ПРЕКРАСНОЙ МУЗЫКИ ЗВУЧАНИЕ

Признаюсь, была немало удивлена, когда узнала, что музыкальные вечера в Центральной библиотеке им. А.Н. Островского, которые проводит Майя Игнатьевна Бойцова, собирают многочисленных зрителей — неравнодушных к искусству людей, начиная с конца 60-х годов XX века. В это трудно поверить, но это действительно так.

Конечно, на протяжении шести десятилетий выросло не одно поколение ценителей прекрасного. Менялись люди и лица, а также репертуар. Неизменной была, есть и, надеюсь, всегда будет музыка великих композиторов, чьи имена знает каждый образованный человек. Стоит отметить и высокий профессиональный уровень этих мероприятий, а также колоссальную эрудицию ведущей М. Бойцовой — образованного, грамотного, начитанного человека, который обладает разносторонними знаниями не только в музыке, но и в литературе, истории, искусстве. Поистине, это уникальная личность.

В прошлом году Майя Игнатьевна отметила юбилей.

Её педагогическая деятельность началась в 1958 году. По окончании дирижерско-
хорового отделения Калининского музыкального училища Майя Игнатьевна стала
преподавать в Ржевской музыкальной школе. Помимо обычной учебной работы, в 1963 году она совместно с Яковом Гуревичем создала музыкально-хоровую студию, выпустившую немало замечательных музыкантов: Анатолий Безденежный впоследствии стал народным артистом России и солистом Липецкой филармонии, Элеонора Муравьёва — преподавателем Тверского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского, Почетным работником культуры и искусства Тверской области, Валентина Соколова — артисткой хора Белорусского Национального академического театра оперы и балета, Галина Семилетова (Кепова) — директором Брянского дворца культуры, руководителем вокальной студии. Многие выпускники студии составляли основу известного хора Павлова при ДК «Железнодорожник». А когда появился Университет музыкальной культуры, Майя Игнатьевна приступила к музыкально-просветительской деятельности, с которой связана вся её последующая творческая жизнь.

Изменилось время, изменились формы музыкального просветительства, но Майя Бойцова, как и прежде, несет свои знания людям. Обогащает её лекции-концерты непременное
использование вокальных произведений, и эту часть программы обычно готовит сама Майя Игнатьевна. Долгие годы она занималась на общественных началах с вокалистами-
любителями: Светланой Ядровой, Павлом Евстигнеевым, Эдуардом Левиным, Валентиной Кудрявцевой, Аркадием Ивановым, Виктором Крючковым, Тамарой Цветковой, Ниной Хрусталевой. Постоянный аккомпаниатор у воспитанников Майи Игнатьевны вот уже более 30 лет — Эмилия Степникова, бывший преподаватель музыкальной школы; бессменный участник вокальных программ — Игорь Гоманюк, мастерство которого было высоко оценено на конкурсах вокалистов-любителей.

Несколько лет Майя Игнатьевна руководила знаменитым в свое время хоровым коллективом ДК «Электромеханика», в состав которого входили работники предприятия.

Но всё-таки основной работой у Майи Игнатьевны всегда была педагогика. Она преподавала хоровые и теоретические дисциплины. Среди её учеников много выпускников, которыми по праву гордится Ржевская музыкальная школа. Это Юрий Крючков, Вячеслав Симонов — заслуженный артист РФ, дирижёр Всероссийского радио и телевидения, Элеонора Муравьёва, Олег Гончуков, Александр Ростоцкий, Валентина Соколова, Егор и Алексей Иваненко — выпускники Московской консерватории… Этот список можно продолжать долго.

Известна и музыкально-публицистическая, музыкально-краеведческая деятельность Майи Бойцовой. Вспомним, например, публикации, посвящённые Тертию Филиппову, выдающейся певице, уроженке Тверского края Дарье Леоновой, гениальному Моцарту, Федору Шаляпину и другим.

На одном из осенних музыкальных вечеров, подготовленных Майей Игнатьевной, мне посчастливилось недавно побывать. Просто сказать, что это было великолепно, — значит, ничего не сказать. Музыку, как и хорошую песню, надо слушать и слышать, и она обязательно потом отзовется, оставит след в душе, и тебе захочется, чтобы всё повторилось вновь. Наверное, в этом и есть великая сила искусства. Майя Игнатьевна вместе с концертмейстером Эмилией Степниковой и Игорем Гоманюком подготовили замечательную программу, в которой звучали старинные русские романсы и итальянские песни.

«Утро туманное», «О, если б мог выразить в звуке…», «Только раз бывает в жизни встреча», «Я встретил Вас» — эти и другие романсы любимы многими. А в исполнении нашего талантливого земляка они обрели новую жизнь. Майя Игнатьевна очень интересно рассказала об авторах этих произведений, а также о том, кому они посвящены.

Майя Игнатьевна говорила и о том, что старинные русские романсы любили Марина Цветаева, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Александр Блок, Бэлла Ахмадулина… Особую популярность старинный романс приобрёл в конце XIX — начале XX века. Своё рождение этот жанр ведет от популярных романсов Александра Варламова, Александра Алябьева, Николая Гумилева, Петра Булахова, Александра Дебюка. Затем наступило время композиторов Леонида Малашкина, Петра Донаурова, Павла Козлова, Юрия Морфесси, Николая Харито. Всех трудно перечислить, их очень много. Не отставали от мужчин и женщины. Татьяна Толстая, Мария Пуаре и другие, которые и сами пели, и в то же время сочиняли.

Очень популярны были обработки мелодий авторов, оставшихся до сих пор неизвестными. Например, такие романсы, как «Темно-вишневая шаль», «Белой акации гроздья душистые», «Очи чёрные», «Отрада». Весь этот необозримый певческий материал входил в репертуар артистов, чьи имена навсегда остались в народной памяти. Это Варвара Панина, которая пела в Москве, в ресторанах «Стрельна» и «Яр». Её пением восхищались Лев Толстой, Александр Куприн, Антон Чехов, Александр Блок. Федор Шаляпин считал её достойной конкурент-кой. И когда в 1911 году она ушла из жизни, её хоронила вся Москва. Это и певица Галина Карева, которая приезжала с гастролями в Ржев. Исполняли старинные романсы в концертах и оперные певцы. Иван Козловский прославился исполнением романса «Я встретил Вас»; Надежда Обухова восхитительно пела «Калитку»; Борис Штоколов в 70-е годы возродил в своих концертах этот жанр.

Нина Дулькевич, Анастасия Вяльцева, Петр Лещенко, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева, Тамара Церетели, Вадим Козинов, Георгий Виноградов, Николай Сличенко, Евгений Дятлов — известные певцы, которые дарили и дарят нам радость встречи со старинными русскими романсами.

Майя Игнатьевна совершенно верно заметила, что сейчас, к сожалению, многие артисты заняты развлекательной эстрадой, с подтанцовками, которые подчас лишают вокальный номер всякого смысла. Используя технику, поют совершенно безголосые певцы, но с большими претензиями. Действительно, иногда не хочется и телевизор включать. Но нам, зрителям музыкального вечера, несказанно повезло. Майя Бойцова, Эмилия Степникова и Игорь Гоманюк подарили ржевитянам чудный вечер.

А как, спросите вы, связаны русский романс и итальянские песни, которые исполнялись во второй части мероприятия?

У Майи Игнатьевны на то весомые аргументы. Во-первых, в этом году исполнилось 150 лет знаменитому итальянскому оперному певцу Энрико Карузо. Поэтому в литературной гостиной звучали очень популярные мелодии 60-х годов прошлого века: «Вернись в Сорренто!», «Скажите, девушки, подружке вашей» и другие, посвященные памяти великого итальянского драматического тенора, который умер в 48 лет. Упомянула ведущая и о том, что 10 октября — 210 лет со дня рождения еще одного выдающегося итальянца — композитора Джузеппе Верди. Во-вторых, Майя Игнатьевна рассказала о том, как Ржев связан с Италией. Оказывается, в 1986 году в Риме, в резиденции Папы Иоанна Павла II пел «Калинку» её ученик, ржевитянин Анатолий Безденежный, солист-вокалист оперного и камерного пения, которого называли продолжателем лемешевской школы пения. 15 марта ему исполнилось бы 85 лет.

А в октябре 1996 года ржевский ансамбль «Веснянка», которым руководила Ольга Соколова (преподаватель и директор Ржевского музыкального училища) принял участие в европейском конкурсе, проходившем в Италии, и занял второе место. Ансамбль дал семь концертов!

И это одна из страничек биографии нашего родного города, славу и гордость которого составляют наши земляки, их имена мы обязаны помнить. А Майя Бойцова, Эмилия Степникова и Игорь Гоманюк (о талантливом исполнителе расскажем в одном из номеров «РН») — хранители русской и мировой культуры, благодаря которым искусство становится ближе и понятнее каждому.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора

(использована статья Э. Степниковой «Первые годы Ржевской музыкальной школы»)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *