Ирина Владимировна Тихомирова, начальник территориального отдела сельского поселения Чертолино: «ВСЁ, ЧТО ПРОИСХОДИТ НА НАШЕЙ ТЕРРИТОРИИ, — НАША ЗАБОТА»

— Ирина Владимировна, насколько я знаю, Вы работаете в администрации сельского поселения уже давно.

— С 1999 года. Тогда еще были сельские округа, а не поселения. Пять лет я возглавляла Звягинский сельский округ. И уже 17 лет работаю в администрации сельского поселения Чертолино. Прошла все этапы трансформаций сельских территорий. И всегда здесь, на своей земле.

— Сколько сейчас населенных пунктов, сколько жителей в поселении?

— Слава богу, сколько было, столько и осталось — 51 населенный пункт. А население сократилось — с двух до полутора тысяч человек. Фактически еще меньше, потому что не все проживают, хоть и зарегистрированы. Население в основном пенсионного возраста, к сожалению, работающих очень мало. Некоторые деревни сейчас напоминают спальные районы в столице: жители утром уезжают, вечером приезжают. Работают на городских предприятиях, на птицефабрике, на дмитрогорском свинокомплексе…

— На территории поселения расположен Звягинский СВК. Есть взимодействие администрации поселения с предприятием? Дружно живете?

— Да, безусловно. Они, конечно, в нашей помощи не нуждаются. За редким исключением — однажды обращались за помощью в подборе кадров. А мы часто просим помочь, например, в окашивании территории. Еще предприятие приобретало краску для ремонта воинских захоронений. Не отказывают никогда.

Кроме того, «Дмитрова гора» — это возделанные поля. Предприятие в этом году значительно увеличило посевные площади в сторону Бахарево и Зехино. И это большой плюс. Я всегда рассуждаю, исходя из пользы для населенных пунктов. Ведь, как известно, где пашутся и сеются поля, там не горит по весне трава, не растет борщевик. В целом, безусловно, не может не радовать, что доселе брошенные земли вновь засеяны, возделываются. За поля вокруг Звягино, Бахарево мы уже спокойны, весной огонь от палов травы туда не придет.

На примере своего поселения скажу, у нас сложились хорошие отношения со всеми. Вот вы спросили про сельхозпредприятия, а я также скажу про школы, Дома культуры, другие социальные учреждения. Среди нас нет разделения. Есть понимание, что сельское поселение — это наш общий дом, вне зависимости от того, где находится руководство того или иного учреждения, кому теперь подчиняется. Если на субботник, то все вместе. И в любом другом деле так.

— Что нового? Слышала, что Светловскую дорогу ремонтируют.

— Нынешний год для сельского поселения Чертолино, я считаю, в целом очень удачный: уже реализованы два проекта ППМИ — в Зайцево и Азарово установлены контейнерные площадки. Сейчас идет ремонт дорог в трех населенных пунктах. На стадии завершения ремонт въезда в Звягино, стоимость работ — 4,6 млн рублей. Завершается ремонт дороги по поселку Ильченко стоимостью более 5 млн рублей. И, наконец, нынче мы дождались ремонта многострадальной дороги от трассы Москва — Рига до д. Светлая. Даже не верится, так много счастья в один год для одного поселения! Все три дороги — асфальтовые. Все три по областной программе. Это достаточно крупные вложения.

— Как долго ждали ремонта этих дорог?

— Все проекты — не сегодняшнего дня. По Ильченко проектная документация была сделана еще в 2016 году. Ремонта въезда в Звягино дождались спустя три года с момента изготовления проекта и подачи заявки. В принципе, недолго.

А что касается дороги до Светлой — это, можно сказать, выстраданный и долгожданный ремонт. Эта автодорога находится в ведении Территориального дорожного фонда. И мы очень долго не могли добиться, чтобы ее отремонтировали. Дело сдвинулось с мертвой точки после того, как староста деревни Светлая Вячеслав Сергеевич Пирожков побывал на приеме у губернатора Тверской области с данной проблемой. Свершившийся ремонт — это заслуга и покойной Нины Павловны Ивановой, и Екатерины Семеновны Ганиной, и Вячеслава Сергеевича Пирожкова. Это они ходили по разным инстанциям, писали обращения. Выходили, выстрадали, можно сказать.

— По светловской дороге, если не ошибаюсь, большим потоком шли большегрузы из карьера?

— Сейчас такого движения уже нет. Будем надеяться, когда дорогу отремонтируют, движение большегрузных тонаров по ней не возобновится. В прошлый раз после ремонта этой дороги (а случилось это, когда только создавались поселения) сразу пошли большегрузы и, естественно, разбили новый асфальт.

Состояние дорог в сельской местности — это самый больной вопрос. И не только вопрос ремонта, но порой и полного отсутствия какой-либо проезжей дороги. У нас в поселении остались две такие «болевые точки». В один населенный пункт, в буквальном смысле, только вертолетом можно долететь. Это деревня Бахарево, там проживают всего четыре человека, но они же люди! В сухую погоду в Бахарево можно добраться через поле «Дмитровой горы», предприятие разрешило проезжать. Дальше тоже полевая дорога. Зимой, когда замерзнет почва, также разрешают чистить путь через поле. А в межсезонье в деревню на автомобиле не пробраться вообще никак. Только пешком.

— Как же люди там живут?

— А вот так. Причем одна семья дачников, но живет постоянно в Бахарево, другая семья — коренные жители. И знаете, эти люди никогда ничего не просят. Зимой на лыжах, летом на велосипеде добираются до цивилизации. Я все время боюсь — не дай бог что случится, ведь ни скорая помощь, ни пожарная машина туда не проедут.

Еще один населенный пункт — Змины — тоже страдает от бездорожья. Он расположен в двух километрах от Чертолино. В деревне достаточно много населения, и есть дети: шесть малышей посещают детский сад в Звягино и трое школьников. С дорожным отделом администрации Ржевского муниципального округа мы уже обговаривали вопрос по Зминам. Надеюсь, что подготовят проектную документацию и в будущем году дорогу в деревню отремонтируют.

— С нового года поселения живут в составе муниципального округа. Что изменилось для жителей, для Вас как руководителя поселения? Что осталось неизменно?

— Мы вошли в состав округа с 1 января. Первый квартал стал периодом становления, это время мы жили, как раньше, как администрации поселений. А последние полтора месяца — уже в составе Управления сельскими территориями Ржевского муниципального округа.

Очень рано еще делать выводы и давать оценку объединению: как положительную, так и отрицательную. Но я хочу сказать, все мы бывшие главы поселений, а теперь начальники территориальных отделов, работаем в том же темпе, что был задан много раньше. Как бы там наши должностные обязанности и полномочия ни менялись, все, что происходит на нашей территории — это наша забота. Образование, здравоохранение, культура, земельные отношения… Пусть мы напрямую не касаемся, но косвенно — всегда. Все, что происходит в поселении, за которое я отвечаю, меня волнует. И любой глава поселения (уж позвольте так называть, не могу еще привыкнуть к новому названию) относится так же. Если нет воды в каком-то населенном пункте, то это и моя забота тоже, в первую очередь. Вся хозяйственная работа, которая была у администрации поселений, осталась. Единственное, что изменилось: если раньше я как глава принимала решение, то и несла за него ответственность. Теперь решения принимает и несет ответственность глава муниципального округа. Но и мы подвести его не можем.

— Собственного бюджета в поселениях теперь нет. Как сказал один из глав поселений: «Для решения той или иной проблемы дорога стала длинней». Надо звонить, ехать, уточнять по каждому финансовому вопросу. Так?

— Это да, согласна. На последнем заседании Совета депутатов сельского поселения Чертолино депутат Надежда Николаевна Безобразова сказала такую фразу: «Мы со своим маленьким бюджетом делали большие дела». Да, конечно, 12 млн рублей — невеликий бюджет. Однако мы видели эти деньги, точечно распределяли. А сейчас, когда создали общий бюджет, получить оттуда средства на наши маленькие и большие нужды пока сложно. Стараемся сделать так, чтобы люди в поселениях на себе этого не ощутили. Но нужно пройти этот этап становления, интеграции в единый округ, в единую финансовую систему и систему управления так, чтобы на жизнь населенных пунктов это не повлияло в худшую сторону. Чтобы сохранить все, что есть. Ведь в районе очень много хорошего наработано.

— Прежде всего, полагаю, это работа с населением. Взаимодействие и обратная связь с жителями очень важны, особенно для отдаленных населенных пунктов.

— У нас налажено тесное взаимодействие с населением через старост. Мы всегда с ними на связи, в любой день, в любое время суток. Например, в деревне Светителево очень активная староста Вера Александровна Воронцова. У нее все под контролем, звонит по всем проблемным вопросам своего населенного пункта, очень неравнодушный человек. Также в других населенных пунктах есть и старосты, и общественные помощники, всегда позвонят, расскажут, если что случилось, помогут, подскажут. В деревне Светлая, если какая-то вводная поступила из администрации, они быстренько через «Ватсап» всех оповещают.

— Ирина Владимировна, как будет происходить финансирование поселений?

— В прошлом году от сельских администраций запрашивали цифры необходимого объема финансирования для нормального существования поселений. Все данные сейчас в Управлении сельскими территориями. Теперь надо разумно и грамотно расходовать бюджетные средства.

— Жизнь в деревне весьма зависит от дорог. Вернее от их состояния: это связь с внешним миром, это подвоз в школы, это продукты питания, медпомощь, пожарная безопасность — словом, все. Поэтому расчистка дорог в зимний период и грейдирование грунтовок до проезжего состояния в летний — один из самых важных моментов на селе. В деревню ведь, как правило, объездных путей нет. Есть только въездные. Как теперь будет происходить обслуживание дорог на сельской территории?

— Первый квартал мы жили по-прежнему, наши дороги обслуживало ООО «Ржевмелиорация». На эти цели были запланированы бюджетные ассигнования. Дальше Управление сельскими территориями должно заключить контракт на обслуживание дорог в сельских поселениях с дорожным предприятием. Грейдирование и окашивание обочин дорог в летний период — это все в рамках контракта на содержание дорог. Я надеюсь, что все будет хорошо.

Понятно, что мы сейчас ощутили некоторые шероховатости в том, что не так быстро все. Допустим, раньше мы работали по прямым разовым договорам на окашивание территорий. Минувшей зимой и по расчистке дорог нанимали сторонних людей, у кого есть техника, кроме «Ржевмелиорации». Так оперативнее: пока очередь до нас дойдет, уже по второму разу надо дороги расчищать, ведь в поселении 51 населенный пункт. Да и зима нынче была очень снежная.

— Уже обсуждалась возможность заключения разовых контрактов на расчистку дорог и окашивание территории?

— Мы столкнулись с проблемой, что город работает немного иначе в этом плане. В Ржеве есть организации, с которыми можно заключить контракт, например, на окашивание территории. Ну а в сельской местности кто выйдет на контракт по уборке борщевика? Нет таких организаций. И сейчас по разовым договорам мы решаем эту проблему: окашиваем въезды в населенные пункты, воинские захоронения (у нас в поселении их семь), заброшенные территории, нужно окосить противопожарные водоемы, мемориальный комплекс Звягино — он вообще 4 гектара занимает.

— Возвращаясь к финансовой теме. Увеличились ли возможности поселений для участия в крупных проектах, в программах? Я имею в виду те, где предполагается софинансирование муниципального бюджета?

— Прошло еще слишком мало времени, чтобы об этом говорить. Но мы надеемся, что так произойдет, что наши возможности в этом плане увеличатся. И тогда можно будет воплотить в жизнь давнюю мечту по газификации Ильченко и Погорелок. В поселке Ильченко расположены школа и социальный приют для детей. Не такие огромные эти два поселка по численности населения, но для сельской местности сейчас и это много. И пока еще люди там живут, газификация нужна. Я уверена, это даст второе дыхание населенным пунктам.

— Будем надеяться, что так и произойдет. Благодарю Вас за интервью.

Беседовала Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *