ОДНО ЛИЦО В ИСТОРИИ РОССИИ. ИГУМЕНЬЯ МАРИЯ

«Независимо от того, где ты находишься на своём пути, это именно то место, где тебе нужно быть. Следующая дорога всегда впереди».

В начале осени ржевской школе № 7 присвоено имя генерал-лейтенанта Игнатьева. Имя Алексея Алексеевича, дипломата, советника руководителя Народного комиссариата иностранных дел СССР, писателя и яркого общественного деятеля довольно широко известно. Но сегодня наш рассказ о другой, не менее знаменитой личности из старинного графского рода: игуменье Марии, в миру — Ольге Игнатьевой, большая часть жизни которой сложилась в духовном управлении Тверского Христорождественского монастыря (располагается в Твери на улице Спартака).

Ольга Николаевна была сестрой-близнецом легендарного Павла Игнатьева (1797-1879) — русского государственного деятеля, генерал-адъютанта, генерала от инфантерии, председателя Комитета министров Российской империи. А генерал-лейтенант А. Игнатьев, имя которого теперь носит 7-я школа, — её внучатый племянник. Такие получаются перекрестки истории.

Дворянское имение Игнатьевых Чертолино (Зайцево) в Ржевском уезде пережило не один десяток поколений этого старейшего российского рода, служившего России семь веков в духовном, мирском и военном труде.

Один из первых ржевских Игнатьевых, черниговский боярин Федор Бяконт, известен по источникам ещё XIV века — с 1340 года. Сын Бяконта Елевферий Федорович (рождение между 1292-1305, кончина 1378) — это митрополит Киевский и всея Руси Алексий, святитель Московский, государственный деятель, дипломат. В 1366 году, благодаря трудам митрополита Алексия, было начато строительство каменного Московского Кремля. Во времена малолетства Дмитрия Донского Алексий возглавлял московское правительство. Канонизирован Русской православной церковью в 1448 году и почитается как один из святых покровителей Москвы. Упокоен вместе с родителями в Елохове. Летом этого года я специально заезжала в собор, чтобы поклониться памяти предков Игнатьевых.

Усадьба Игнатьевых в Ржевском уезде

Его праправнук Игнатий (Плещеев) от брата Феофана Федоровича, по-видимому, и дал название фамильному роду Игнатьевых. Внук Игнатия Константиновича Михаил Иванович — есть прямой предок Ольги и Павла Игнатьевых, столь много сделавших на благо России в XIX веке.

По документам 1624 года Афанасий Романович (праправнук Михаила Игнатьева) являлся ржевским и зубцовским землевладельцем. Его праправнук — Николай Игнатьев — и есть отец Ольги и Павла.

* * *

Судьба детей-близнецов сложилась в разных жизненных плоскостях, но у обоих она выстроилась во благо Отечества: сын стал ярким общественным деятелем, дочь — духовным просветителем Тверского края.

Ольга Игнатьева, дворянка из знатной, богатой и именитой семьи, сделала свой шаг в выборе судьбы.

Из источников следует, что «по воспоминаниям монахини Ольги, бывшей долгое время келейницей матушки Марии (О. Игнатьевой), в молодости будущая игуменья была весёлого характера, любила свет-ские удовольствия и не помышляла о монашестве. Как-то вместе с матерью она приехала в Тверской Христорождественский монастырь. Монастырь располагался в Затьмацкой части города, на правом берегу реки Тьмаки, на возвышенном месте, которое в старину называлось Горками.

П. Игнатьев

Ольга была весьма образованная и просвещенная женщина: она окончила полный курс престижного учебного заведения того времени — московского Екатерининского института. Владела основами русской словесности, знала Закон Божий, французский и немецкий языки, арифметику, географию, историю общую и естественную, физику. Кроме того, занималась музыкой, рисованием, рукоделием.

Но в начале 1820-х годов Ольга Николаевна уединяется в деревенском родовом доме (Ржевский уезд). В 1830 году поступает в Христорождественский девичий монастырь в число послушниц. И здесь начинается её духовное служение. Родственники не поддержали и не приняли её решения. Более того, мать отказалась даже посылать дочери средства на пропитание. Но сильный характер и воля помогли Ольге выстоять: родственники вынуждены были согласиться с её выбором.

В монастыре, где она трудилась псаломщицей, её заботой была и другая тяжелая и грубая работа: она убирала мусор и кирпичи после построения соборного храма, никогда не ропща на тягостность и свою утомительность. В 1833 году Ольга Николаевна, прожив около трех лет в тверской обители, была перемещена в Ростовский Рождественский девичий монастырь Яро-славской епархии, где 7 июня 1835 года приняла монашеский постриг с именем Мария.

Спустя чуть больше двух лет, с 22 октября 1837 года, была возведена в сан игуменьи. Тогда же матушка Мария была назначена настоятельницей Знаменского женского Осташковского монастыря, где она верой и правдой будет служить двенадцать лет.

Один из старейших на Волговерховье Знаменский монастырь известен по документам еще с середины XVII века. Тогда он входил в Ржевское духовное правление Московской патриархии. В 1744 году, когда была учреждена Тверская духовная консистория, произошла реорганизация общего управления епархией, и Знаменский монастырь в 1775-м был приписан к Твери (тогда он входил в Осташковский уезд Тверской губернии).

На 1837 год, когда матушка Мария возглавила монастырь в Селигерском крае, ей исполнилось сорок лет. Современники отмечали необыкновенную чистоту и теплоту её сердца. «Она всегда была спокойна, весела, со всеми ласкова и проста в обращении… Всем и каждому смотрела прямо в глаза, говорила обо всём откровенно; и этот прямой взгляд и простая речь вызывали всегда в собеседнике и откровенность и смирение».

Исторические источники показывают, что игуменья стала первой в Тверской епархии, основав при девичьем монастыре приют для девочек — сирот духовного звания, которые по воле судьбы остались без средств к существованию. Все заботы и материальные расходы по их жизненному обустройству, воспитанию, обучению грамоте и ремеслу матушка Мария вела за личные средства. Впоследствии подобные приюты стали открываться и в других монастырях при материальной поддержке епархии. К 1875 году (за 30 лет такой деятельности) были воспитаны и устроены тысячи сирот.

С 1849 года и по день своей кончины в 1875 году — четверть века — матушка Мария (Игнатьева) была настоятельницей тверского Христорождественского монастыря. А всего на протяжении 38 лет игуменья была мудрым пастырем двух девичьих монастырей: Знаменского Осташковского и Христорождественского Тверского.

Возросло влияние обители и на культурную и общественную жизнь города. Вокруг настоятельницы игуменьи сложился мудрый и интересный круг общения из монашествующих и светских лиц. В него входили дворянки — сёстры Лутковские (землячки Игнатьевой, родом тоже из Ржевского уезда), госпожа Сухово-Кобылина и другие. Они помогали монастырю щедрой благотворительностью, искали у настоятельницы духовного руководства. За годы службы в монастыре матушка Мария (Игнатьева) значительно благоустроила внешнее и внутренне убранство всего монастыря.

В этом начинании ей помогали меценаты из разных губерний, приезжавшие паломниками в монастырь; денежные взносы дарствовали многие тверские жители. Все они знали, что это пойдет на пользу и благое дело, не рассеется по мелочам. Известно, что иждивением игуменьи Марии Игнатьевой (при содействии некоторых других благотворителей) были сооружены три золочёных кипарисовых иконостаса Христорождественского собора. В монастыре была большая библиотека, выписывались журналы «Странник», «Творения святых отцов» и другие.

За годы пребывания игуменьи Марии число сестёр в Христорождественском монастыре выросло в два раза. Полное доверие и сочувствие,  искренность отношений, честность и доброжелательность, желание помочь и разделить думы и печали ближних — как отмечали современники, именно эти человеческие качества стояли во главе всех видов сотрудничества. Примечательно, что в период её руководства монастырем практически никто из монашествующих не перемещался в другие православные общины. Более того, тверская обитель принимала участие в устройстве все большего числа женских судеб.

Согласно Исповедной ведомости церкви Тверского Христорождественского Девичьего монастыря (1870-1876), обитель окормляла 17 воспитанниц приюта — потомственных дочерей духовенства, вдов погибших воинов, их детей и родственников.

За усердие и старание игуменья Мария была награждена святым синодом двумя наперстными кабинетными крестами, один из которых был украшен драгоценными каменьями.

9 апреля 1875 года она упокоилась и была погребена с почестями в монастыре, где праведно служила два с половиной десятилетия. Её провожали архиепископ Тверской и Кашинский Филофей в сослужении двух архимандритов и другого почетного духовенства, местные и гражданские власти, дворянство, купечество, огромная масса народа. Приезжал тогда и брат Павел Николаевич, который переживет её на четыре года.

Заканчивая своё повествование, приведу цитату из книги генерала Алексея Игнатьева, внучатого племянника м. Марии: «Честно служи России, сынок, несмотря на правителей и на то, как она называется… Это делал твой отец, это делали и твои деды, и прадеды. Главное, будь честен перед своей совестью и не опозорь память своих предков!». Ржевская дворянка — настоятельница Христорождественского монастыря, жила тоже очень достойно и высоко.

Ольга КУЗЬМИНА

Фото из свободных источников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *