«Мир изменят не политики, а педагоги»

Степан Ованесович МИЛЬТОНЯН, Заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук, преподаватель Тверского музыкального колледжа им. М. Мусоргского:

«Мир изменят не политики, а педагоги»

— Степан Ованесович, два дня Вы участвовали в работе XVI Открытого фестиваля струнной музыки «Волшебная скрипка» им. Я.И. Гуревича. Какие впечатления остались от этого праздника музыки?

— Подобные фестивали-конкурсы областного масштаба мы ежегодно проводим и в Твери, а один раз в четыре года у нас собираются юные музыканты со всех регионов России. Хочется отметить гостеприимство ржевитян и хорошую организацию фестивальных мероприятий. Я рад, что в Ржеве продолжают плодотворно работать преподаватели, которые чтят и приумножают традиции замечательного педагога-музыканта Якова Гуревича, чье имя теперь носит фестиваль «Волшебная скрипка». Я был свидетелем зарождения этого фестиваля. Началось все с того, что, возвратившись в 1978 году из Куйбышева (теперь это Самара), где проходил фестиваль-конкурс юных пианистов Поволжья, я загорелся идеей организовать у нас, в Калинине, подобный музыкальный форум, только не пианистов, а скрипачей и виолончелистов. Поехал с этой идеей в Москву. Там в министерстве культуры меня поддержали, а областное руководство было против. Поделился своими мыслями с Яковом Иосифовичем, который очень любил струнную музыку. Задумку мою он одобрил. Но сказал, что организует в Ржеве не конкурс, а фестиваль, и в 1979 году у вас уже прошел такой музыкальный праздник. Несколько лет он проходил без конкурсной программы, а потом появились номинации и оценки выступлений. Я считаю, что если фестиваль теперь носит имя своего создателя, надо возвратиться к первоначальной задумке и проводить праздник музыки с организацией концертов, творческих встреч с небольшим конкурсным акцентом. Я. Гуревич был особенный человек. Он не делил музыкантов на победителей и побежденных, хотел проводить фестиваль, и будет справедливо возвратиться к первоначальному варианту. Нынче мы с коллегами из жюри постарались никого не обидеть, поощрить всех участников музыкального праздника.

— И все же лучшие работы были отмечены особо. Два конкурсанта стали обладателями гран-при фестиваля.

— Да. Мы не могли обойти вниманием ярких «звездочек». Очень удивила нас юная скрипачка из ДШИ N№ 1 Кимр, первоклассница Мария Комарова, ученица талантливого педагога Натальи Сидоровой. Своей яркой, виртуозной игрой порадовал Добрыня Ситников, учащийся Тверского музыкального колледжа (преп. Валерий Касеян). Мы их выделили особо.

Очень хорошее впечатление оставили работы ржевских девочек: скрипачки Кристины Будыло из ДШИ N№ 2 (преп. Елена Иванова) и виолончелистки Варвары Сучковой, учащейся ДМШ N№ 1 (преп. Галина Себежко). Многие дети играли в ансамблях. Это очень ценно. Ученик, который умеет играть в ансамбле, всегда более перспективен. Рад тому, что в Ржеве и Торжке по-прежнему сильна школа виолончелистов. В Твери желающих обучаться на этом инструменте становится все меньше и меньше. Скоро виолончелистов будем заносить в «Красную книгу». Фестиваль дал возможность выступить прекрасным ржевским коллективам — муниципальным ансамблям скрипачей под управлением Любови Беловой и камерной музыки, которым руководит Александр Иваненко, где играют преподаватели музыкальной школы и детских школ искусств. Высокопрофессиональные музыканты, они не могут плохо учить детей. Дай Бог, чтобы у них хватило сил продолжить образовательную деятельность.

— Степан Ованесович, Вы уже около 50 лет преподаете в Тверском колледже и ДМШ, которая работает при колледже. За долгие годы подготовили немало прекрасных музыкантов. А кого из своих преподавателей Вы вспоминаете добрым словом?

— Я родился в узбекском городе Чирчик, образование получал в Ташкенте, в музыкальной школе-десятилетке им. Р. Глиэра, где моим педагогом был Юрий Николаев, феноменально одаренный музыкант, композитор — мог с листа прочитать любую партитуру в карандаше, перевернутую снизу вверх. Родом он из Харбина, интеллигентный, скромный человек и замечательный педагог. Высшее музыкальное образование я получил в Москве, в консерватории им. Чайковского по классу профессора Бориса Кузнецова. После завершения учебы стал преподавателем по классу скрипки. С 1966 года я педагог Тверского музыкального училища, которое теперь переименовано в колледж.

Из нашего языка активно вымываются русские слова. Непонятно, кому это нужно. Или еще пример: для того, чтобы заниматься с детьми, необходимо собрать документы личного дела с недостаточно древнерусским названием портфолио. Нет ли в подобных заменах «троянского коня»? Сегодня каждый в системе музыкального образования знает, что лучший преподаватель не тот, кто больше востребован, а тот, у кого более «правильные» бумаги.

— Чтобы собрать все документы для подтверждения категории, музыкальные педагоги стараются почаще участвовать в разных конкурсах, в том числе организованных на платной основе. Как Вы относитесь к этому явлению?

— Отрицательно. Музыка — движение души, от сердца к сердцу. А конкурс — это кто лучше? Конкуренция — вредное явление. И если у воспитанника нет побед на конкурсе, нельзя преподавателя оценивать по низшему порядку. У него и так зарплата с гулькин нос, и негоже гнобить учителя за конкурсы. Драматичным для системы музыкального образования стало решение передать контроль над организацией учебных процессов учебных заведений Министерства культуры Министерству образования, которое само по уши в проблемах. Культура — очень хрупкий предмет, в каких-то ситуациях лучше не стремиться к быстрой эффективности, решения принимать аккуратно. А Минобр в СМО Минкульта ведет себя как слон в посудной лавке. Преподаватели ДМШ, музучилищ замордованы гигантским количеством глупой, ненужной для музыкально-педагогического дела и временами откровенно вредной писанины. Я изъездил с лекциями и семинарами много городов. И везде одна и та же картина: вся музыкально-педагогическая Россия негодует, стонет от бессилия изменить положение дел. Сегодня самочувствие преподавателей, непосредственно связанных с учениками, тяжелое. Но у командно-административной системы, по-новому, вертикали власти, нет обратной связи с «низами». Для них главное — не преподаватель, а «правильно составленные бумаги». А чего стоит новое правило уволить совместителя или преподавателя с маленькой нагрузкой?! А если среди уволенных Учитель, Мастер, чье присутствие в учебном заведении позволяет его коллегам удерживать высокую планку?

— Видите ли Вы выход из бумажного половодья, в котором захлебывается музыкальная педагогика?

— Ларчик здесь открывается просто. Наивысшие успехи в СМО были в 50-60-е годы прошлого века. Необходим и вполне достаточен уровень бумажной документации именно этого, самого продуктивного времени. Если гуманизировать всю систему, среди дисциплин административной и творческой именно творческая будет ведущей. Сегодня безоговорочно ведущая дисциплина административная. Хвост вертит собакой, перевернутая пирамида, торжество идиотизма узких, малопрофессиональных специалистов. Музыкальные школы вступают в период введения предпрофессиональных и общеразвивающих программ обучения. В последствиях этого нововведения, на мой взгляд, — гибель многих школ. Неоднократно в разных городах слышал мнение, что это намеренный развал системообразующего звена СМО.

Значение вопросов, которые я поднимаю, очень весомо. Речь идет о полноценном завтрашнем дне страны. Есть выражение — в песне душа народа. Какие песни сегодня поет наша молодежь? В годы войны я был маленьким, но помню: из черной тарелки репродуктора неоднократно звучала «Богатырская симфония» Бородина. Музыка помогала поднять дух нации, находящейся в труднейшей ситуации борьбы со злом. Как бороться против бескультурья, низкого уровня воспитания огромной части подрастающего поколения? В. Сухомлинский говорил, что борьба с недостатками бесперспективна. На месте старых вырастут новые. Вместо борьбы с недостатками надо воспитывать достоинства, которые, разрастаясь, вытеснят недостатки.

— Вы разработали собственную методику преподавания, с которой на семинарах знакомите музыкальных педагогов в разных регионах России. А еще Вы автор двух книг, посвященных педагогике гармоничного развития музыканта. Чем отличается Ваша методика?

— Я считаю, что обучение музыке идет через штампы, и ребенку музыкальные занятия становятся в тягость. Ребенка заставляют, а он сопротивляется. Есть возрастная психология и педагогическая психология. Я приложил сведения этих психологий применительно к обучению музыке, и выяснилось, что детей можно учить совершенно иначе, по-новому. Нельзя заставлять ребенка — этим его травмируешь, через определенный период у него возникает внутренний протест. Старая система не учитывает психологических возрастных факторов. Для моих учеников каждый урок — это праздник. Многие знают, что музыке учат так: объясняют ноты, как буквы, из этих нот составлены классические пьесы, которые надо разучить и правильно играть. Мои же дети импровизируют, сами сочиняют и на своих сочинениях учатся. Я убежден, что абсолютно каждый человек талантлив. А у детей вообще колоссальная энергетика, которую надо только умело направить. Я никогда предварительно не отбираю себе учеников. Моя методика предельно демократична. Приведите мне любого человека, который никогда не держал в руках скрипку. Минут через 20 он будет играть все, что требует академическая постановка.

Многие ошибочно считают, что понятия «учитель», «преподаватель» и «педагог» — это одно и то же. Учитель — тот, кто учит. Преподаватель лишь отдает свои знания, и больше его ничто не беспокоит. А педагог ставит перед собой цель воспитать человечного человека. Я считаю, что мир изменят не политики, а педагоги. Воспитание и развитие ребенка для меня содержание не только профессиональной жизни. Будучи инструктором по туризму, я организовал в своем колледже туристическую секцию и провел с учениками 56 многодневных байдарочных походов. 18 из них были фольклорными экспедициями, где ребята собирали в дальних деревнях фольклор. Там же мы давали концерты для местного населения. К костру, палатке, байдарке приобщил свыше 200 человек. А еще я организовал в Твери родительский клуб, где молодые родители получают знания по культуре общения с ребенком. Так получилось, что мне удалось теоретически и на практике ввести в традиционную музыкальную педагогику современные сведения возрастной и педагогической психологии.

— А концертной деятельностью приходится заниматься?

— Очень редко. Я посвятил себя педагогике. А вот мои дети — сын и дочь — играют в московских оркестрах. Сын — виолончелист, лауреат международных конкурсов, дочь — скрипачка.

— Прослеживаете ли Вы судьбу своих учеников?

— Конечно. Многие из них после колледжа продолжают свое обучение в центральных вузах страны — Московской консерватории, Российской Академии музыки им. Гнесиных, Санкт-Петербургской консерватории. Встретил я своих воспитанников и в Ржеве на «Волшебной скрипке». Это Егор Иваненко и Анна Олифер. Успешные музыканты. Егор выступал в составе камерного ансамбля, Анна — в ансамбле, вместе со своими учениками, которые стали обладателями лауреатского диплома.

— И в заключение, что бы Вы хотели пожелать ржевитянам?

— Продолжить проведение музыкальных праздников. Отдельное пожелание юным музыкантам: хорошее владение инструментом всегда сочетать с высокой культурой исполнения, с творческим горением. Вы — творцы прекрасного. Помните об этом. Труд, любовь, творчество помогут вам стать большими музыкантами.

Элиса ЗАПОЛЬСКАЯ

Фото Владимира КУТУЗОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *