"Общество не потребителей, а созидателей"

Управляющий Ржевской епархией  епископ Адриан: «Общество не потребителей, а созидателей»

— Ваше Преосвященство! Сегодня голос Церкви звучит громко и убедительно. Но какую задачу при этом она ставит перед собой? Получить влияние на государственную политику?

— Церковь основана и управляется Богом. У Бога нет задач. У Него есть святая воля, которую Он осуществляет через Церковь. На всем историческом протяжении своего существования Церковь преследует одну цель — привести человека к Богу. На многочисленных встречах с общественностью говорил и хотел бы еще раз подчеркнуть: Церковь не ставит перед собой задачу получить непосредственное влияние на государственную политику. Она обращается к обществу, свидетельствуя об Истине. Церковь не вмешивается в дела государства, как и государство сегодня не вмешивается во внутрицерковные дела. А диалог между ними — это историческая необходимость, вытекающая из цивилизационной самоидентичности народов России. Это не клерикализация и не огосударствление, а соработничество и партнерство. На запросы современного общества Церковь просто обязана отвечать. И Церковь говорит о необходимости консолидации всех народных сил — только в этом случае российское государство может быть мощным и способным противостоять нынешним вызовам и угрозам.

— Владыка, на встречах с людьми Вы говорите вещи, которые не принято было произносить даже 5 лет назад. Это Вы нестандартный иерарх, или факторы церковной жизни так изменились?

— В Церкви не может быть искусственных реформ, но может происходить актуализация церковного послания. Актуализация — это изменение языка, мышления, тональности, приоритетов тематики обращения. Церковь призвана давать нравственную оценку  происходящему сегодня в стране. Святейшему патриарху Кириллу удалось придать церковной жизни новый импульс, напомнив священнослужителям их обязанность: «Идите, научите». А научить может только тот, кто не только знает чему учить, но кого и как. Несмотря на то, что в 90-е годы Церковь обрела большую свободу, менталитет людей не поменялся. А выпадение государственного стержня привело общество не к нравственному совершенству, а к деградации. К сожалению, тогда Церковь не сумела сориентироваться верно. С 1990-го по 2000-й годы Церковь окрестила людей больше, чем половина населения страны, а в результате получились крещеные, но не воцерковленные. Сегодня позиция Патриарха такова — не число крещеных, а количество людей, живущих по вере, как главный итог нашей проповеди Христа.

— Владыка, христианин не может не быть оптимистом, потому что победа всегда остается за Христом. Особенно об этом вспоминаешь в связи с Пасхой. А вот что делать пессимистам?

— Чтобы не быть пессимистом, надо быть христианином. Тем, кто пока далек от Церкви, могу предложить искание веры. Вера рождается от знания. Знания, а не невежество, приводят человека к Богу. Познание Бога придает осмысленность жизни, мироощущение человека проникается жизнерадостностью, бодростью. Чтобы менять окружающий мир в лучшую сторону, а оптимизм предполагает именно такую возможность развития событий, начинать следует с себя. Не просто верить, а по вере жить. Тогда не будет места пессимизму.

— С чем, Вы думаете, сегодня связан кризис института семьи, то есть, другими словами — кризис любви?

— В Священном Писании говорится, что из-за умножения беззаконий иссякает любовь. Если говорить о семье как о единстве двух существ, то в так называемом гражданском браке, который все больше входит в нашу жизнь, человек ищет себе партнера, удобного. Меняются партнеры, и становятся актуальными слова: из-за беззаконий ваших… Ведь в момент становления личности любовь, как некая драгоценная жидкость, наполняет человеческую сущность. Если любовь сохранять и приумножать, она станет счастьем совместной жизни. Но если ее расплескать во все стороны, то когда, наконец, встретится тот единственный, внутри не останется ничего, чем можно было бы делиться, а без этого нет любви.

— Владыка, что дают Вам многочисленные встречи с педагогической общественностью?

— Вместе с педагогическим сообществом мы пытаемся найти пути восстановления утраченного за последние годы воспитательного компонента. В стандарты третьего поколения уже включен элемент духовно-нравственного воспитания. Нам сегодня нужно найти правильные формы подачи духовных знаний и адаптировать их к современному образовательно-воспитательному процессу.

— Владыка, считаете ли Вы, что утрата веры, отказ от нее как сознательный выбор людей, может стать главной угрозой для России?

— Утратить можно лишь то, что имел. Вообще же без веры — плохо. «Русский человек без Бога — дрянь», — говорил великий Достоевский. В данном случае «дрянь» — не бранное слово, а нечто ненужное, хлам. Природа не терпит пустоты, и внутреннее содержание человека может стать просто «хламом», по Достоевскому. За примером ходить далеко не надо: наши 90-е годы, часть сегодняшних дней, когда люди по головам и трупам пробирались к власти, деньгам, а человеческая жизнь мало что стоила. Отсутствие самого главного качества, Бога внутри человека, может привести к краху нашей национальной истории. Потому что человек, совлекший с себя образ Божий, непременно совлечет с себя и образ человеческий. И обретет в конечном итоге образ зверя. Эта истина уже проверена.

— Но сегодня сторонникам ультралиберальных идей кажется, что они открывают обществу новые горизонты счастья: ведь они «освобождают» человека от морали, нравственности и ограничений его собственной биологической природы. И эта новая утопия очень многих на Западе вдохновляет. Не может ли произойти то же самое у нас, особенно при отсутствии веры и на фоне экономических трудностей?

— Гитлер тоже говорил, что освобождает своих приверженцев от химеры под именем совесть. Известно, чем все это кончилось. Сегодня мы не живем в изоляции от мира, но смотрите, еще совсем недавно мы сверяли наши поступки с критериями Запада. Обратите внимание, больше так уже не делаем. Нам претит то, что на Западе сегодня лицемерно провозглашается, выдается за истину, претят их двойные стандарты. Российское общество выбрало свой путь, обращаясь к своим историческим корням и нравственным идеалам. Недаром 2014 год — Год культуры. И это сделано не в последнюю очередь для того, чтобы мы внимательно отнеслись к нашему славному прошлому, обратились к опыту великих предков, на чьих плечах мы и сегодня стоим.  Путь, который страна прошла, был нужен для того, чтобы понять, «кто есть кто». И это дает нам надежду на будущее.

— Кто-то из современников сказал, что в наше время Церковь — «это костер в тундре, и кто хочет, тот пусть приходит и греется». Церковь сегодня — это семья, команда, община?

— Кстати, в тундре Церковь тоже есть. Церковь — это не только и не столько место, где усталый от жизни странник находит тепло и кров. Церковь — это общность людей, соединенных верой и желанием жить по вере. Церковь — это община, где есть общность взглядов на духовные и моральные ценности. Церковь — это люди, соединенные любовью. И, наконец, Церковь — это вселенская школа, где есть первый класс, но нет последнего: век живи, век учись.

— Вас позиционируют как патриота. Но ведь мы знаем, что земля и все дела на ней сгорят. Зачем же так переживать о земном Отечестве? Или можно отнести это к парадоксам духовной жизни?

— Та любовь к Родине, что мы находим в русских людях и народах России на протяжении всей отечественной истории, любовь, которую мы называем патриотизмом, есть чувство духовное, связывающее Отечество земное с Отечеством Небесным. Человек, который не является патриотом своей Родины, является ее потенциальным предателем. Плохой гражданин земного Отечества будет плохим гражданином и Отечества Небесного. Однажды спросил у молодого человека, куда впадает Волга? И мне ответили, что Волга впадает в Астраханское море. Как же можно любить то, к чему нет интереса, к чему не стремится душа? Помните пушкинские строки?

Два чувства дивно близки нам,

в них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,

по воле Бога самого,

Самостоянье человека,

залог величия его.

Неудивительно, что Церковь, занимая патриотическую позицию, призывает свою паству к осознанию великого чувства любви к Родине, которое вложено в человеческую природу.

— Знаете, сегодня многие смотрят на окружающую действительность и воспринимают все в одном черном цвете. Как осознать, что все-таки вокруг много хорошего, страна развивается и идет вперед, и понять, что мы и сами сможем чего-то достигнуть на своем уровне? Когда царит апатия, безразличие, равнодушие — может ли Церковь вернуть гражданам надежду, которую они утратили, веру в страну и себя?

— Таких ультрабезверных людей ничтожно мало. Люди все-таки верят и надеются. Но им надо помочь осмыслить окружающую действительность. Один в поле не воин. Для того и Церковь, чтобы под своим покровом собрать народ православный. Когда люди вместе, они понимают общность своих интересов. И тогда вера, надежда и любовь обретают свое единство, ведут к солидарности целенаправленных действий. В едином порыве, в понимании общности целей, вера обретает материальную силу. Не так ли на наших глазах совершилось невероятное — Крым вернулся в Россию?!

— Возвращение Крыма — это замечательно. Но последние 20 лет мы живем в стране без всякой идеологии, а страна без идеологии распадается. Мы стали друг другу чужими из-за того, что у нас нет чего-то общего. Может ли православие стать идеологией государства? Ведь идеальная идеология та, которая базируется на христианской нравственности, нет?

— Религия — не идеология, это связь с Богом. Идеология, если коротко, — мировосприятие через призму социальных интересов. Идеальной идеологии нет, но есть, безусловно, интересы. Не отвергая социальных интересов, Церковь объединяет людей на основе христианской любви. И тогда своекорыстие отступает. Взяв за основу ценности христианства, которыми так богата Россия, мы можем строить общество не потребителей, а созидателей. И это сразу резко изменит вектор развития страны, изменит к лучшему всю нашу жизнь.

— Что бы Вы пожелали верующим и всем людям в праздник Пасхи?

— Пасха — словно мощный источник света в темном царстве, который помогает человеку не сбиваться с пути. Ведь очень важно правильно сориентироваться в жизни. Жизнь дана нам, чтобы мы постоянно совершенствовались во всех своих проявлениях. Тогда и деятельность на благо Отечества будет созидательная, и семья будет крепкая, и сам человек будет физически и нравственно здоров.

— Благодарю, что Вы нашли время и любезно ответили на наши вопросы.

Ирина Кузнецова

 

 

 

 

Отклики (5) на "Общество не потребителей, а созидателей"

  1. РН:

    Двойные стандарты РПЦ — вернее, ее «руководителей», уже стали предметом обсуждения и осуждения во всем мире. Так что не нужно здесь призывать к нравственности. Начните с себя.

  2. Читала интервью с интересом, но после прочтения статьи остался неприятный осадок от тех слов и фраз Владыки, используемых сейчас 1:1 в статьях прогосударственных газет, интернетовских сайтов и групп социальных сетей. У меня много личных замечаний, но остановлюсь на одном. А именно: это неправда, что Запад (не знаю точно, что под этим словом каждый подразумевает, я думаю при этом о Германии) мыслит двойными стандартами. Это неправда, что Запад угрожает России и её населению какими-то нехристианскими моральными установками. Я живу более 40 лет среди немцев. Те немцы, что участвовали во Второй мировой войне, почти все умерли. Также, как умерли почти все советские воины, а оставшихся можно пересчитать по пальцам. Те немцы, что воевали против России, не передавали своих впечатлений и военного негатива детям. Они умирали молча, мучительно и без объяснений того, что пережили. Их немецкие дети, т.е. поколение моего мужа (40-50-е годы), воспитывались в немецком обществе и школах уже на гуманистических принципах. Лучшим подтверждением этого стала материальная помощь из Германии населению бывшего СССР после его развала в 90-х годах прошлого века. То, что правители и политики бывшего СССР не удосужились после краха огромной страны в 90-х годах сесть все вместе за один стол и продумать для населения идеологию и новое направление жизненного уклада для простых людей — это не проблема Запада, а проблема российско-советского менталитета, не покинувшая страну-преемницу Россию до сих пор. Назовём этот менталитет просто: «жить на авось». Очень жаль, что РПЦ в этом направлении не создаёт ничего нового и не указывает действительно других моральных путей для верующих, а дует в дуду правительства России и его на сегодняшний день сомнительных идеологов. В общем и целом я разочарована в объяснённой Владыком Андрианом точке зрения на современный мир. Ожидала другого, если быть честной…

  3. РН:

    Правильно, Лариса. Лицемерная власть и лицемерная РПЦ друг друга стоят. Поэтому и стоит бывший коммунист и КГБэшик Путин со свечкой на Пасху и делает вид, что жутко верующий. Надеюсь, Вы больше не будете слушать Адриана.

  4. РН:

    Уберите лишнюю «д» в заголовке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *