ЦИФРОВЫЕ ДЖУНГЛИ

Когда вы идёте по отремонтированному тротуару на оживлённой улице, по хорошо освещённому парку с вычищенными дорожками, вы практически не задумываетесь о своей безопасности — всё происходит на уровне рефлексов. Вы соблюдаете ряд определённых правил: переходите дорогу в предназначенном для этого месте и смотрите по сторонам, не гуляете ночью по закоулкам, избегаете подозрительных компаний. Все эти правила вам хорошо известны с детства, о них, надеюсь, вы рассказываете своим детям. Вот только о том, что аналогичным правилам безопасности, но только применяемым к онлайн-среде, детей (да что уж там, и взрослых тоже) также необходимо обучать — многие забывают.

Почему-то больше внимания мы уделяем жизни в офлайн-пространстве, и это, с одной стороны, вполне объяснимо. Мы уверены, что правила безопасности дорожного движения или противопожарной безопасности гораздо важнее, чем правила безопасного поведения в интернете. Только это уже давно не совсем так. Правила цифровой безопасности важны не меньше, ведь пренебрежение некоторыми из них, чрезмерная доверчивость или неосторожность также приводят к летальным исходам. Вспомните печально известную распространённую в  интернете игру «Синий кит». Так что интернет — это не безопасный город, а настоящие цифровые джунгли, в которых легко споткнуться, упасть с обрыва или встретить хищника.

То, как ваше чадо будет вести себя в интернете, имеет огромное значение. Мы не всегда серьёзно относимся к онлайн-среде по той причине, что для нас она — просто дополнительная возможность общения или получения информации. И эта возможность появилась у нас не так давно. Ведь многие и мобильным телефоном-то обзавелись только в юности, а наши родители — вообще в зрелом возрасте. У следующего поколения телефон был практически с рождения, а у нас, их родителей, с подросткового возраста. Следующее поколение, если можно так выразиться, уже рождается с телефоном в руке. Всё это у каждого следующего поколения формирует определённое отношение к онлайн-среде: для кого-то она нечто приобретённое, а для кого-то — данное с рождения. Но, увы, упустив важность вопроса саморегулирования поведения в сети и не обратив должного внимания на то, что онлайн-среда несёт не меньше угроз, чем офлайн-пространство, мы получили несколько поколений людей, обладающих низким уровнем цифровой и медиаграмотности.

Кроме того, многие родители сами привили своим детям зависимость от смартфона, который помогал им занять ребёнка мультиками или играми и давал возможность взрослым заняться своими делами — полезными, но чаще не очень. Таким образом, ни мы сами в своём большинстве, ни наши дети не смогли привить себе правильные привычки для существования в онлайн-среде, а она за это время стала неотъемлемой частью нашей жизни. Это не хорошо и не плохо. Это данность, которую нужно принять и с которой наконец-то уже нужно смириться.

Бесполезно пытаться оградить ребёнка от онлайн-пространства и выхватывать у него телефон из рук при любом удобном случае, лучше уделите время, научитесь сами и научите детей
основным правилам безопасного поведения в интернете.

А теперь поговорим о цифровом профиле и цифровом следе.

Цифровой профиль представляет собой информацию о нас, нашей жизни, которая хранится в социальных сетях, на различных сайтах в интернете. В нём содержатся наши предпочтения, увлечения, желания, цели, способы общения, вредные привычки и многое другое. Цифровой профиль является своего рода визитной карточкой, отображающей наши слабости и сильные стороны.

Наш цифровой профиль формируется не только преступниками, мошенниками или врагами, но в первую очередь нами. Мы сами принимаем решения о том, какие фотографии выставить, какие видео записать, что выложить в истории, какие сообщения отправить и на каком сайте ставить галочку, не читая условия. Каждое такое решение оставляет цифровой след в интернете навсегда. Этот след влияет на то, какую информацию предлагает нам онлайн-пространство. Таким образом, поведение в сети формирует нашу личность через алгоритмы цифровых платформ. Поговорили с подругой о том, что хотите приобрести новый миксер, а потом вам стала попадаться реклама миксеров разных фирм и ценовых категорий? Увидев это, вас позабавило, как так удачно совпало, и уж не подслушал ли кто ваш разговор? Подслушал. И всё это — не совпадение.

А ещё есть довольно простой, и в какой-то степени даже забавный, закон Старджона. Американский фантаст Теодор Старджон написал 12 романов и более 200 рассказов. Однажды автора упрекнули в том, что 90 процентов фантастики — это полная чушь и ерунда. Но Теодор Старджон возразил: «90 процентов чего угодно — полная чушь, а научная фантастика подчиняется тем же закономерностям, что и другие жанры». Руководствуясь этим шуточным законом, можно сделать вывод, что в большинстве своём всё то, что вы потребляете в интернете, — бесполезно или даже опасно. Так уж сложилось, что любая новая технология — это не столько бочка мёда, сколько ложка дёгтя.

Риски цифрового мира в целом можно разделить на две категории: электронные и информационные. Первые угрожают самим устройствам (смартфонам, компьютерам), а также установленным на них программам, банковским счетам, паролям и так далее. Вторые же опасны для человека, то есть для владельца цифрового устройства: развитие зависимости от социальных сетей, ухудшение когнитивных способностей, манипуляции. Вот несколько простых рекомендаций, которыми делятся Игорь Ашманов и Наталья Касперская в своей книге «Цифровая гигиена». Авторы всю жизнь работают в сфере информационной безопасности, поэтому точно знают, о чём говорят. Книга написана понятным и доступным языком, прочитать её я советую каждому педагогу и родителю.

Вот несколько хороших правил, которым стоит следовать.

  • Проверяйте свой счёт на платные подписки и услуги.
  • Проверяйте список услуг на своём мобильном тарифе.
  • Не подключайте автопополнение при снижении баланса.
  • Выбирайте тариф с фиксированной стоимостью.
  • Не привязывайте телефон к кредитным картам, банковскому счёту, платёжным системам.
  • Установите на смартфоне надёжный пароль.
  • Имейте доступ к смарт-фону ребёнка. Только заранее объясните это своему чаду, не нужно делать этого за спиной ребёнка. Таким способом обеспечивать его безопасность — нечестно. Действия, совершаемые вами, казалось бы, во благо, только оттолкнут ребёнка от вас. Безопасность детства — это процесс обоюдный и доверительный, поэтому обо всём договаривайтесь «на берегу».
  • Ограничьте ребёнку установку приложений.
  • Опасайтесь звонков с неизвестных номеров и не перезванивайте на неизвестные номера.
  • Не следует отвечать незнакомцам на вопросы о фамилии и имени, сообщать личные обстоятельства, адрес, говорить «да» и так далее.

Кроме этого, надо понимать, что все ваши «любимые» пароли хорошо известны всему интернету. Пароли утекают в сеть постоянно с различных массовых сервисов, так что у мошенников есть базы данных с миллионами всех сколько-нибудь популярных паролей. Люди, к сожалению, обычно мыслят примерно одинаково, особенно в типичных ситуациях и в спешке. Большинство очевидных или кажущихся вам сложными паролей, которые вы можете придумать на ходу при регистрации аккаунта в соцсетях, мессенджерах или в клиент-банке, уже есть у мошенников в их базах, так что они могут подобрать пароль к вашему аккаунту.

Делайте уникальные и сложные пароли, не включающие распространённые слова или числа. Лучше не использовать телефонные номера, даты рождения, имена детей, родных, клички домашних животных, обычные слова (их легко автоматически подобрать по словарю).

Нужно быть внимательными и замечать необычное поведение своего устройства, например:

— смартфон начал самостоятельно включаться и выключаться;

— на телефоне внезапно появились новые приложения, которые вы не устанавливали;

— стала быстро разряжаться батарея;

— есть заметное нагревание устройства, когда оно не используется;

— без видимых причин вырос интернет-трафик;

— появляются «лишние» исходящие или входящие звонки, которые вы не совершали;

— участились проблемы со связью во время разговора — долгое соединение с абонентом, помехи и шумы.

Всё это может быть признаками внедрения на смартфон вредоносных приложений.

Также, чтобы меньше игроков рекламного рынка знали, где вы ходите и что просматриваете, запрещайте сохранение cookie-файлов и включайте режим «инкогнито» в своём браузере. Так посещения не сохранятся в истории браузера, а cookie-файлы не будут передаваться посещаемым сайтам. Такая функция сейчас есть в любом браузере. Разработчики браузера всё равно будут знать, что вы посещаете, но это хоть какое-то снижение прозрачности.

Мария СЕДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *