ДУХОВНЫЕ ПЕРЕКРЁСТКИ ВРЕМЕНИ

Думаю, многие ржевитяне, путешествуя, наведывались в Калязин. А если и не бывали там лично, то точно вспомнят удивительный объект — колокольню Никольской (Николаевской) церкви посреди волжской речной глади.

Сегодня это памятник истории и храмовой архитектуры на искусственном острове Угличского водохранилища. Летом здесь проводятся регулярные молебны. Здесь же в начале лета проходит Верхневолжский крестный ход, что начинается у истока Волги в Осташкове, проходя и Ржев в том числе.

Но есть в памяти этой некогда величественной Никольской церкви (построенной в конце XVIII века на месте древнего новгородского храма XII века) и ржевские страницы истории. 15 лет, с 1875 по 1890 год пастырем этого тогда большого Никольского собора был Илья Морошкин, который три десятилетия окормлял ржевскую паству (1835-1865 гг.).

Известная династия тверского духовенства Морошкиных известна уже более пяти веков своим верным служением православным традициям России.

Как отмечает историограф А. Матисон, «наиболее обширный священно-церковно-служительский род Морошкиных (…) ведет начало от священника села Скнятино Кашинского (позднее Калязинского) уезда Степана Демидова, упоминающегося в переписной книге 1677 г.». Среди потомков Морошкиных — магистр богословия Яков Лукич Морошкин (1799-1884), получивший образование в Петербургской духовной академии, как и его сыновья — Михаил (автор многих книг) и Иван (надворный советник, автор нескольких изданий, посвященных русским архиереям). Брат Якова Федор Лукич (1802 — после 1858) стал профессором Московского университета, юристом, ученым правоведом.

Весьма значимый след в Ржеве оставил Илия (Илья) Морошкин (1808-1890).

Его отец Василий Андреев (1780 — после 1810), сын священника села Малышково Калязинского уезда, окончивший Тверскую духовную семинарию, в 1804 году принял сан священника Богородицерождественской церкви в селе Скнятино Калязинского уезда. Село находилось в устье реки Нерли; в ХХ веке затоплено водами Угличского водохранилища. Скнятино известно в истории с 1134 года под названием Константин, как крепость, основанная Юрием Долгоруким на берегу Волги.

Наш будущий ржевский священник Илья Васильевич фамилию Морошкин получил в семинарии, что было характерным явлением того времени. В зрелом возрасте он станет известным пастырем, благочинным ржевских церквей, протоиереем в Ржеве, потом Старице, а потом и в Калязине.

Свое первоначальное духовное образование Илья Васильевич, по-видимому, получил в Кашине, окончив духовное училище. Затем он окончил Тверскую духовную семинарию «при способностях очень хороших, прилежании неослабном и с поведением весьма честном». 7 ноября 1829 года преосвященнейшим Амвросием он был рукоположен во священника села Васильевское Тверского уезда (теперь посёлок Васильевский Мох). Здесь он прослужил восемь лет с 1829 года.

В 1838-м резолюцией архиепископа Тверского Григория о. Илия был переведен в Ржев священником церкви Рождества Божией Матери — Богородицерождественской (или Ильин-ской). Здесь он усердно трудится до 1842 года. Заметим, именно в Богородицерождественской (только Калязинского уезда) служил и его отец.

Богородицерождественская церковь (или Ильинская: по названию придела, более позд-нее её обиходное название) до наших дней не сохранилась. Находилась она на перекрестке улиц Бехтерева и Ленина.

Храм являлся одним из старейших на Князь-Федоровской стороне (левобережье Волги). В исторических документах за 1640 год упоминается об о. Иоанне — священнике храма, который происходил из рода ржевских посадников — Струнниковых.

Каменная постройка церкви была сделана в 1754 году с тремя престолами: Рождества Пресвятой Богородицы (холодный), пророка Илии, Тихвинской Божией Матери.

Интересная деталь. Официальное название церкви — во имя Рождества Богородицы. Но ржевские прихожане так любили своего батюшку, что многие называли храм по обозначению придела — «Ильинская». И в архивных документах, с которыми мы работали, часто равнозначно используются оба названия.

Уже 31 декабря 1838 года о. Илия награжден «за доброе проповедание слова Божия». Его особая миссионерская деятельность по духовному просветительству была отмечена архипастырским благословением в 1839, 1840, 1841, 1842 годах.

С 1842 года решением Тверской Духовной консистории Илия Морошкин был переведен в Успенский собор и назначен священником заглавного ржевского храма. В середине XIX века этот древнейший храм Волговерховья, стоявший некогда ещё на территории Ржевского кремля, благодаря значительным финансовым взносам благотворителей, прежде всего, ржевских купцов, обустраивается внутренне и внешне. Все церковные здания перестраивают в надёжные каменные сооружения. Собору преподносят большие дарственные иконы, предметы для церковных служб и другие вещи.

В 1849 году о. Илия получает сан протоиерея и решением Тверского архиепископа вновь переводится для служения в Ржевский Богородицерождественский (Ильинский) храм.

Интересный исторический факт. О. Илия был переведён в Ильинскую церковь. В Успенский собор священником назначен Матфей Константиновский (1791-1857), ранее служивший в Спасо-Преображенском соборе Ржева. О. Матфей, протоиерей ржевского Успенского собора, проповедник, миссионер, духовный наставник Николая Гоголя, обер-прокурора Святейшего синода Александра Толстого, государственного контролёра Тертия Филиппова.

Епископ Тихон (В. Морошкин, сын И Морошкина)

После кончины о. Матфея Константиновского с 1857 года о. Илия на три года назначается благочинным всех городских церквей и возвращается священником в ржевский Успенский собор. Тут он достойно прослужит до 1860 года.

В 1860-м при служении в Ржеве о. Илия был награжден орденом Св. Анны 2-й степени и вновь на четыре с небольшим года переводится священником Богородицерождественской (Ильинской) церкви.

В 1865 году он покидает Ржев, прослужив здесь 30 лет. Тут родились и подросли его дети.

С 1865-го пастырь был назначен протоиереем Борисоглебского собора Старицы (годы постройки 1820-е), тогда одного из красивейших сооружений на Верхней Волге, величественного памятника в честь победных событий Отечественной войны 1812 года.

Для Ильи Васильевича переезд в Старицу был продиктован новыми служебными обязанностями. Это был кафедральный храм, где располагалась епископская кафедра и где настоятелем был сам епископ. Собор являлся главным храмом епархии, а в её территорию входили многие уезды: Ржевский, Зубцовский, Новоторжский, Старицкий, даже часть московских территорий (Лотошино).

Напомним, что все ржевские церкви в то время находились в административном подчинении Старицкого духовного правления.

Десять лет протоиерей Илья Морошкин доблестно служил русскому православию.

20 февраля 1875 года Илия Морошкин был переведен на свою родину, в Калязинский Николаевский собор. В марте того же года определен духовником, а в 1877 году он назначен благочинным Калязинского духовного округа. За усердие и отношение к службе о. Илия в 1880-м был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени.

В 1884 году, (уже в Калязине) был признан в потомственном дворянстве и внесен в третью часть родословной книги Тверской губернии. Одновременно с И. Морошкиным в потомственном дворянстве были признаны его дети.

Среди сыновей в дворянском звании в 1884 году был определен и Василий Морошкин — будущий святитель Тихон, напомним, урожденный в Ржеве.

Пастырь Илия Морошкин скончался в 1890 году. Упокоен в Калязине на Вознесенском кладбище. Могила не сохранилась.

* * *

Супруга о. Илии Елизавета Александровна (1815 — после 1864) происходила из семьи потомственного калязинского духовенства.

В Ржеве родились все дети Морошкиных: Василий, Сергей, Татьяна.

Сергей Ильич (1855, Ржев — после 1935, Калязин) стал священником. Его супругой была Ирина Морошкина.

Сергей Морошкин окончил Старицкое духовное училище, Тверскую духовную семинарию. Затем трудился учителем Кашинского духовного училища. На духовной службе в Калязине находился с 1876 года. Состоял духовником и увещевателем при тюремном замке. Являлся директором тюремного отделения. Избирался членом и секретарем уездного отделения епархиального училищного совета. Работал законоучителем городского училища.

В 1886-м был рукоположен во священника Николаевского собора Калязина (на место своего отца Илии Васильевича). В 1895-м за тщательность и усердие в духовном служении награжден скуфьей. На 1914 год являлся протоиереем Калязинского Николаевского собора.

Личность пастыря Илии Морошкина действительно представляет значимость в изучении православных традиций Верхневолжья и России. Более шести десятилетий верного служения во имя русского православия это полнокровно доказывают.

Ольга КУЗЬМИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *