Навести красоту

2_гостьЛюбовь Михайловна Румянцева,
заместитель главы администрации г. Ржева:

«Навести красоту»

— Любовь Михайловна! Наверное, в идеале малый город может создать гораздо более комфортные условия проживания, чем большой. И тогда для многих людей жизнь в маленьком городе окажется предпочтительнее. Важнейший элемент — создание привлекательной городской среды. Например, на Большой Спасской планируется еще один торгово-офисный центр. А людям, возможно, хочется чего-то иного. Может быть, уже необходим отказ от жесткого функционального зонирования города на районы жилья, офисов, промышленности? Может быть, этот градостроительный принцип, введенный в первой половине XX века, сейчас устарел? В современном городе функции могут быть перемешаны: в одном квартале и жилье, и офисы, и торговля, и спорт, нет?

— Принцип жесткого функционального зонирования закреплен в Градостроительном кодексе РФ. Улица Большая Спасская — это не прогулочная зона, как бы нам ни хотелось сделать ее пешеходной, как, допустим, сделали улицу Трехсвятскую в Твери. Исторически сложилось, что Большая Спасская — торгово-деловая часть города Ржева.

— Может быть, тогда стоило предать ей более строгий вид?

— Красочные, веселые фасады Спасской нравятся многим. Принятое решение бурно обсуждалось на градостроительном совете. Зато сейчас гости города отмечают: «Как у вас здорово на Большой Спасской!». Людям нравится, что старинные исторические здания так ярко смотрятся. Думаю, ржевитянам надо поднимать настроение. Гости Ржева реагируют положительно. Никто еще не критиковал, честно говорю.

— Негативные отзывы раздавались по поводу застройки территории на ул. Садовой. Жителей соседних домов удалось переубедить?

— Жителей аварийных домов, которые там располагались, застройщик расселяет за свой счет. Один дом уже расселен: все довольны, обиженных нет. На прошедших публичных слушаниях проектировщики показывали и рассказывали, что это будет. Не ущемляются интересы ни детского сада, ни жителей пятиэтажки на соседней улице. Участок, который выделен под застройку, на придомовую территорию не влияет.

В качестве застройщика выступает местная организация, выигравшая аукцион. На ближайшем заседании Думы будет утвержден окончательный проект планировки данной территории. Дома должны быть кирпичные, теплые.

— Да, мы подробно рассказываем об этом на 30-й странице этого номера. Дома красивые, с яркими фасадами!

— Считаю, что Садовую они украсят. Когда в уже застроенном квартале вдруг начинается новое строительство, жителям соседних домов оно очень не нравится. Да, это определенные сложности, но придется потерпеть. Зато через год и 8 месяцев здесь будет красивый дом, благоустроенная территория с хорошими детскими площадками. Надо ориентироваться на конечный результат, а не на временные неудобства.

— Как Ржев воспринимается глазами профессионального строителя?

— Жилья строится мало — у муниципалитета нет средств. Однако по программе переселения из аварийного жилья строятся три дома. Разрабатывается перспективная программа 2013-2015 годов, в которую будут включены жилые дома, признанные аварийными на 1 января 2013 года. Людям хочется иметь новое жилье, не все хотят приобретать квартиры на вторичном рынке. Будем продолжать малоэтажное строительство.

— На ул. Калинина стоит недостроенный дом с привидениями.

— Он ожил — там уже не привидения, а люди. И это радует. Хозяин дома — Тюменская деревообрабатывающая компания, которая все-таки приступила к его достройке. К началу 2014 года, надеемся, объект будет сдан. На Ленинградском шоссе также есть недостроенный дом, аукцион прошел и он продан.

— Конечно, «незавершенки» портят облик города. Но иногда в этом плане не отстают частные застройщики. В проекте у них одно, а в реальности появляется совершенно иное.

— Мы не обязываем индивидуального застройщика строить по каким-то строгим проектам. Частник вправе построить то, что хочет, свои фасады не обязан согласовывать ни с главным архитектором города, ни с главой администрации. При получении разрешения на строительство мы не вправе требовать проекты. Но я бы не сказала, что у ржевитян плохой вкус. Индивидуальная застройка тем и хороша, что она — индивидуальная. Но это точечная застройка. Когда идет комплексная застройка, как в Шопорово, дома возводятся однотипные.

— Что с детской поликлиникой?

— Строится. Губернатор держит строительство на контроле. Гарантирует, что в 2014 году поликлиника будет сдана в эксплуатацию. Сейчас используются областные средства. Привлекутся и федеральные. Муниципальных средств нет: город не является ни заказчиком, ни застройщиком. Если к нам обращаются с техническими вопросами, оказываем помощь. Сегодня область является заказчиком этого объекта, поскольку здравоохранение с 1 января подчиняется Министерству здравоохранения Тверской области.

— Любовь Михайловна, если бы у Вас были финансовые средства, что бы Вы предпочли построить?

— Если говорить о красоте и благоустройстве, в первую очередь благоустроила бы волжские берега. Сделала бы прогулочную набережную, начиная от Дворца культуры на ул. Чайковского и заканчивая городским пляжем, который начали строить предприниматели. Представляете, какая могла бы быть шикарная прогулочная набережная — вымощенная плиткой, с освещением, малыми архитектурными формами, с ограждениями в старинном кованом стиле. Очистила бы волжские берега, сделала спуски, чтобы можно было подойти к Волге. Гости города приходят в восторг от панорамного вида, который им открывается на Ржев сверху, из окон гостиницы. Выходят на берег Волги, где их встречают бурьян и борщевик, к стыду нашему. Хотелось бы навести красоту.

— Любовь Михайловна, для современных городов характерны кварталы дизайна и искусства. Для Ржева это не актуально?

— Естественно, кинотеатры, театры — это то, чего городу сегодня не хватает.

Когда в Ржеве гастролируют московские театры, наши залы переполнены. Думаю, не обязательно должен быть театр в его классическом понимании. Скорее, комплексное учреждение, своеобразный центр искусств и развлечений. В городе есть место, изначально предназначенное для театра — Театральная площадь. Аттракционы — лишь временное явление. Детские развлечения должны быть в городском саду. Это шикарное место, но запущенное и не функционирующее.

Но проблема номер один — благоустройство. С набережными, дорогами, тротуарами, городскими парками. Ржевитяне восприняли бы «на ура», если бы работа по наведению красивого облика на всех улицах нашего города началась. Человек утром выходит из дома, бросает взгляд на красивую клумбу или ухоженный газон, идет по тротуару, мощённому плиткой, и приходит на работу с хорошим настроением. Но зачастую горожанин выходит из подъезда и попадает в лужу. А потом мы удивляемся — почему ржевитяне такие сердитые?!

— Возвращаясь к красивому облику улиц города — зачастую фасад «привязан» к рекламе, а не наоборот.

— Этим плотно занимается отдел муниципального развития. Реклама — больной вопрос. Например, на Ленинградском шоссе фасад дома затянут огромным розовым полотном. Это раздражающее пятно для всех.

— Если обратиться к таким архитектурным формам, как памятники. В Ржеве их не слишком много?

— Да их по пальцам можно пересчитать. И у всех тематика военная, строгая. Город воинской славы — все серьезно! В Швейцарии на городских улицах видела много памятников, они очень интересные, порой, даже странноватые. Там правительство таким образом поддерживает начинающих талантливых художников. На Украине, в городе Изюм — стоит памятник красивой девушке-изюмчанке. Почему бы нам ржевитянку не поставить?

— Ваш жизненный принцип?

— Все делать с большим желанием для людей, и делать хорошо. Мне не тяжело, потому что я люблю то, чем занимаюсь всю жизнь. Пришла в строительную сферу будучи 17-летней девочкой. Очень хотелось, чтобы все жили в хороших квартирах. Не преувеличиваю, в детстве волновала проблема жилья. Переживала, что люди не могут жить так, как они хотят. Мечтала, чтобы жилье у всех было комфортное, чтобы у каждого ребенка была своя комната, а не ютилось бы 5 человек на 15-ти квадратных метрах. Это же сильно влияет на личность!

14 лет работала проектировщиком в Ржеве. Многие сооружения построены в городе с моим участием. Наш проектный институт «Облжилпроект» в основном занимался капитальным ремонтом жилых домов, но были проекты и на строительство. Поликлиника через нас проходила, милиция, 6-этажный жилой дом на ул. Калинина.

— Любовь Михайловна, наверное, существуют креативные города, где творчество и самореализация человека становятся основой всего. На первом уровне создаются условия для самовыражения людей, на втором — появляются возможности на основе этого создавать производства. Это недостижимый идеал?

— Можно иметь вокруг себя то жизненное пространство, которое мы хотим видеть. Надо только снять шоры с глаз, рукава засучить и что-то начать делать самим.

Есть дворовые территории, на которых люди, умеющие что-то делать своими руками, мастерят песочницы, теремочки. Два папы вышли, сделали. Все жильцы этим пользуются. А если бы все жители многоквартирного дома вышли? Но беда в том, что сложно найти инициативную группу, энтузиастов, которые разбудили бы всех. Если объединиться, общими усилиями можно многое сделать. Взять общежитие на ул. Урицкого. Администрация города вышла на субботник, мы убрали весь мусор, разгребли грязь, накопленную годами. Это же здорово! Когда-то так в городе комсомольцами строились кинотеатры «Победа», «Октябрь».

— Увы, от комсомольского задора ничего не осталось.

— Ситуация, которая сегодня складывается, возмущает. Возмущает бездействие, потребительское настроение, ожидание. В общественном сознании сложился стереотип, что Ржев — неухоженный город. Неухоженный — потому что за ним не ухаживают сами жители. Мы все немного распустились, все немного разленились. Раньше было все по-другому. Моя бабушка весенним утром шла в домоуправление, брала рассаду цветов, собирала детей со всего дома, каждому вручала по совочку: «Давайте, дети, клумбу сажать во дворе». Весной субботники проводились: объявление на подъезд — и все вышли. Сейчас мы сидим и ждем, что кто-то придет и за нас все сделает. Неправильно это. Во время недавнего снегопада люди не могли расчистить тротуары у своих подъездов. А в Беларуси народ вышел на улицы и убрал снег.

— На энтузиазме многое можно сделать?

— Можно клумбу около дома разбить. Можно что-то сделать своими руками, чистоту навести. Что-то фундаментальное на голом энтузиазме не сделать. Но если бы народ стал хотя бы бережливым! Не портил то, что уже кем-то красиво сделано. Детский городок на Советской площади не знали, как до открытия сохранить. Если бы не портили то, что уже есть, это было бы 50 процентов успеха. Молодежь надо воспитывать. Возможно, в следующем поколении увидим изменения к лучшему.

— Благодарю Вас за интервью.

Ирина Кузнецова

Фото Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *