Елена Константиновна КНЯЗЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы № 7: «Я ПОЛЬЗУЮСЬ УРОКАМИ ЖИЗНИ ЛЮБИМЫХ УЧИТЕЛЕЙ»

— Елена Константиновна, мы познакомились, когда Лена Князева была ученицей 7-й школы, сейчас Вы — педагог. Если правильно пом-ню, эту профессию выпускница и думала получать… Как случилось, что выбор пал на эту «малооплачиваемую и неблагодарную» (зачастую такие бытуют мнения о профессии учителя) специальность?

— Все началось со Дня самоуправления, когда учителя и ученики меняются местами. Движимая интересом, решила попробовать свои силы. Вести досталось математику и английский язык. После всего лишь двух уроков, проверки тетрадей, проведения теста, общения глаза в глаза с детьми, их реакций на то, что я говорю, тут же осознала, что мне эти занятия очень понравились. Вышла из классов с вдохновением и пониманием, кем хочу стать, я нашла свое профессиональное место.

На выбор предмета преподавания повлияла учитель, которая, опять-таки, пришла к нам в 10-м классе — Евгения Владимировна Ильчук. Эта многогранная, талантливая, чудесная женщина привнесла в мою жизнь колоссальные изменения. Чтобы научить русскому языку, нужно иметь дар, и он был у Евгении Владимировны. Её уроки русского языка мы обожали. В старших классах на литературе изучают серьёзные произведения, проводят сложные разборы, а нам нравилось дискутировать, обсуждать поведение героев, разбираться в том, что читателю хотел сказать автор. Её уроки буду помнить всю жизнь. Я захотела приблизиться к идеалу учителя, каким для меня была наша Евгения Владимировна, чтобы меня так же слушали, так же вели дискуссии. Ещё один любимый учитель — Валентина Павловна Коваленко, наш классный руководитель. Она в нас верила, хвалила, помогала, если требовалось — была строгой. То, как Валентина Павловна общалась с детьми, взяла себе на вооружение.

Помню один из ярких моментов. Футбольный матч среди девочек, и вдруг мы теряем вратаря, а заменить некем. На ворота встала Валентина Павловна! Мы были так горды этим, так играли! Эмоции таких событий остаются с нами на всю жизнь.

— Мой следующий вопрос был: нравилось ли учиться в школе, и Вы на него уже, похоже, ответили…

— У нас был дружный класс, где один за всех и все за одного. Шесть человек из класса, в том числе и я, были активистами школы, участвовали во всех возможных школьных, городских мероприятиях: пели, танцевали, сценки ставили. КВН — тоже про нас. Особенно любили репетиции — это неповторимая атмосфера творчества, счастья, доверия, юмора.

Ещё одно из ярких событий школьной жизни — когда наша школьная команда выиграла городской этап игры КВН и нас отправили на следующий тур в Максатиху. То, как мы ехали, как репетировали, выступали. Номер нам очень нравился, каждый выложился на сто процентов. Эйфория сопровождала нас всю дорогу и потом ещё несколько дней.

— Также Вы ходили заниматься и в Дом детского творчества.

— Занималась вокалом, театральным искусством, ходила в кружок «Школа ведущих». Так получается, что, наверное, все запоминающиеся события связаны со сценой и выступлениями. Благодарна Алле Равильевне, Ольге Евгеньевне, которые учили петь, держать микрофон, грамотно подавать себя, развивали навык чистоты и правильности речи. Эти знания хорошо помогают сейчас. Мне в жизни встречаются замечательные люди, настоящие, от Бога, учителя.

— Елена Константиновна, уезжая на учёбу, далеко не все потом возвращаются в Ржев. Почему вернулись Вы? И где учились?

— Я училась заочно, в ТГУ, пока были сессии — жила в Твери, бывала в Москве, и поняла, что ритм больших городов, особенно каменных столиц — не моё. Другое дело родной, маленький, тихий, зеленый Ржев. Наш город красив в любое время года, я его люблю.

— Поделитесь впечатлениями о своем первом уроке уже в качестве учителя.

— Это урок русского языка в 5-м классе. У меня не тряслись руки, не охватывало всепоглощающее волнение, наоборот, я чувствовала уверенность в своих силах, знаниях, мне хотелось скорее себя проявить, рассказать о чем знаю, общаться с детьми. Помню, как настраивала себя перед уроком: «Лена, надо быть серьезной!». По натуре я веселый позитивный человек, а хотела, чтобы ученики меня восприняли всерьез. Урок прошел как одно мгновение, и я с первого дня убедилась, что выбрала свою стезю, что моё занятие мне нравится. И я детям, как мне показалось, понравилась.

— Не сомневаюсь!

— Я счастлива, осознавая, что то, к чему шла, какой отдачи от любимого дела хотела — это и получила.

— По мнению молодого специалиста, какие перемены, реформы образования нужны школе?

— Хотелось бы, чтобы по предметам была единая целостная программа и по ней работали все российские школы. Считаю, это наиболее удобный вариант для преподавания. Программы в школах одного города разнятся, и, переходя из одной школы в другую, ребенок сталкивается с определёнными искусственно созданными трудностями.

Ещё один момент — педагогические коллективы. В основном работают учителя со стажем более 30-ти лет. Молодых специалистов крайне мало. Выпускники вузов и педучилищ не хотят идти в школы по причине несоответствия несоразмерной нагрузки, ответственности и предлагаемой заработной платы за огромный труд. Молодому человеку надо встать на ноги, а сделать это на зарплату учителя провинциального городка разве возможно? Поэтому выпускники-педагоги и уходят в другую занятость.

— Как с грамотностью у наших школьников?

— Пытаюсь научить грамотно писать и говорить. Процесс идет тяжело и не так быстро, как хотелось бы. В том числе и потому, что много времени ребенок проводит с гаджетом в руках. Общается без знаков препинания, сокращая слова, упрощая обороты речи, пользуется смайлами, картинками.

— Возможно ли развить грамотность, или это врождённый дар, как считаете?

— Всё дело в желании ребенка (заинтересовать его должен учитель), учителя и родителей. Развитию грамотности и не только способствует круг общения, чтение книг. Привить любовь к хорошим книгам — тоже задача учителя. Считаю, что по большей части мне это удается. Мы с ребятами обсуждаем, делимся мнениями, впечатлениями и результаты своего труда я вижу. Чему очень рада.

— В конце года даются списки литературы на лето, дети читают?

— Я даю два списка: книги по школьной программе и произведения вне программы. Жаль, что есть произведения, прочитать которые обязан каждый ученик, а они не входят в программу по литературе. Такие книги рекомендую прочитать настоятельно. Есть дети, кто читает с интересом, есть такие, кто читает, руководствуясь тем, что во время учебы времени на чтение объемных произведений будет меньше и лучше читать летом. Дети любят делиться впечатлениями о книгах, которые выбирают. Мне интересно их слушать. Как правило, читают фантастику, фэнтези. Не считаю, что это плохо. В любом жанре есть достойные тексты. Меня радует сам факт, что они со мной делятся и рекомендуют прочитанное, иногда попадаются и для меня интересные произведения.

— В каком классе Вы классный руководитель? Какие они — Ваши дети?

— Про свой 8-й класс могу говорить бесконечно долго (смеется). Я себя не представляю без классного руководства. Как это: пришел в школу, отвел уроки — и всё!? К моим
28-ми мальчишкам и девчонкам у меня любовь с первого взгляда, с первой встречи в 5-м классе. Мы словно созданы друг для друга. С волнением представляю, как буду отпускать их в 9-м классе. Частицу сердца им отдам точно…

У нас случается всякое, но они мои, они едины, сплочены, юмористы ещё те. Строю с классом отношения на доверии. Период у них сейчас подростковый, сложный, порой кажется, что их никто из взрослых не понимает, что нет рядом человека, с кем можно поделиться секретом, посоветоваться. Мы, взрослые, должны участливо относиться к проблемам и переживаниям детей, не обесценивать их фразой «ой, подумаешь, мне бы твои проблемы». Они хотят быть услышанными, им нужна поддержка. Мы с ребятами говорим на разные темы.

Когда мой 8-й класс где-то выступает, испытываю чувство гордости — мои дети! Я их люблю, я самый счастливый классный руководитель.

— И на ворота за них Елена Константиновна встала бы…

— Несомненно! В любом виде спорта (смеется). Я знаю, они чувствуют мою любовь, у нас это взаимно.

— Вы с супругом растите сынишку…

— У нас растет чудесный Сергей Александрович. Образование и опыт работы помогают строить общение с нашим уже шестилетним парнем на доверии. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал и знал — папа и мама рядом, они помогут, окажут поддержку, выслушают и услышат. А ещё не оставят наедине с тем, что ребенку кажется огромной нерешаемой проблемой, а для взрослого — ерунда, и поэтому он не считается с переживаниями маленького человека. И, конечно, обязательно хвалить.

— Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми, сказал ирландец Оскар Уайльд…

— Согласна, так и есть!

— Спасибо за интересную беседу, Елена Константиновна, доброго пути в нелёгком и таком прекрасном труде!

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *