ВСПОМНИМ ВМЕСТЕ

Продолжение. Начало в № 33

КОГДА СТЕНЫ ПОМНЯТ ТИШИНУ…

Рассказывает Татьяна Конышева:

— В этом году я просматривала «ВКонтакте» отклики и комментарии на свое поздравление бывшим работникам комбината с двойным праздником: днем освобождения Ржева и днем, от которого и идет отсчет возрождения и становления горпромкомбината. Вдруг увидела комментарий Сергея Рыбакова к тексту о здании клуба ГПК и его дальнейшей судьбе. И узнала, что на том месте, где стояла ткацкая фабрика, когда-то находился храм Великомученицы Параскевы Пятницы на Всполье.

Затем в материалах форума городского интернет-портала нашла ссылку на книгу Николая Шаповала «Православный Ржев»: там говорилось, что на Князь-Дмитровской стороне в квартале 186 (где стояли клуб «Колорита» и здание ткацкой фабрики на углу улицы Гоголя, бывшей Пятницкой, и улицы Косарова), еще в XVI веке находилось старинное кладбище, упоминаемое как Пятницкое, уже давно закрытое, застроенное домами и складами…

Во главе колонны ГПК А. Хренов, К. Дроздов, М. Сафонова. 1961(62) год

А затем в память о нём была возведена Пятницкая часовня. Потом в газете «Ржевские новости» от 30 мая 2012 года я нашла запись о том, что рисунок Н. Чудовского, главного архитектора Ржева в 1940-50-е годы, сохранил нам вид этой уникальной деревянной часовенки, уничтоженной войной.

Так я открыла для себя, что наших два участка, № 1 и № 2, оказались прямо на территории забытых старинных ржевских кладбищ или храмов.

Теперь на месте нашего участка № 2, располагавшегося на улице Садовая, существует небольшое производство металлоизделий, о чём говорят вывески. Так старые территории ещё служат новым хозяевам и новому времени.

Однажды Татьяна Павловна прочла в одном интервью про Ржев, где задавался вопрос: удалось ли нашему городу сохранить свою душу? Ответ был таков, что душа-то есть у каждого города, а у провинциального она просто уникальна. И женщина убеждена: хотя комбината жаккардового ткачества уже нет, душа его сохранилась, и уникальность тоже, потому что пока мы будем помнить, это и будет так. А помнить будут ещё и люди, которые пусть и не работали на предприятии, но им памятны его изделия, которые найдутся почти в каждом доме ржевитян…

МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ

Когда Татьяна Конышева первый раз приехала в Ржев познакомиться со своей будущей работой, ей запомнилось, что той весной, а именно в середине марта, в Ржеве всё было бело, было очень много снега в ту зиму, а таять он начал только в апреле. Она села в автобус № 1 с вокзала Ржев-2 (ей было непривычно услышать сразу про два вокзала). Потом она узнала, что это Волга-река так делит город на две части). Спросила: «А когда будет улица Калинина?» Её тут же переспросили: «Вам нужна именно улица Калинина или же Калининские дома?»

Стройка дома № 24 по ул. Кривощапова

Татьяна Павловна вспоминает:

— Так, пока я думала, то, конечно, проехала улицу Калинина, где было
управление горпромкомбината. Мне нужно было попасть в отдел кадров, а автобус всё шел и шел по маршруту и когда повернул направо, я увидела, что мы уже подъезжаем к мосту. Мне это место сразу понравилось. Река была ещё во льдах, а крутые волжские берега просто удивили меня своей красотой, к тому же я впервые увидела Волговерховье! Уже потом, когда река освободилась ото льда и стали зеленеть эти крутые склоны, то они окончательно меня притянули!

Я вернулась тем же маршрутом, вышла на улице Калинина и нашла отдел кадров. Там мне объяснили, как доехать до участка № 2 на улице Садовая, где находился пластмассовый цех, а ещё сказали: если растеряешься, то просто спроси, как пройти на «Ракетку». Когда я прошла центральную проходную, то увидела корпуса цехов. Ещё не знала, как они называются, просто увидела ухоженную территорию, и сквер передо мной разделил дорогу на две. Я пошла прямо и встретила рабочего, он нес в руках небольшую пресс-форму. Это был рабочий литейщик цветного литья Алексей Розов, дядя Леша, как мы его потом называли. Так, буквально за руку, он и привел меня в ставший на долгие годы родным мой цех.

Когда вошла в цех, меня встретили начальник цеха Василий Волосатов и старший инженер Александр Харченко, он-то и провел меня по участкам. На первом этаже гудели литьевые машины — термопластавтоматы, отливали заготовки для участка сборки. На втором этаже за конвейером на своих рабочих местах сидели сборщицы игрушек. Потом Александр Васильевич познакомил меня с мастером участка металлизации Татьяной Царевой. В цехе мне понравилось, я увидела много молодежи, а сам процесс литья под давлением был темой моего дипломного проекта.

Цех пластмасс, рабочие ИТР

Потом, когда я была в кабинете у директора комбината Марии Сафроновой, там присутствовал главный инженер Анатолий Драгунов. Мне сказали, что участок металлоизделий только развивается, поэтому я поступлю на работу мастером в пластмассовый цех. Мне было сказано, что скоро будут выделять жильё во вновь строящемся доме по улице Кривощапова для молодых специалистов, а пока надо пожить на частной квартире.

Сейчас, когда уже прошло много лет, и бывает, доводится проходить по застывшему мартовскому льду, то непременно вспоминается, как поздним вечером 1976 года я быстрым шагом шла по улице Горького с вокзала; было тихо и безлюдно, и только слышался звук хрустящего льда под ногами. Дом, где я прожила на съемной квартире почти восемь месяцев, находился в квартале от Вознесенского собора, но тогда я не знала, как он назывался. Само здание церкви было обнесено большим серым забором с большими распашными воротами. И я не знала, что рядом находится Казанский погост, где в январе 1974 году нашел свой покой Антип Хренов, руководитель первого предприятия в освобождённом Ржеве, и что он стал одним из первых, кому было присвоено звание «Почетный гражданин города Ржева» в 1963 году.

С хозяйкой дома, Ларисой Шуйской, мы подружились, и как я потом узнала, она тоже имела отношение к работе нашего комбината. Она трудилась на станции Ржев-Балтийский, куда доставлялись контейнеры, груженные готовой продукцией для отправки во все концы Советского
Союза. А весной, когда стали цвести сады, в огороде, что был рядом с домом, я увидела роскошную цветущую вишню. И ближайшие сады частных домов утопали в цветущих яблонях и вишнях. Позже я узнала, это тоже было неслучайно, ведь Ржев славился своей фруктовой
пастилой.

Оркестр ГПК

Мария Васильевна постоянно интересовалась моими условиями жизни и позже сказала, что мне будет выделено место в общежитии. И вот уже 1 декабря 1976 года мне вместе с другими специалистами вручили ключи от двухкомнатной квартиры, где было предоставлено жильё для четырех человек.

На комбинате трудилось много молодых специалистов: в цехах, в отделах, в управлении. Директор приветствовала привлечение молодых кадров во все подразделения.

Молодежь, как правило, принимала активное участие и в общественной жизни ГПК, в клубе к новогодним «огонькам» даже изготавливались карнавальные костюмы, а сами вечера проходили весело и интересно. В 60-70-е годы на комбинате был свой духовой оркестр, который сопровождал все торжественные и досуговые мероприятия, демонстрации.

Продолжение следует

Виктория КУЗНЕЦОВА

Фото из архива работников ГПК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *