ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ

Нет, речь пойдёт не об одноимённом бестселлере, а о гораздо менее приятных вещах, связанных с острой необходимостью обеспечивать без-опасность детей в цифровом пространстве. «Синий кит» — «игра», которая на слуху у многих. Увы, это лишь капля в море. Существуют ещё и «Красные совы», а также множество других, основная цель которых — своего рода информационный терроризм: доведение до самоубийства детей, попавших в ловушку через общение в социальных сетях, запугивание их родителей и прочие негативные воздействия на наше общество. Об этом и многом другом шла речь в Международной школе интернет-безопасности.

К сожалению, нужно сказать, что сегодня ни учителя, ни родители сами в полной мере не обладают достаточным уровнем знаний об обеспечении безопасности ребёнка в информационном пространстве. Безопасность в сети уже давно ушла далеко вперёд от постулатов о сложных паролях. Кроме вышеозвученных опасных «игр», есть ещё в социальных сетях и деструктивные группы, в которые также вовлекают подростков. И ничего хорошего из этого не следует — асоциальное поведение, разрушение личности, угроза себе и обществу и многие другие следствия.

Обычно вовлечение в подобные группы строится на манипуляциях посредством угроз и шантажа. У ребёнка выманивают личные данные, фотографии, предлагают поэтапно совершать какие-либо действия, а затем вынуждают поступить определённым образом, иначе фотографии будут выложены на всеобщее обозрение. Надо понимать, что фотографии у ребёнка выманивают с сексуальным подтекстом. Как удаётся втереться в доверие? Очень просто — игра на подростковых чувствах. Обычно с подростком знакомятся в сети двое ровесников (понятно, что ровесники они только по данным профиля, за которым может скрываться кто угодно). Эти «ровесники» разнополые, манипуляции идут на чувствах влюблённости, потом ревности, обиды и так далее. И очень редко кому удаётся соскочить с этого крючка.

Поэтому сегодня, когда у многих детей и подростков есть свои страницы в социальных сетях, родителям нужно разобраться самим и установить вместе с ребёнком все настройки приватности: ограничить возможность обмена сообщениями с незнакомыми людьми, объяснить, что нельзя добавлять в друзья тех, кого не знаешь лично, и так далее.

Ещё одна «игра», в которую играет практически каждый из нас, сам того не замечая, это общение в социальной сети. Но не в личных сообщениях с друзьями, а в комментариях — чаще всего с незнакомыми людьми и по поводам, которые зачастую не касаются наших интересов.

В школе интернет-безопасности участникам был предложен тренинг: создан закрытый чат, имитирующий пост в одной из групп в социальной сети. Там был размещён пост, в котором жительница Подмосковья озвучивает существующую в её населённом пункте проблему с электричками. Между участниками чата были заранее распределены роли, о которых знали только они сами, и общение в комментариях было предложено строить исходя из полученных ролей: тролль, паникёр и другие. На общение было отведено порядка 15 минут. И знаете что самое интересное? Среди участников не было ни одного жителя из этого населённого пункта, практически не было жителей Подмосковья, многие даже не проживали в Центральном федеральном округе. Однако люди настолько вжились в полученные роли! И даже поймали себя на мысли, что в какой-то момент просто не могли остановиться и продолжали по инерции троллить автора поста, высказывать негативную реакцию по поводу размещённой информации или заявлять, что подобные посты ни к чему не приведут, что это всё пустая трата времени, во власти одни коррупционеры и никому нет никакого дела до простых людей. Узнаёте тональность комментариев? Часто встречали такие в реальной жизни? Конечно. Так вот, они, как правило, не имеют ничего общего с окружающей действительностью. Возможно, кто-то просто заигрался в свою когда-то выбранную или кем-то навязанную роль.

Но вернёмся к деловым дискуссиям, проходившим в мастерской управления «Сенеж». В школе интернет-безопасности состоялся «Открытый разговор» с Сергеем Кириенко, первым заместителем руководителя Администрации Президента РФ. Диалог был посвящен вызовам и возможностям в интернете, с которыми может встретиться молодежь в современных реалиях. В рамках мероприятия затрагивались такие темы, как борьба с фейками и информационными атаками. Особое внимание уделялось роли государства в образовании молодежи. На примере проекта российского общества «Знание» было показано, что молодые люди сейчас наиболее заинтересованы в образовании и самообразовании. Спрос на познавательный контент на платформе за несколько месяцев после запуска увеличился в разы! Из этого можно сделать вывод, что знания — ключевой ресурс и сила нового поколения. Приятно было отметить для себя, что и Ржев не остаётся в стороне от просветительских акций «Знания», об этом мы писали несколькими номерами ранее.

Одной из ведущих тем школы-2023 стал когнитивный суверенитет. Сергей Кириенко отметил, что часто под словом «суверенитет» понимают ограничения. На самом деле суверенитет — это свобода и право самостоятельно принимать решения. Это безопасность и защита, когда никто не диктует и не навязывает свои правила. Суверенитет в сети не отличается от суверенитета в реальной жизни, поэтому стоит брать в расчёт, как данное понятие отражается на каждом пользователе интернета.

Итогом Международной школы интернет-безопасности для меня стало одно важное поручение, которое я получила в «Сенеже». Мне доверили стать руководителем рабочей группы по разработке кодекса этики (поведения) детей и молодёжи в цифровом пространстве. Группа будет вести свою деятельность при Центре по обеспечению прав молодёжи в цифровом пространстве Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Этика. Такое, казалось бы, знакомое слово, но как часто мы не придаём ему абсолютно никакого значения. У нас в школе был одноименный предмет, но толком уже даже не вспомню, чему нас там учили. Единственное, что отложилось в памяти: мы долго разбирали, какой ложкой или вилкой нужно есть то или иное блюдо. Мне это нигде не пригодилось. Я вообще хинкали люблю, а их руками едят. Но если оставить шутки в стороне, то сегодня о нормах этики и морали очень важно вспомнить всем тем, кто пользуется социальными сетями в частности и цифровым пространством в целом.

Работа над кодексом поведения детей и молодёжи только начинается, она не обещает быть лёгкой, но насыщенной и интересной — точно. При его разработке нам будет важно учесть все аспекты, а понимая, что мир медиа и цифры меняется стремительно, это задача не из простых. Но мы готовы! Попробуем обсудить всё: от правил поведения в рабочих чатах до цифрового детокса. Итогом должен стать сам кодекс и его дальнейшая популяризация. Но это тема отдельной статьи.

Мария СЕДОВА

Фото из личного архива и фотобанка МГЮА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *