстать, расправить плечи, поднять голову, чтобы вдохнуть полной грудью и вновь побежать, как когда-то, в свои молодые годы. Ан нет. Сидишь на остановке и ждешь автобуса, чтобы добраться до дома.

Словно кадры черно-белого кино, рассказывают графические работы студентов-второкурсников живописного отделения колледжа им. Венецианова о нашей суматошной жизни, где есть место радости и печали, любви и расставанию, где живём в ожидании счастья, но порой теряемся в толпе, а потом изводим себя вечным вопросом: «Где он?» Неповторимые маленькие шедевры, навеянные духом 60-х годов XX века, — таковы графические серии, созданные юными художниками.

В экспозиции представлены работы Яны Коротковой, Никиты Стаканова, Юлии Лукиной, Софии Ариповой, Ксении Цыгановой, Ольги Григорьевой, Дарьи Денисовой, Анны Камардиной, Анны Зверевой, Ксении Занегиной.

Неслучайно в этом черно-белом кино прослеживается далекое время эпохи «оттепели», о котором ребята наверняка читали на уроках литературы в школе. А недавно, получив задание по теме «Наблюдение сложных ритмических ситуаций в жизни», посмотрели старый фильм «Двое» о городе и людях режиссера Михаила Богина, где блистательно играли Виктория Федорова и Валентин Смирнитский.

Фильм короткометражный, очень выразительный, добрый, душевный, где звучит прекрасная музыка.

— После просмотра и обсуждения фильма студенты получили задание снять собственные черно-белые фильмы на тему «Остановка», — поясняет художник, преподаватель Надежда Кононенко. — И студенты вздрогнули, пробудились, вдохновились. Столько энтузиазма я давно не видела, — продолжает она. — А результат превзошел все мои ожидания. И дальше мы решили сделать графические серии по этой же теме.

Когда Диана Александровна пригласила сделать вы-ставку в Центре культуры и искусства «Текстильщик» в рамках Года педагога и наставника и я сообщила студентам, что мы будем выставлять наши работы в Ржеве, — продолжает Надежда Александровна, — процесс работы изменился. Было много эмоций. Больше всего меня поразило, как изменились наши занятия. Мне и раньше было интересно работать с этой группой, но теперь мотивация у ребят взлетела до небес. Они уже были не студенты, а настоящие художники. Со своей стороны, внутренней, философской, мне тоже было интересно размышлять над этой темой. Остановка в пути, заострить на чем-то внимание…

Согласитесь, чтобы начать процесс созерцания, нужно остановиться. Поднять голову, увидеть звезды, ощутить свежесть воздуха, вспомнить: кто ты, откуда ты, куда ты идешь…

Как дано человеку творческому увидеть тот самый миг, когда при полном осеннем штиле, под определенным углом, поверхность воды отражает белое небо?

А вы видели осенью такое белое небо? Непроницаемо белое? Остановитесь и посмотрите на картину «Белое озеро», что написала Надежда Кононенко, побывав на Академической даче Репина. Вы увидите и окно мастерской В.М. Сидорова, полное синего неба, лазурные подольские заборы и белую воду.

— Вдруг в работе появилась птица, — поясняет Надежда Александровна. — Сейчас, я думаю, во многом из-за интуитивного желания обозначить передний план воздуха, мембрану рамы, чтобы контраст белого пятна меньше вываливался. А птица для меня значит многое. Это вечное стремление человека покорить стихию воздуха.

Надежда Кононенко родилась в Твери в 1980 году. Училась в художественных студиях, в ДХШ им. В. Серова. Дядю — художника Петра Широкова, Надежда считает своим крестным отцом в профессии. С 1995-го по 2000-й год училась на живописном отделении ТХУ им. А.Г. Венецианова. С благодарностью вспоминает весь творческий педагогический коллектив.

— Все преподаватели, каждый по-своему, были интересны, — говорит она. — За пять лет каждый из них делился своими знаниями, в памяти сохранились эти драгоценные уроки. Но основным педагогом, кто дал мощную установку в творческой жизни и в профессии, кто вел в группе рисунок и живопись, а затем диплом, был Вячеслав Столяров, выдающийся педагог, художник-новатор, заслуженный художник России.

С 2000-го по 2006-й училась на факультете графики в МГАХИ им. В.И. Сурикова. Станковая графика (учителя: Анатолий Якушин, Борис Успенский, Анатолий Шелегеда,  Александр Теслик, Олег Савостюк и другие).

Надежда Александровна — участница областных, городских, групповых выставок, XI межрегиональной художественной выставки «Художники центральных областей России» в Липецке в 2013 году, где была представлена её графическая серия работ «РЖД».

В 2013 году состоялась персональная выставка графики в Твери, в Выставочном зале. В 2014 году избрана председателем молодежного объединения Тверского областного отделения ВТОО «Союз художников России».

Надежда Кононенко имеет благодарность комитета по делам культуры Тверской области, лауреат премии губернатора Тверской области, награждена почетной грамотой губернатора Тверской области.

Ещё об одной интересной работе этого талантливого художника хотелось бы рассказать. Про путешествие к своему «сердцу», про нахождение смыслов, глубины, бесконечности внутри себя поведает многоликая картина  «Полёт к Солнцу». Возможно, это и про очередной полет «Дискавери» к дальним пределам космоса. Или о том, что хранится в глубинах нашей памяти. И о том, что для нас важно. И можем ли мы быть общностью или между нами — то и дело ледяной космос?

Остановитесь, задумайтесь, почувствуйте, не торопитесь! — призывает художница.

Предлагаю и вам, всем посетителям выставки, задержаться в «Текстильщике», чтобы повнимательнее рассмотреть работы. А поразмышлять здесь есть над чем, поверьте.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *