Александр Владимирович Кузнецов, исследователь военной истории, профсоюзный деятель, депутат Госдумы РФ второго созыва: «ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА»

— Александр Владимирович, Вы собираете сведения о герое-лётчике Макарове, погибшем в боях под Ржевом. С чем связан интерес именно к этому герою Великой Отечественной войны?

— Выйдя на заслуженный отдых, я купил домик в деревне Свёклино, что недалеко от Бахмутово. Здесь расположено одно из крупнейших братских захоронений Ржевского района. В нём покоятся останки более 7 тысяч воинов Красной армии. Долгое время я работал на Челябинском металлургическом комбинате, где трудились 7 тысяч человек. Я сопоставил и ужаснулся масштабам захоронения! До Урала, где я родился и вырос, война не добралась. И поэтому всё, что касается военной истории, обращает на себя мое внимание. Кроме того, если тебе привили достойные ценности, не может не волновать история твоего народа, события Великой Отечественной. Я сразу обратил внимание, что в Бахмутово захоронен и Герой Советского Союза, лётчик-истребитель Сергей Макаров, и заинтересовался его судьбой. Для меня этот лётчик стал символом героизма. И это не просто громкие слова. Сергею Макарову было всего 22 года, когда он погиб в боях под Ржевом. А ведь это были первые полгода войны — самое тяжёлое время. Недавно я перечитывал материалы про ведущих летчиков-асов Красной армии. «Кто в начале войны не воевал, войны по-настоящему не видел», — сказал Александр Покрышкин после войны. А это трижды герой! Он знал, о чём говорил.

В списке летчиков-асов Кожедуб, Покрышкин, Гулаев, Речкалов и другие герои. Но у Макарова за первые полгода войны с июля 1941-го по 10 февраля 1942-го такие показатели, которых и рядом нет у многих знаменитых летчиков-асов. Многие из них и на фронте ещё не были в ту пору. А эти парни, такие как Макаров, уже воевали.

В воспоминаниях сослуживцев Макарова есть названия наших деревень: Крутики, Ерши, Бахмутово… Летчик-истребитель Макаров воевал в этом небе, над моей деревней, а не где-то в далеком населённом пункте, о котором ты просто прочитал в книжке. Здесь же он погиб и похоронен. Конечно, меня заинтересовала его судьба. Так я и начал десять лет назад собирать сведения о летчике-асе. Всё, что до сих пор известно, взято из двух-трех источников в различных пересказах. Мне представляется, что информация не полная, а, возможно, и не совсем достоверна.

— Вы даже родных Сергея Васильевича разыскали?

— Ещё предстоит. Его отец, мама, жена, сын приезжали на братское захоронение в Бахмутово почти каждый год. Отец Сергея Васильевича более 20 лет разыскивал могилу сына. Есть основания искать внучку и правнучку героя.

Я встречаюсь с местными жителями, с теми, кто в 60-90-х годах работал в Бахмутовском сельсовете. В частности, с Людмилой Вячеславовной Кораблёвой. Она рассказала, что прежде, каждый год, в День Победы в Бахмутово приезжали по три автобуса родственников бойцов, похороненных в братской могиле. Сейчас, к сожалению, приезжают гораздо меньше. Родные погибших писали письма в Бахмутово. Читал и удивлялся: родственники друг другу порой такие письма не пишут! Насколько были переплетены судьбы и насколько были другими люди!

Недавно, встретив на братском захоронении местную молодежь, я спросил: вы знаете кто такой Сергей Макаров? К сожалению, знают лишь то, что он лётчик. А кто-то и этого не знает. Старшему поколению надо рассказывать молодым о военных событиях Великой Отечественной. Для этого необходимо самим лучше знать историю. Дело тут далеко не только в лётчике-истребителе Сергее Макарове.

Почему связь поколений пропала? Читаешь в альбоме записи родственников, которые приезжали сюда прежде, на братскую могилу, столько тёплых слов! Но последняя запись датируется 2012 годом. Не стало, насколько я понимаю, и переписки с родными, как было раньше.

— А почему?

— Думаю, тогда по-другому работали органы власти, другое было их отношение. Сменились поколения, но мне думается, что эту важную работу прекращать нельзя. При этом надо отметить, что уход за братским захоронением добротный.

— Александр Владимирович, у Вас богатый послужной список, от помощника машиниста тепловоза до заместителя начальника Управления государственной службы Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). Также вы являлись депутатом Госдумы РФ второго созыва.

— Родился и вырос я в шахтёрском городе Коркино, что недалеко от Челябинска. После окончания горняцкого училища в 1976 году начал трудовую деятельность в производственном объединении «Челябинскуголь».

В Коркино расположен крупнейший в Европе угольный разрез, глубина более 500 метров. Не в любую погоду, стоя на одном борту угольного карьера, будет виден противоположный. Железнодорожный состав с породой за 12 часов смены делал лишь один рейс со дна до отвала и обратно. Представляете масштабы? И это всё сделано руками людей.

Потом была служба на Тихоокеанском флоте, в учебном отряде подводного плавания, готовил моряков-ракетчиков для службы на атомных подводных лодках. Там я понял, что такое настоящая мужская дружба и настоящие офицеры. Эти люди несли боевую вахту по защите нашей Родины. Именно они отвечали за пуски баллистических ракет, которыми сегодня пугают весь мир. Это высочайшая степень ответственности.

С 1980 года работал на Челябинском электрометаллургическом комбинате (ЧЭМК) помощником машиниста, а затем и машинистом тепловоза. Поскольку у меня обостренное чувство социальной справедливости было всегда, отстаивал права и интересы работников цеха и комбината без отрыва от производства. Не потому, что я сутяжник. Просто ещё на флоте мне был задан такой тон, что всё должно быть правильно, профессионально и справедливо.

Однако побеждать, в том числе и в суде, надо с железными аргументами, а не с флагами ходить. А для этого необходим багаж знаний. Заочно я окончил Уральский электромеханический институт инженеров транспорта и Уральскую академию государственной службы.

Когда в начале 90-х на наши головы свалилась приватизация, металлургические предприятия оказались лакомыми кусками. Мы отстаивали вместе с коллегами комбинат и свои интересы, борясь за наиболее выгодный для трудового коллектива вариант акционирования. В 1989 году меня выбрали председателем профсоюзного комитета крупнейшего на ЧЭМК цеха железнодорожного транспорта. Металлурги и горняки Южного Урала доверили представлять их интересы в ЦС Горно-металлургического профсоюза России.

Приватизация тогда породила больше вопросов, чем ответов. Бывая в Москве в командировках, я целенаправленно объезжал всех видных на тот момент политических деятелей, чтобы получить необходимые работникам ответы, искал содействия в решении вопросов, которые на месте решить было невозможно. Тогда я познакомился с Григорием Явлинским. Наш профсоюз начал тесно сотрудничать, а потом заключил соглашение о взаимодействии с блоком Явлинский-Болдырев-Лукин. Вместе с двумя представителями металлургической отрасли из Иркутска и Мончегорска я был избран депутатом Госдумы второго созыва от Челябинской области, возглавил подкомитет по регулированию доходов Комитета по труду и социальной политике.

В середине 90-х сложнее всех, если помните, жилось бюджетникам. В частности учителям, медикам, работникам культуры и многих других организаций месяцами не выплачивали зарплату. Но в нашей стране на тот момент не было закона об экономической ответственности работодателя за несвоевременную вы-плату заработной платы. Я тогда провёл бессчетное число встреч, переговоров, консультаций с медиками и учителями по всей стране. Мы вместе проводили акцию гражданского лоббирования этого закона.

— Этот закон — Ваше детище? Позвольте, я пожму Вашу руку!

— За время работы в Госдуме я стал автором и разработчиком ряда Федеральных законов по социально-трудовому направлению, разрешению коллективных трудовых споров и конфликтов, социальному страхованию, пенсиям, защите и реабилитации граждан. В том числе: «О денежной компенсации работникам в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы или сумм, причитающихся работнику при увольнении», «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы». Автор постановления Госдумы о сохранении территориально-отраслевого принципа управления средствами социального страхования. Закон о зарплате бюджетников был принят с преодолением вето Президента России Б. Ельцина. Это стало настоящей победой.

— Почему Вы больше не баллотировались в Госдуму?

— На мой взгляд, если депутат больше одного созыва в Думе, то он отрывается от народа, перестает жить проблемами и нуждами тех, кого он представляет. Кроме того, я не был лоялен к власти. Сейчас сложно даже представить, что можно принять закон с преодолением вето Президента РФ.

После депутатства я работал заместителем председателя Горнометаллургического профсоюза России, крупнейшего в стране. Курировал социально-экономическое и правовое направление. В 2007 году ушёл в отставку. 2008-2014 годы — заместитель начальника Управления государственной службы Федеральной антимонопольной службы (ФАС России).

— А как Вы оказались в Свёклино?

— Многие мужчины мечтают о том, как придет время, и они будут рыбачить, ходить по грибы, больше времени проводить на природе подальше от городской суеты. Однако многие так и не успевают это сделать до конца жизни. Десять лет назад я сказал себе: стоп, хватит. Мой трудовой стаж 42 года, пришло время менять формат. Долго и целенаправленно объезжал по выходным регионы ЦФО в поисках дома в деревне. В одну из таких поездок последним адресом стал дом в Свёклино, но хозяйка не приехала. Вышел её сосед, спросил, зачем я явился, и предложил купить у него дом. Маленький домик такой, 30 квадратных метров, и за огородом Волга-матушка. Вот так я и стал жителем деревни Свёклино.

Случай? Нет, не думаю. Многое в жизни происходит не случайно. Взять хотя бы исследования по Макарову. Я в этой теме порядка 10 лет. Собирать сведения достаточно непросто, если это не всемирно известная личность. Но информация порой приходит оттуда, откуда и не ждёшь, совершенно случайно. И складывается из этих недостающих звеньев целая картина. Может быть, когда ты к чему-то целенаправленно идёшь, так и должно происходить.

— Александр Владимирович, возвращаясь к теме начала нашего разговора. Думаю, историкам и крае-ведам, исследователям военной истории нашей земли будет интересно пообщаться с Вами, обменяться информацией.

— И мне будет интересно. Материалов о летчике-истребителе Макарове собрано уже немало. Но я бы с удовольствием встретился с человеком, у которого также есть сведения о Макарове, чтобы дополнить исторические изыскания друг друга. А, возможно, появятся желающие помочь в столь нужном деле. В редакции оставляю свои контакты для связи.

— Ну а мы, в свою очередь, охотно опубликуем Ваши материалы в «Ржевских новостях». Благодарю за интересную беседу.

Беседовала Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *