ДРАМАТУРГ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

«Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка», «Свои люди — сочтёмся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не в свои сани не садись»…

Наверное, нет такого человека в России, кто не знал бы эти произведения выдающегося русского драматурга Александра Островского, который обладал многосторонним художественным и литературным талантом. Он мог писать, используя технику водевиля, приёмы гротеска и шаржа, символики и фантастики. Но всё же, в первую очередь его творчество стало новым витком в истории театрального искусства. В этом году отмечаем 200-летие со дня рождения великого русского писателя.

Более 30 лет драматург посвятил непрерывной упорной работе для русской сцены. Он постоянно пытался найти ответы на самые важные вопросы жизни: что с нами происходит? почему? кто мы? для чего живем?

Островский написал около 50 пьес, став создателем большого высокохудожественного репертуара русского национального театра.

Проходят годы, десятилетия и столетия, а роль Островского в театральной жизни страны по-прежнему велика. Остросюжетные пьесы драматурга с успехом идут на современных сценах в столичных и провинциальных городах.

А знаете ли вы, что именно в Ржеве «подсмотрел» Александр Николаевич характеры своих героев для пьесы «Гроза», когда был здесь в мае 1856 года? Об этом пишут местные краеведы (Татьяна Горская «Александр Островский и гроза над Ржевом»). Хоть и считается, что город Калинов, где происходит действие пьесы — собирательный образ российских провинциальных городов XIX века, внимательный читатель, хорошо знающий историю нашего города, разглядит в том «темном царстве» ржевские реалии.

«Всё-всё запомнилось Александру Николаевичу: и высокие берега, и костюмы женщин, и прогулки их после обедни по бульвару, — отмечает краевед Горская. — Местный говор, предание о литовском разорении, колоритные фигуры, в том числе из прошлого: в доме Образцова на Торговой площади видел он, конечно, и портреты купцов — родителей Василия Васильевича, которые принимали здесь в августе 1824 года императора Александра I (теперь находятся в Третьяковской галерее), и знаменитые астрономические часы купца и механика XVIII столетия Терентия Волоскова, приобретённые Образцовыми у потомков изобретателя, слышал и рассказ о нем. Всё так или иначе попало вскоре на страницы «Грозы».

О жизни и творчестве Александра Островского, о вековых традициях купечества и ржевской земле расскажут книжные выставки: «Драматург на все времена», «Добро и слава русских купцов», что открыты в Центральной библиотеке им. А.Н. Остров-ского. А с 20 сентября по 14 декабря в читальном зале библиотеки действует выставка иллюстраций «Художник — зеркало, но зеркало живое…» к произведениям Островского художника Петра Боклевского, подготовленная Тверским государственным объединенным музеем.. Думаю, нашим читателям будет интересно узнать о ней подробнее.

На выставке представлены иллюстрации к семи ранним произведениям драматурга. Как уже отметили, их автор — известный иллюстратор XIX века Петр Боклевский (1816-1897), работы которого своей виртуозностью и точностью изображения, как зеркало, отражают героев пьес. Создавая рисунки к литературным произведениям, Боклевский был убеждён, что наглядное изображение типов глубже врежется в сознание читателей. Поэтому современники называли его «толковником» художественных красот литературы. Петра Михайловича можно присоединить к числу несправедливо забытых и недостаточно оцененных людей, которые, несмотря на свои выдающиеся заслуги и талант, канули в забвение. А между тем его иллюстрации были очень популярны, по рисункам художника гримировались актёры для театральных постановок.

Боклевский родился в дворянской семье. Рисовать начал с пятилетнего возраста. Получил хорошее образование: после окончания гимназии поступил на физико-математическое отделение философского факультета Московского университета, перейдя в 1835 году на нравственно-политическое (юридическое) отделение.

Но мысли о живописи и желание совершенствоваться привели Боклевского в Императорскую академию художеств, по окончании которой он получил аттестат, подтверждающий звание свободного художника по «живописи портретной акварельной».

В середине 1850-х годов Петр Боклевский сближается с редакцией журнала «Москвитянин», состоявшей из драматургов, поэтов, прозаиков, критиков, которые решили создать журнал нового идейно-эстетического направления. Среди членов молодой редакции был и Александр Островский. В то время многие считали, что творчество имело не только художественное, но и общественное значение. Начинающий драматург написал много пьес, связанных с купеческим бытом, а созданные им образы — купцов, чиновников, помещиков стали отражением так хорошо знакомых всем типажей. Иллюстрации Боклевского имели историческое значение. Они наглядно давали представление об особенностях купеческого быта, о театральных традициях XIX века, и таким образом влияли на толкование той или иной роли и на игру актеров. По воспоминаниям современников, рисунки художника к пьесам Островского часто делались прямо во время чтения произведений. Островский и Боклевский — современники, единомышленники, друзья, творчество которых переплелось и оставило богатое культурное наследие.

В наследие Петра Боклевского также входят иллюстрации к произведениям других классиков — Тургенева, Пушкина, Лермонтова, Толстого.

Подготовила Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *