ГАРМОНИЯ ЖИВОПИСИ НИКОЛАЯ ДОЧКИНА

Так называется выставка, которая открылась 8 сентября в Ржеве, в Центре культуры и искусства «Текстильщик». Экспозиция, приуроченная к дате памяти художника, рассказывает зрителям о творческом пути автора, народного художника России, которого по праву называют певцом родной земли, мастером пейзажа.

На открытии выставки собралось немало народу. Отрадно, что среди зрителей — юные художники студии «Я художник» (ЦКИ «Текстильщик») и ДШИ № 2 им. А.Г. Розума, а также талантливые гитаристы детской музыкальной школы № 1 им. Я.И. Гуревича, которые под руководством преподавателя Алевтины Воскресенской подготовили замечательную музыкальную программу, чем, несомненно, порадовали всех присутствующих.

Главным гостем этого большого культурного события в Ржеве и человеком, благодаря стараниям которого выставка состоялась, стала литературовед, лингвист, преподаватель английского языка С.-Петербургского и Тверского университетов Татьяна Малькевич, супруга и хранительница памяти Николая Дочкина.

Татьяна Андреевна с теплотой и уважением говорила о Николае Викторовиче и его удивительных работах. Провела экскурс по выставке, рассказывая о том, как рождалась та или иная картина, особо обратила внимание на названия работ, в которых — ключ к раскрытию образа.

— Николай Викторович — творец, который старался выразить себя полностью и не врать в своем творчестве ни в одном мазке, — сказала Татьяна Андреевна в беседе со мной перед открытием выставки. — Это одна из главных черт его характера. Мне с ним было очень интересно. Каким он был человеком? Всегда восторженным, сильным физически и внутренне, обладающим мощной энергетикой, вдумчивым, честным. Он шёл всегда своим путём, несмотря ни на какие политические веяния. Его главная тема — пейзаж. Продолжая традиции тверских художников-
пейзажистов (таких, как Ефрем Зверьков), он оставил нам настоящую живопись.

Эта живопись заставляет всматриваться в неё, прослеживать мазок за мазком и получать сильнейший эмоциональный заряд от удивительного, уникального творчества художника Николая Дочкина.

На открытии выставки член СХР Ирина Аввакумова отметила:

— Работы, представленные в экспозиции, музейного уровня! — И, обращаясь к зрителям, добавила: — Представьте себе, что музей приехал к нам, в Ржев, и теперь на два с половиной месяца мы можем окунуться в эту особенную атмосферу.

Ирина Николаевна интересно рассказала о жизни и творчестве Николая Дочкина, самого известного художника-живописца Тверской области.

Его любили все: и взрослые, и дети. Он был очень мягкий, деликатный, скромный человек. Но вокруг него сразу начинала бушевать живая атмосфера, потому что каждый из художников хотел прикоснуться к нему, задать какие-то волнующие вопросы.

Ирина Николаевна пояснила зрителям, что выставка «Гармония живописи Николая Дочкина» охватывает три периода деятельности художника: ранний, относящийся к 1960-70 годам (период становления, поиска своего мес-та в искусстве); зрелый — 1980-2005 годы (время энергичной и интенсивной творческой работы); и последние 10 лет жизни художника, когда спокойная мощная внутренняя сила большого Мастера сочетается с глубокими эстетическими и философскими раздумьями.

Стоит отметить, что ранние работы Николая Дочкина мало выставлялись, поэтому представляют особый интерес для зрителя. Послевоенная эпоха способствовала творческому подъёму, поддерживала веру человека в собственные силы, и молодой Дочкин с неуёмной энергией «наращивает творческие мышцы», бесконечно работая на пленэре, изображает всё, что видит, — что трогает и восхищает его. Это сельские и городские мотивы: волжские берега, парки, живописные улицы Твери (Калинина). Он пишет новостройки города, вдохновляясь идеей строительства нового будущего. Картины этого периода разные, не похожие друг на друга: создание каждой продиктовано своей идеей, темой и той задачей, которую ставил перед собой автор.

Зрелый период творчества художника, — продуктивный и разнообразный — второй этап выставки. Яркие, мажорно звучащие картины притягивают зрителя своей поэтичностью и чёткостью, безусловным мастерством исполнения, а также необычайно сильной энергетикой, что особенно присуще этому автору. Здесь представлены давно не экспонировавшиеся работы, написанные художником на Байкале. А также такие крупномасштабные полотна, как «Волна. Тихий океан» (1991 г.), «Движение тумана в белой ночи» (1992 г.), «Царский тракт» (2003 г.), «На набережной в Плёсе» (2010 г.), «Облака над Окой» (2010 г.), и значимое произведение «В мастерской» (2010 г.). Они соседствуют с целым рядом меньших по размеру, но не менее выразительных работ, написанных на Академической даче имени Репина в 2000 году: «Весенний мотив», «Догорание дня», «Музыка весны», «Пора прилёта журавлей» и «Пейзаж с высоким небом» — как символ весны и высоты духа автора. Николай Дочкин всегда связывал приход весны с обновлением жизни, с радужными переменами, и в этом очень доказательна работа «Ледоход» (2004 г.). Растаял и тронулся лёд, колокольный звон возвещает об этом, пробуждая природу, пространство и человеческую душу, обновляя её.

Последние 5-10 лет жизни художника — период особый. Резко и быстро менялась жизнь людей, и тонкий организм творческого человека не мог не ощущать этого.

Николай Дочкин ощущал остро. Время от времени он болел, ему сделали несколько операций. Но после выздоровления всегда начинался новый этап, новая жизнь по преодолению недуга, — и новый творческий подъём. Он писал, вновь писал большие полотна — осенние, весенние, — но они были другими, так как отражали другую действительность. Он писал близлежащее пространство, — двор мастерской, набережную Волги, бульвар Радищева. Всё больше просвечивал холст в картинах, всё более условным становилось изображение. Он искал новые средства выразительности. Одним из таких средств стал принцип музыкальности, что отразилось в названии работ: «Звуки осени» (2012 г.), «Звон осени» (2013 г.), «Последний аккорд» (2013 г.) — как прощание с уходящей природой. Но тут же, наряду с осенними, создавались картины, посвящённые весне, — поддерживающие художника, обещающие ему, как и всем людям, перемены — возрождение, новую светлую жизнь. Это «Дыхание весны» (2012 г.), «Весна торжествует» (2013 г.), «Мартовский снег» (2014 г.).

Николай Дочкин прожил долгую счастливую жизнь. Он ушел из жизни 8 лет назад. Ему было 80 лет. И до последнего дня он творил. Это для художника — большое счастье.

Николай Викторович — романтик. Он всегда писал что-то необыкновенное, вдохновляя зрителя своими работами. А какое у него небо! Если внимательно посмотреть на каждую картину, то можно увидеть, что нигде небо не повторяется. В каждой его работе — восторг. То над Окой, то над Волгой, то над Царским трактом. Восторг, как салют разного цвета. Художнику интересна непредсказуемая жизнь неба, «которое то нависает над землёй, то словно опрокидывается на неё или… продолжает существовать независимо от земного ландшафта, оставаясь контрастным по отношению к нему, но всегда определяет состояние среды, становясь камертоном живописного звучания пейзажа».

Зрители непременно обратят внимание и на белые картины Дочкина. Художники пишут белое на белом, жёлтое на жёлтом, красное на красном, когда они становятся виртуозами. Николай Викторович — именно такой мастер. Искусствовед Марина Волощенко пишет: «Живопись Николая Дочкина эмоциональна, безудержна, напряженно-стремительна или взволнованно-тиха, но неизменно восторженна. Наблюдая мир природы, художник вслушивается в гармонию его цветозвучий, сверяясь с мелодикой собственного, неповторимого, ведомого только ему музыкального инструмента.

Работы Дочкина сохраняют чистоту чувственного созерцания, позволяющего ему — умудрённому творцу — постигать природу в её первозданности и целостности, разгадывая и воплощая её живописную сущность».

Николай Викторович был одним из лучших колористов России. Его знали не только в Тверской области, Тверском союзе художников, но и в Московском и Липецком союзах художников. Он был участником многих российских выставок. Его работы находятся в лучших музеях России.

Можно с уверенностью сказать, что выставка, рассказывающая о творчестве известнейшего живописца тверской земли, будет интересна всем ржевитянам, особенно школьникам и студентам.

Экспозиция работает до 15 ноября.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора и из сети интернет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *