ЦВЕТНАЯ СИМФОНИЯ, или МИР АКВАРЕЛИ ВЕРЫ ПОЛЯКОВОЙ

Оковецкий храм и старообрядческая церковь в Ржеве, церковь Всемилостивого Спаса в Тесово, женский монастырь в Вышнем Волочке, колокольня Покровской церкви в Липецах (Смоленская область)…

Искусство и архитектура Православной церкви — это своеобразный маяк духовности и красоты в современном мире, напоминающий о вечных истинах, духовных идеалах и творческом потенциале человечества. Это сокровищница мудрости и опыта, которая служит для всех, кто стремится к свету и истине. Не ошибусь, если скажу, что именно такой художник — Вера Полякова. По её картинам можно путешествовать в пространстве и времени, знакомясь с достопримечательностями родного края и восхищаясь неброской его красотой.

Выставку великолепных акварелей Веры Ивановны вы увидите в Центре культуры и искусства «Текстильщик». В экспозиции представлены пейзажи и натюрморты. Удивительно нежные цветочные композиции. Словно живые, розы и нимфеи с истоков Днепра, волнующая воображение сирень, ирисы и подсолнухи непременно привлекут ваше внимание.
«Остановись, мгновение! Ты прекрасно!» — говорит нам художница, которая живёт по соседству, в Смоленской области, в Сычевке.

В 1971 году Вера Ивановна окончила Московское художественно-промышленное училище им. Калинина (отделение ковроткачества).

— Было интересно учиться, — вспоминает она. — Четыре года пролетели быстро. В то время не задумывалась, где буду работать. Только в 1979 году узнала из местной газеты, что в Ржеве открыт при горпромкомбинате ковровый цех. Решила попробовать. Там и проработала художником по коврам и текстильным изделиям до 2000 года.

Затем предложили преподавать в ДШИ № 3. Согласилась. Оказалось, это интересно. Дети приходили с желанием учиться, проблем с дисциплиной не было. Я учила их тому, что знала сама и чему нас учили в училище. Но главное, что в конце учебного года нас, преподавателей ДШИ № 2 и № 3, отправляли на курсы повышения квалификации, которые проходили на Академической даче под Вышним Волочком. Мы там писали, рисовали с утра до позднего вечера. Лето, красивое место, необычное небо, а какие фантастические облака! Десять дней пролетели как мгновение. Это было необычно, ново, поскольку пейзаж по-настоящему начала писать впервые именно там. Академическая дача стала для меня новой школой.

С каждым годом работы накапливались. Вера Ивановна отмечает, что писать надо постоянно, чтобы навык не потерять, а ещё необходимо повышать мастерство, учиться чему-то новому.

— Акварель ещё с училища стала моей любимой техникой, — продолжает она. — Работая, приобретаешь свой почерк. Эта водяная краска дает картинам какую-то тонкость, нежность, может, поэтому я люблю писать цветы. В этой технике они получаются не пластмассовыми и не деревянными. Не грубыми, а как сквозь дымку, как дуновение ветра, как будто бабочка вспорхнула.

Люблю писать натюрморты. В них надо материальность передать, чтобы стекло было прозрачным, ткань — мягкой, кувшин — глиняным.

Вот такими — живыми, настоящими — они и предстают перед нашим взором.

В 2005 году Вера Полякова переехала из Ржева в Сычёвку, на свою родину. Пошла работать в школу искусств, где задержалась до сего времени.

Появились новые знакомые — преподаватели Смоленской области. И новые пленэры в Вязьме, Сычёвке, Новодугино, на которых художница лучше узнавала свой край, знакомилась с интересной архитектурой, новыми местами.

— Простые сельские пейзажи, церквушки вдохновляют меня на новые работы, — рассказывает она. — В каждой поездке находишь что-то необычное. Видишь и красоту белокаменного храма, и заброшенной баньки, и покосившегося забора. И всюду со мной акварель, с которой я сроднилась душой. Но это не значит, что всегда получается то, что задумаешь. Иногда поражаешься, как это так удачно получилось. Но бывают и промахи.

На выставках, пленэрах учишься у других, но своё никуда не уходит, надо только не растерять его…

* * *

Побывав на юбилейной выставке Веры Поляковой в Сычёвке, Ирина Аввакумова и Диана Гоголева приняли решение привезти эту роскошную акварель для ржевитян в Центр культуры и искусства «Текстильщик».

— Веру Ивановну хорошо знают ржевские художники, уважают за её интеллигентность и скромность, профессионализм и трудолюбие, — рассказывает член СХР Ирина Аввакумова. — Она — постоянный участник городских коллективных выставок, не раз была участником пленэра «Ржевская палитра». Несколько лет назад мы с Верой Ивановной показывали в выставочном зале её персональную экспозицию с прекрасными акварелями и тщательно выполненными в миллиметровых клеточках цветными рабочими схемами её авторских орнаментальных калек — будущих ковров, чем немало удивляли зрителей…

На нынешней выставке «Мир акварели Веры Поляковой» представлены новые работы художницы. Это и необыкновенно трогательные пейзажи, среди которых есть ржевские виды, и разнообразные цветочные композиции. Это удивительно — как на влажной бумаге растекается тончайший цветоносный слой краски, а рядом другой, и эти наслоения вместе образуют неповторимую цветную симфонию. Рассматривая произведения Веры Поляковой, не перестаешь удивляться тому, как мазки разных оттенков цвета формируют пространство, материальные предметы, а на самом деле происходит воспитание души. Её творчество, несмотря на свою простоту, необычайно духовное, рассказывает о вечных ценностях, о любви, силе и красоте природы.

Недавно Вера Ивановна провела замечательный мастер-класс для всех желающих, делилась своими секретами с юными художниками.

Мы, сотрудники ЦКИ «Текстильщик», и наши посетители желаем Вере Ивановне творческих успехов и выражаем огромную благодарность за её доброе сердце и готовность делиться своими профессиональными знаниями со всем миром.

Остаётся добавить, что выставка открыта до конца марта.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора и из архива Веры Поляковой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *