СОБЫТИЯ РЖЕВСКОЙ ИСТОРИИ

Древнейший документ — Писцовая приправочная книга Князь-Дмитровской стороны за 1588 год, находящаяся в Российском государственном архиве древних актов, показывает, что к XVI веку ржевский край стал надёжным щитом российской государственности, оплотом православия и зарождения крепкого духовного стержня на Волговерховье.

Именно в эту эпоху сильно досаждали ржевской земле западные прибалтийские соседи, которые постоянно своими набегами уничтожали и обескровливали поселения, не желая отдавать Москве столь лакомый кусок. «Великая смута» вновь подогрела интерес к территориям Верхней Волги и Селигерскому краю. Польско-литовские отряды пана Лисовского в очередной раз крепко прошлись по московскому пограничью.

В ржевском народном эпосе даже сохранилась легенда о том времени (1610 год), когда сеча в Ржеве была столь великая, что мужчины Князь-Дмитровской стороны все полегли в ней. Последние жители города схоронились тогда в Спасо-Преображенском храме, но один из неприятелей, переодевшись женщиной, хитростью вымолил открыть ему засов. Дорого обошлась ржевитянам доверчивость того ключаря: все горожане до единого погибли от рук врага. Кровь текла ручьём в Волгу, на берегу которой и стояла соборная церковь. А на каменной её стене тогда проявилась красно-бурая полоса — отметина от впитавшейся в белый камень той кровяной реки.

События ржевской истории середины XVII века слабо освещены в отечественной
литературе. В столичной библиотеке нам удалось обнаружить удивительную находку — книгу «Поход великого государя, Святейшего Никона, патриарха Московского в 1656 году, в Тверь, Вязьму и Иверский монастырь», где рассказывается в том числе и о пребывании в ржевских местах этой великой фигуры России. Уникальная книга издана А. Жизневским в 1889 году в Тверской типографии губернского правления. По-ездка в Ржев была предпринята глубокой осенью 1656 года для досмотра московских пограничных территорий.

Персона патриарха Никона (мирское имя Никита Минин (Минов), 1605-1681) весьма неординарна. Церковные реформы патриарха Никона, которые он начал в 1650-х годах, были направлены на изменение существовавшей тогда в Русской церкви обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Они вызвали раскол Русской церкви, что привело к возникновению старообрядчества. В 1666 году Никон был извержен из патриаршества и стал простым монахом, хотя его реформы были продолжены и укоренились.

Западные границы Московского государства с его ключевыми поселениями (Валдай, Тверь, Селигер, Селижарово, Ржев, Вязьма) всегда были под особым царским надзором и вниманием русского патриарха. Это регулярная материальная помощь,  духовное наставничество и направление на руководство лучших епископов.

Шесть лет патриаршества Никона (1652-1656) были насыщены событиями, существенно повлиявшими на церковную и государственную жизнь России, ни одно из которых не обходилось без личного участия патриарха. Пользуясь поддержкой государя Алексея Михайловича, Никон сосредоточил в своих руках огромную власть,  пользовался ею во славу Святой церкви и на благо Российского государства. Многое в деятельности знаменитого патриарха вызывает споры и законные возражения. Его государственные и церковно-канонические идеи до сих пор служат предметом многочисленных исследований и монографий.

Идея патриарха Никона складывалась из воссоздания на русской земле копии святых мест Афона и Палестины. И одним из проявлений его энергичной и деятельной натуры стало основание им нескольких монастырей, сыгравших важную роль в церковной жизни России и не потерявших своё значение и поныне — это Иверский Валдайский монастырь (основан в 1653 году), Кийский Онежский монастырь (1656) и Воскресенский Новоиерусалимский монастырь (1657).

Итак, путешествие Никона продолжалось четыре месяца, с 1 сентября 1656-го по 4 января 1657 года. Первоначально поездка была намечена на 1655 год, но в 1654-м в России разразилась эпидемия чумы. В Москве болезнь появилась летом 1654 года, город охватила паника, бежавшие люди разносили заразу, и уже в сентябре эпидемия охватила центральную часть страны. Чума свирепствовала в Казани, Астрахани и в Речи Посполитой, с которой Россия вела войну. В январе 1655 года эпидемия утихла, но оставшиеся очаги спровоцировали новую, менее смертоносную, вспышку в 1656-1657 годах, которая затронула в основном низовья Волги, Смоленск и Казань. Только через год, в 1656-м, было решено осуществить поездку патриарха по западным форпостам российского государства.

Основными длительными остановками важной патриаршей делегации  стали Тверь, Ржев, Вязьма, а также новгородский Иверский монастырь близ Валдая, в становление которого Никон приложил большие старания и где он лично освещал храм.

В конном поезде ехало всё царское семейство — Мария Ильинична, супруга царя Алексея Михайловича, старший царевич Алексей, царевны Евдокия, Мария и Анна.

В сопровождение свиты входил патриарший боярин Борис Нелединский. Это был известный род защитников русских земель. Многие мужи из Нелединских служили воеводами, из них Юрий Иванович был в 1602 году воеводой в Нижнем Новгороде, а Матвей Юрьевич воеводой в Бежецком Верху.

Сам поезд состоял из ста подвод. Сопровождали его два дьяка, более 12 патриарших боярских детей, 6 патриарших приставов и 20 стрельцов. Кроме того, около 50 человек обслуживали высокопоставленных знатных особ. Это 5 поваров, 4 приспешника (помощника поваров), 2 истопника, подключник, 2 подьячих, 2 скатертника, 2 сушильных сторожа (ведали съестными припасами), 17 конюхов, подковщик, каретник, 4 портных, сторож. В состав свиты входили даже спеваки (певчие, музыканты), поскольку в «программе» поездки традиционно было много торжественных храмовых служб.

Все патриаршие бояре отвечали за разные служебные обязанности. Воин Григоров сопровождал хлебные припасы, Василь Салманов занимался закупкой продовольствия в период движения поезда. Сидор Макаров заведовал плотницкими работами и устройством жилищ. Гаврила Трусов был ответственным лицом за проживание в монастырях.

Одежда и обувь были предусмотрены для столь дальней дороги, но и здесь случались расходы. Так, в процессе передвижения и наступления холодов было закуплено 48 шкур лисиц, 5 соболей, другие виды шкурок (бобёр, в частности), которые шли на обивку и утепление карет, постелей, мест временной ночевки.

В Осташкове, например, было закуплено 12 пар красных кожаных сапог, за которые было заплачено 5 рублей золотыми монетами из казны (для справки: по ценам 1656 года пять пудов меда (пуд — 16 кг) стоили 1 рубль). В Осташкове же были сделаны продуктовые запасы яблок и питья.

Из Осташкова поезд прибыл в Нилову пустынь, потом в Селижаров монастырь, оттуда в Ржев. Наш город имел для патриарха особую значимость как важный духовный центр на Волговерховье.

Ради исторической достоверности стоит сказать следующее. Сама столичная (Московская) епархия святейших Всероссийских патриархов складывалась постепенно, охватывая всё новые пространства. В её административное подчинение вошел и Ржевский край, прежде длительное время составлявший владения Новгородской епархии.

Патриарх Филарет по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича окончательно закрепляет Ржев и уезд за Патриаршей областью и ее Московской кафедрой. Так, в исторических источниках отмечается, что ещё во времена Федора Иоанновича (русский царь с 1584 года, последний представитель династии Рюриковичей, сын Ивана IV Грозного) на всю Россию было 4 митрополита, 6 архиепископов и 8 епископов. В их числе и ржевский епископ. На предрасположенность Ржева к столичным территориям перед эпохою Петра Великого указывает также историк Симсон, подчеркивая аналогии развития Ржева с малыми русскими городами, развивающимися на то время «по одному руслу».

В начале XVII века одним из приоритетных направлений усиления православия является фактор привлечения территорий к столице как административному «узлу» и сильному духовному органу. Для возрастания своего духовного могущества Москва начинает окормлять небольшие древнейшие русские поселения, которые были проверены временем и отличались крепкими православными традициями. И Ржев Володимеров с уездом, отошедшим в столичную епархию по жалованной царской грамоте, становится первым из них.

К середине XVII века для Ржевской округи стал решаться вопрос о перераспределении административных границ по причине большой территориальной удаленности Ржева от московской кафедры, где находилось тогда церковное управление, к которому город и уезд принадлежали. И с 1667 года (а потом ещё и в 1681 году) в Ржеве предполагалось открытие своей епископской кафедры с подчинением её Тверскому архиепископу. Но этот вопрос положительно тогда так и не разрешился.

Продолжим о визите патриарха. По книге городового Ржева Ивана Мусина-Пушкина за 1670 год, тогда здесь были отстроены семь (!) храмов. Это на левобережье церковь Пресвятой Богородицы (Успенская, что на Соборной горе), Николы (позже Никольская церковь, где парк Грацинского), церковь пророка Ильи (ныне перекресток ул. Ленина и Бехтерева), церковь Животворящего креста (полностью утрачена, район Советской площади), церковь Преображения (на правом берегу), церковь Рождества Христова (на «большой горе», сейчас район Советской площади), храм Мученицы Пятницы (утрачена, район «семи ветров»).

Время, которое провёл в Ржеве патриарх Никон со своею свитою, не описано, но, по-видимому, этот визит не был кратковременным. В городе ему была устроена пышная встреча, за что он щедро миловал горожан. Так, боярскому сыну Андрею Иванову (сыну Толстова) было пожаловано 6 рублей. Предки Толстых жили в Ржеве и округе уже в начале XVI века. Они имели наделы в деревнях Пирютино, Баранцево, Копырево и другие.

За доблестное несение воинского служения Никон лично дал 34-м ржевским стрельцам по 10 рублей, а трубачу Богдану Касаткину дарствовал 40 копеек на шубу.

Сам факт пребывания на нашей земле столь важного государственного деятеля, думается, является мощным стимулом становления и закрепления сильных православных христианских традиций и духовного просветительства. А Ржев, безусловно, признавался важным опорным пунктом московских западных территорий, где ему отводилась весьма значимая роль как передового пос-та на границе государства.

Ольга КУЗЬМИНА

Иллюстрации из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *