Сергей Викторович КАЛАШНИКОВ, заместитель руководителя Ржевского подразделения ВПСО «Сова»: «НАШИ РЕБЯТА ДОСТОЙНЫ И ПОЧЁТНЫХ ГРАМОТ, И ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ НАГРАД»

— Сергей, сейчас, чтобы получить минимум информации о человеке, можно найти его страничку «ВКонтакте». Зайдя на Вашу, узнала: любите путешествовать, умеете делать скворечники, цените друзей, серьезно относитесь к волонтерской деятельности отряда «Сова». Скажите о себе ещё несколько слов, пожалуйста.

— Ржевитянин, после армии работал водителем, служил в МВД. В 2002 году с должности старшего опер-уполномоченного по особо важным делам вышел в отставку, занялся бизнесом.

— Юношеское представление о блюстителе порядка не вступило в конфликт с тем, что на практике?

— Нет. А вот позицию государства в отношении борьбы с преступностью считаю неверной.

— Работа в правоохранительных органах повлияла на Ваше мнение о том, каких людей в нашем обществе больше: добрых, честных, отвечающих за свои поступки или же их полных антиподов?

— Сложный вопрос. Люди разные. В той среде, где работал, порой встречались те, кто гораздо честнее политиков. В системе МВД порядочные люди были, есть и будут. Во времена Советского Союза у людей был иной менталитет, мы жили, не ставя деньги и потребительство во главу угла.

— В нашем обществе становится больше несправедливости, нечестности по отношению людей друг к другу, к тем или иным событиям.

— К сожалению, да. Всё больше молодеющего потребительства и уверенности в том, что так и должно быть, так правильно. На одной из встреч со студентами ржевского образовательного учреждения рассказываю молодёжи об отряде «Сова», предлагаю вступить в наши ряды и слышу вопрос: «Сколько нам будут платить?» Отвечаю: «Деятельность в отряде не оплачивается», и следующая реплика: «Ну уж нет, лучше подработаю где-то».

— Молодые люди ориентированы на деньги, им сложно понять, что новая деятельность на благо, новые знакомства с увлеченными, состоявшимися в жизни людьми, могут помочь им куда больше, нежели подработка. Эта ситуация поправима, Сергей?

— Да. Время всегда всё поправляет и расставляет на места. Деньги — не главное в жизни.

— Вам могут возразить: легко так говорить, когда они есть.

— Так легко говорить, в первую очередь, когда тебе хватает. Смысл зарабатывания — в зарабатывании? Зачем?

— А что, по-вашему, в жизни главное?

— Можно быть несчастным с деньгами. Главное — осознание того, что ты счастлив с теми и с тем, кто и что у тебя есть, счастлив, что есть дело, которому ты отдаёшь себя, вкладывая душу.

— Такое отношение к жизни и привело Вас в «Сову»?

— Однажды увидел пост: «Ржевский отряд «Сова» нуждается в помощи. В объединении не хватает мужчин». И решил помочь.

Это было в начале 2018 года. Съездил на один поиск — и затянуло.

— Кого тогда искали?

— Помогали тверским коллегам искать в поселке Бурашево сбежавшего из спецучреждения парня.

Поисков, героических в общепринятом понимании, когда ты пошёл, сразу человека нашел и спас, мало. По большей части, поиск — это: вы-ехал, ночь проходил, никого не нашел и, вернувшись утром, узнал, что человек вышел сам. Такие случаи, когда потерявшийся возвращается и не оповещает тех, кто его ищет, имеют место быть. Романтики в поисковом деле хватает, но не так много, как порой кажется.

— В том числе и поэтому некоторые новички к поиску быстро остывают…

— Зачастую так и считается: пошел, нашел — герой. А если ищем человека, потерявшегося, например, полгода назад: первый, второй, третий выход — безрезультатны, новички теряют запал, «сдуваются». Но если потерявшегося нашли — это сильная мотивация продолжать.

Сложно описать словами чувства, когда после сложного поиска ты как старший группы говоришь по рации: «Найден. Жив»…

— Сергей, о Вашем самом сложном за пять лет поиске в Оленинском районе мы расскажем в отдельной статье нашего издания. А вот о том, что сказал вам потерявшийся дедушка, когда его нашли, спрошу сейчас.

— «Знал, что меня найдут». Мы даже засмеялись. Нас всего пятеро, болото громадное, что на человека тогда вышли — удача. Он уже прежде терялся, его искали, находили, наверное, поэтому и был в этом уверен пожилой человек.

— А у вас, поисковиков, есть чувство, что, выходя на поиск, человека найдете?

— Бывает, интуиция подсказывает, что нужно делать, но не всегда мы, люди, к своему шестому чувству прислушиваемся. Чаще с нами удача — это незаменимая вещь.

— Командная удача.

— Только так. Найти человека можно только в группе. Все решения мы принимаем сообща; как старший группы я всегда даю возможность вы-сказаться по теме поиска всем.

Все поиски разные, даже если ушёл пожилой грибник или ягодник. Искать начинаем на основе информации от инфоргов. Как-то искали дедушку, перенёсшего четыре инфаркта. Учитывая этот факт и включив логику, делаем вывод — он не мог далеко уйти. А потом выясняется: он вышел через 16 километров от дома!

Или если человек ушёл в лес с компасом и не вышел сам, напрашивается логичный вывод — с ним наверняка что-то случилось. Отрабатываем ночью близлежащий район — никого, приезжает сменная группа, и человека находят в значительном отдалении. Да, он шел по компасу, но отклонился градуса на два, получилось, что обошел деревню стороной, углубившись в лес.

— Основная часть поисков — весенне-осенний период.

— Есть «поиски на инфо», те, кого инфорги (прим. ред. — информационные координаторы) разыскивают круглогодично (люди с деменцией, пропавшие дети). Весна-осень — пик для выездов на место. Представители старшего поколения чаще всего теряются по причине самонадеянности, дети — по беспечности.

— Наверняка очень взрослые люди говорят: «Всё кругом знаю с детства, всегда тут бегали, как так случилось — не понимаю»…

— Да-да, так и говорят. Прошли годы, нет прежней юношеской прыти, да и местность меняется так, что не узнать, нет прежних ориентиров — деревьев, дорог, полей.

Я сам ездил в лес с 12 лет и ни разу не заблудился, всегда пользовался подобными ориентирами. Сейчас деревни вымирают, поля зарастают. Как-то повез младшего сына показать место, где была дедушкина деревня, там всё очень изменилось.

— Я, к сожалению, вряд ли ошибусь: число потерявшихся меньше не становится…

— Не снижается. Чтобы это произошло, необходима систематическая работа с населением. Без профилактических мероприятий нужного позитивного результата не будет. Это касается и медицины, и сферы правонарушений.

— Представители отряда «Сова» и Вы лично в течение нескольких лет активно вели профилактическую работу, ходили по школам, встречались с молодежью, собирали детвору на познавательные встречи в Городском доме культуры. Всем пойдет на пользу — и взрослым, и детям, если такой формат взаимодействия с учреждениями возобновится. Сергей, что говорит статистика поисков за 2022 год?

— В отряд «Сова» Тверь и Тверская область поступило 1146 заявок на поиск людей, из них найдены живыми 929 человек, погибшими — 60. Завершено 56 «обратных поисков» (поиски места проживания человека). Другие поиски продолжаются. Ориентировки на них есть в нашей группе «ВК».

— В 2020 году, когда мы разговаривали с руководителем отряда Андреем Соколовым, в нем было 35 человек, сколько сейчас?

— 31, в том числе девчата-инфорги. Костяк отряда: Андрей Соколов, Елена Малахова, Екатерина Дунцова, Галина Калинина, Александр Петров и я. Девушек у нас сейчас больше, чем парней. Братство поисково-спасательных отрядов небольшое, но сплочённое. Бывает, что членом отряда становятся родственники человека, которого искали. Есть тот, кто помогает искать людей на своем личном вертолете, я о руководителе ВПСО «Ангел» (Москва и Московская область) Александре Михайлове.

— День поисковика — 13 марта, День волонтера — 5 декабря. Снова приходится повторять «к сожалению», но давно не слышала, чтобы волонтеров «Совы» награждали, а ведь есть за что!

— Наши ребята достойны не только почётных грамот, но и правительственных наград.

— Полностью с Вами солидарна. Сергей, в 2020 году отряд нуждался в тепловизоре, квадрокоптере, прожекторе, машине «буханка»…

— Это дорогостоящее оборудование по-прежнему нужно. Мы сдаем членские взносы, стараемся как-то компенсировать расходы на бензин. Нам нужно многое, минимум — батарейки для навигаторов и аккумуляторы для фонарей.

— Считаю, первое, о чем нужно помнить, собираясь в лес, что ты можешь заблудиться.

— Да, полагать, что «уж со мной такого никогда не случится» — крайне самонадеянно. Собрались в лес — правильно оденьтесь, возьмите вещи потеплее, захватите перекус, воду, спички, лекарства. Обязательно берите заряженный телефон. Говорите родным, куда вы идете, оставьте записку. И ещё, по возможности, не ходите в лес по одному.

Вбейте в список контактов старших родственников номера экстренной службы 112, ЕДДС 2-20-60, телефоны ВПСО «Сова» 8-910-646-34-34, 8-904-014-12-34.

— Спасибо, Сергей. Удачи, здоровья, добрых новостей, чтобы заветные слова: «Найден. Жив» говорить и слышать как можно чаще.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Помочь может каждый! ВПСО «Сова» нужны волонтеры во всех городах Тверской области. Стать волонтером можно, заполнив анкету на сайте: https://poisktver.ru/volunteer/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *