ПОЭТ СТРАНЫ ГОР

Наверное, нет в России такого человека, который бы не знал или не слышал песню «Журавли», посвященную погибшим во время Великой Отечественной войны, где авторы сравнили воинов с клином летящих журавлей.

Не случайно эти пронзительные и потрясающие по своей силе слова легли в основу идеи создания Ржевского мемориала — величественного монумента, что воздвигнут три года назад на нашей земле. Автор знаменитых «Журавлей» — народный поэт Дагестана Расул Гамзатов, 100-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году.

О жизни и творчестве любимого сына дагестанского народа, а также о том, как создавалась самая трогательная песня о войне, учащиеся лицея № 35 узнали 22 сентября, побывав на литературном вечере, посвященном великому поэту.

Библиотекарь Татьяна Смирнова рассказала ребятам о том, что сначала стихотворение «Журавли» Расул Гамзатов написал на родном языке, по-аварски. А тема журавлей была навеяна посещением расположенного в Хиросиме памятника японской девочке Садако Сасаки, страдавшей от лейкемии после атомной бомбардировки американцами Хиросимы. Девочка надеялась, что вылечится, если смастерит тысячу бумажных «журавликов». Но она умерла, не успев их доделать. В день, когда поэт узнал эту историю, пришло сообщение о смерти его матери, а в небе Японии появились журавли.

Когда Гамзатов летел из Японии домой, в СССР, он думал о своей матери, вспоминал также старшего брата Магомеда, погибшего в боях под Севастополем, вспоминал и другого родного брата, без вести пропавшего военного моряка Ахильчи, вспоминал других близких людей, погибших в Великую Отечественную… Интересен факт, что образ погибшего солдата, превратившегося в птицу, был создан Гамзатовым ещё в молодости, в 1948 году. А довел свое стихотворение до совершенства поэт лишь в 1960-е годы.

Вскоре стихотворение попалось на глаза Марку Бернесу, для которого война была очень личной темой, и поэтому к созданию этой песни он подошел довольно серьёзно. По просьбе Бернеса Гамзатов заменил слово «джигиты» на «солдаты» («Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей…»), и это как бы расширило адрес песни, придало ей общечеловеческое звучание.

Помимо работы над текстом, шла работа и над музыкой, которую написал композитор Ян Френкель. Сегодня, когда мы слушаем эту песню о войне в исполнении Марка Бернеса, даже не догадываемся, насколько тяжело артисту было её петь. Бернес был серьёзно болен, ему было трудно передвигаться. В 1969 году сын Марка Бернеса отвез отца в студию, где песню записали с одного дубля. Эта запись стала последней в его жизни, а через месяц, 16 августа, он скончался. Запись «Журавлей» была опубликована впервые уже после смерти Бернеса в журнале «Кругозор».

«Я памятник себе воздвиг из песен…»

А теперь перенесемся в Дагестан, в горное селение Цада, где в 1923 году появился на свет Расул Гамзатов. Он родился 8 сентября, в месяц плодородия и буйства красок в природе.

Родился я в горах, где по ущелью

Летит река в стремительном броске,

Где песни над моею колыбелью

Мать пела на аварском языке.

— Когда я родился, отец, чтобы исполнить обряд наречения, пригласил самых почетных людей аула, — вспоминал поэт. — Они неторопливо и важно расселись в сакле, словно предстояло решать судьбу целой страны. В руках держали по пузатенькому изделию балхарских гончаров. Только у одного, самого старого человека с белоснежной головой и бородой, у старца, похожего на пророка, руки были свободны. Этому старцу передала меня мать. Старец поднял меня высоко к потолку сакли и произнес: в имени мужчины должны воплощаться звон сабель и мудрость книг.

Оказывается, седовласый горец, повидавший мир и прочитавший много книг, вложил в мое имя смысл и цель. Расул по-арабски означает «посланец», или, еще точнее, «представитель».

Расул Гамзатов особо отмечал, что отец был первым учителем в его поэтическом творчестве. Из его уст он услышал народные легенды, сказки. А все отцовские стихи выучил наизусть. Отец был больше, чем наставник. Таланту не научишь. Его можно лишь шлифовать. И в том была заслуга отца. Позже Расул станет подписывать стихи именем отца — Гамзатов (что означает — сын Гамзата).

А писать стихи он начал в 1932 году, когда ему было 9 лет. Позже переводил на аварский язык классическую и современную литературу: Пушкина, Лермонтова, Маяковского… После окончания Буйнакского педучилища Расул стал работать учителем в школе, которую когда-то окончил. Но даже тогда он не знал, посвятит ли всю свою жизнь такой капризной музе, как поэзия. Он менял профессии: работал суфлером, помощником режиссера в аварском театре, сотрудничал в газете и на радио. В его жизни происходили важные события: переезд в Махачкалу, в 1943 году выход первой книги на родном языке — «Пламенная любовь и жгучая ненависть».

А в стране уже полыхала Великая Отечественная война. Война — большое личное горе Гамзатова. Погибли два его родных брата.

Стихотворение «Клятва сыновей» написано в 1974 году. Расул Гамзатов не позволил своей боли выплеснуться тогда, понимая народную боль, понимая, что жертвы несет весь народ, каждый аул, в который приходили похоронки.

С головами поникшими

Над отцами погибшими

Встали мы.

Над легендой повитыми

Их могильными плитами

Встали мы…

Памятный 1947 год ознаменуется рождением Расула Гамзатова как поэта. Выйдет первая книга на русском языке «Песни гор». С тех пор на аварском и русском языках и на многих языках мира вы-шли десятки его поэтических, прозаических и публицистических книг. В 1950-м за сборник стихов и поэм «Год моего рождения» он получил Государственную премию СССР.

«Держа под мышкой несколько собственных книг, поэму «Дети Краснодона», имея в кармане членский билет Союза советских писателей и скудное количество денег, я приехал в Москву, чтобы поступить в Литературный институт им. Горького, — пишет Расул Гамзатов. — Там я понял, что долгое время принимал за золото стертые пятаки.

Я по очереди влюблялся в разных поэтов: то в Блока, то в Маяковского, то в Есенина, то в Пастернака, то в аварца Махмуда, то в немца Гейне. Но любовь к Пушкину, Лермонтову осталась навсегда».

Эта была одна из самых счастливых дорог Расула Гамзатова. Он стал одним из первых дагестанцев, кому довелось учиться в литературном институте. В 1950 году после окончания вуза начинается его литературный путь, приходит известность.

Первые стихи книги «Песни гор» полюбились читателям за мудрость и щедрость души.

«Поэзия без родной земли, без родной почвы — это птица без гнезда», — говорил поэт. Его поэзия выросла на национальной почве, на которой появлялись темы, образы его произведений.

Много прекрасных строк посвятил Расул Гамзатов женщине: жене и матери.

Ребята внимательно слушали песню «Патимат» в исполнении Льва Лещенко, в которой звучали и нежность, и любовь поэта к своей единственной, любимой жене.

Образ матери в поэзии Гамзатова всегда сердечен, нежен, трогателен. Сколько прекрасных слов сказано о ней, но поэт нашел новые, необыкновенные слова.

Немало у Гамзатова стихотворений о друзьях, о прекрасной природе, о всей великой нашей Родине.

Творчество Гамзатова оказалось на редкость благодатной почвой для рождения музыкальных произведений. Многие стихи поэта стали песнями. С ним работали известные композиторы: Дмитрий Кабалевский, Ян Френкель, Раймонд Паулс, Алек-сандра Пахмутова, Юрий Антонов. А песни исполняли звезды советской эстрады: Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев,  Валерий Леонтьев, Ренат Ибрагимов, Лев Лещенко и многие другие. «Берегите друзей», «Пожелание», «Исчезли солнечные дни», «Есть глаза у цветов», «Боюсь я», «Журавли» и многие другие песни любимы многими поколениями.

Поэзия Гамзатова будет жить, пока жив Дагестан. Он пророчески написал об этом в стихотворении «Я памятник себе воздвиг из песен». Тема эта не нова в поэзии. Первым было стихотворение древнеримского поэта Горация, в русской поэзии вольный перевод его сделал Державин. Всем известен «Памятник» Пушкина. Расул Гамзатов продолжил эту традицию, но внес в стихотворение национальный колорит, отразил в нем черты времени.

Я памятник себе воздвиг из песен.

Он невысок, тот камень на плато,

Но если горный край мой не исчезнет,

То не разрушит памятник никто.

Ни ветер, что в горах по-волчьи воет,

Ни дождь, ни снег, ни августовский зной.

При жизни горы были мне судьбою,

Когда умру, я стану их судьбой.

Он воспевал героев своего времени, возвращал из небытия героев прошедших веков и доказывал, что можно жить в этом мире так, чтобы не было стыдно за свои дела и поступки. Гамзатов своим жизненным примером показал всем, как много может достичь один человек, орудие которого — поэтическое слово.

Встречая свой 80-летний юбилей, поэт просил у судьбы, у Бога ещё хотя бы год жизни, чтобы привести в порядок свои «земные» дела. Но жизнь распорядилась иначе… 3 ноября 2003 года поэт занял место в журавлином клине бессмертия. Восемь десятилетий своей жизни на земле он сумел использовать сполна. Он создал столько великих творений, что современникам и потомкам нужны ещё долгие годы, чтобы осмыслить и оценить это бесценное наследие.

Подготовила Елена СООЛЯТТЭ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *