«ТРИ ПРЯХИ» НА РЖЕВСКОЙ СЦЕНЕ

13 июня в Центре культуры и искусства «Текстильщик» Тверской академический театр драмы показал музыкальную сказку братьев Гримм «Три пряхи» (режиссер, автор инсценировки и композитор Иоланта Мельникова).

Зрители не в первый раз встречают этот талантливый коллектив на ржевской сцене. И каждый новый спектакль — чудо, которое ждешь с нетерпением. Жаль только, что желающих поспешить на встречу с настоящим искусством было в тот день не так уж и много. Думается, пришкольные лагеря и до-школьные учреждения могли бы проявить большую активность по организации детей. Доступные билеты, профессиональная труппа, где играют народные и заслуженные артисты, чудесная музыка, песни, танцы, красивые декорации и костюмы — и все это у нас, в Ржеве, и не надо ехать в Москву или Тверь.

Уверена, все зрители — от мала до велика — получили огромное удовольствие и массу положительных эмоций от просмотра. А после представления актер Алексей Майский провел мастер-класс для руководителей театральных коллективов и преподавателей общеобразовательных школ. И это тоже бесценный опыт как для начинающих школьных режиссеров, так и для настоящих мастеров.

Однако поговорим о самом спектакле. Без сомнения, все читали сказки Вильгельма и Якоба Гримм, немецких языковедов и исследователей народной культуры, создателей первого немецкого словаря. Но самое главное их достижение, как мне кажется, это уникальный сборник сказок, изданный в 1812 году. Ну кто не знает волшебных историй про «Красную шапочку», «Рапунцель», «Золушку», «Госпожу Метелицу», «Бременских музыкантов»! Эти сказки наполнены важным смыслом, который понятен и взрослым, и детям. Авторы рассуждают о вечных ценностях: о добре и зле, о дружбе и любви, о выборе на пути героев.

«Три пряхи» — одна из самых загадочных сказок знаменитых братьев Гримм. Стоит отметить, что ее сюжет является авторским творением, а не интерпретацией народных сказок.

О чем же эта история? Все очень просто, и в то же время хитро сплетено, как нити судьбы, что вьют три загадочные пряхи. Это сказка о красивой девушке, которая не любила прясть, поэтому ее называли ленивой, но любила она изучать латынь, стирала, убирала, хлеб пекла и… оказалась очень удачлива. Королева пообещала выдать ее замуж за принца, если та спрядет много льна. А справиться с этой трудной задачей девушке помогли три пряхи.

Сказка очень поучительная. Она учит нас добру, тому, что не стоит отказываться от помощи, что нужно быть вежливым, честным, бескорыстным, помогать  оказавшимся в беде или в трудном положении. Сказка учит, что можно из всего извлечь пользу, главное — быть добрым человеком и платить добром тем, кто помог тебе.

Режиссер Иоланта Мельникова поясняет: «Действие сказки разворачивается где-то в Европе в XIII веке. Для атмосферы раннего средневековья была написана специальная музыка, позволяющая юным зрителям познакомиться с культурой и традициями давно ушедших времён. Поэтика сказки строится на глубоких символах: колесо прялки — как колесо жизни. И за прялками — три мудрые женщины, способные влиять на судьбу. Так кто же такие волшебные пряхи? В этих сказочных образах прослеживается сходство с тремя античными богинями судьбы: Парками в римской мифологии, или Мойрами в греческих мифах. Клото пряла нить жизни, Лахесис — определяла судьбу, а Атропос перерезала нить. Идея сказки заключается в умении быть искренне благодарным богиням судьбы за их дары. Человек чести, человек слова обязательно получит заслуженное вознаграждение, как и случилось с главной героиней сказки красавицей Эльзой».

…Выполняйте обещанья,

И не будет наказанья.

И соткут, конечно, пряхи

Вам счастливые рубахи! — в этих незамысловатых строках, что звучат в исполнении артистов, — главная мысль сказки.

Без сомнения, Иоланта Мельникова выбрала непростой, но интересный материал для детского спектакля. И несмотря на его философскую направленность, ребята все правильно понимают. Кому пряхи помогают в жизни? Тому, кто совершает добрые поступки. А кому усложняют? Правильно, тому, кто ослушался, кто грешит. А еще, запутывая нить судьбы, они посылают испытания. Непосильное задание в замке для красавицы Эльзы — дело их рук. Вспомним, как интересно с режиссерской точки зрения поставлен этот фрагмент: вся сцена опутана нитями, будто в ней паук поработал. Девушка мечется из стороны в сторону и не знает, что же делать. И даже признание принца в любви не помогает.

Но мы-то понимаем, что Эльза — вовсе не лентяйка, прясть она не любит потому, что видит свое призвание в учении.

Стоит отметить великолепную игру актеров. В спектакле участвовали: народная артистка Вера Рычкова (первая пряха), заслуженная артистка Ирина Кириллова (вторая пряха), заслуженная артистка Валентина Мартьянова (третья пряха), Никита Берёзкин (первый миннезингер), Алексей Майский (второй миннезингер, Принц), народный артист Владимир Чернышов (третий миннезингер), Иоланта Мельникова (Первая дама), Татьяна Лугачева (Вторая дама, мать), Анжелика Панкова (Третья дама, Королева), Евгения Голубева (Эльза).

Интересно и то, что волею режиссера пряхи попадают как бы в два мира: туда, где живет Эльза, и в историю, которую рассказывают бродячие артисты. Зритель понимает, что пряхи есть повсюду, они не выдумка — реальность. Странствующие актеры то погружают зрителей в средневековую атмосферу, таинственную, загадочную, тревожную, то веселят задорными песнями и танцами. И все это естественным образом живет, крутится и вертится, как колесо прялки — колесо судьбы, от которой, как известно, не уйдешь.

Елена СООЛЯТТЭ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *