ВОИН. МИРОТВОРЕЦ. МОЛИТВЕННИК

Уникальная выставка, рассказывающая об образе святого благоверного князя Александра Невского в убранстве Исаакиевского и Сампсониевского соборов и храма Спас на Крови, впервые экспонируется в Ржеве и Тверской области.

Выставка подготовлена сотрудниками Санкт-Петербургского государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

13 марта Ржевский музейно-выставочный центр встречал делегацию гостей из северной столицы и первых посетителей выставки.

В торжественном открытии выставки приняли участие директор Ржевского музейно-
выставочного центра Ульяна Калашникова, заместитель главы администрации Ржевского муниципального округа по социальным вопросам Елена Ямщикова, настоятель храма благоверного князя Александра Невского (Ржев) иерей Сергий Румянцев.

Илья Демидов, начальник музея-памятника «Спас на Крови», очень интересно рассказал о главных храмах Санкт-Петербурга и князе Александре Невском, а также провёл экскурсию по выставке.

Святой благоверный великий князь Александр Невский считается небесным покровителем Санкт-Петербурга. Поэтому присутствие его образа в многочисленных храмах северной столицы не случайно.

Илья Васильевич пояснил, что экспозиция «Воин. Миро-творец. Молитвенник» состоит из сорока фотографий, на которых представлены виды интерьеров трех петербургских храмов, а также живописные, мозаичные и скульптурные произведения мастеров XVIII — начала XX века. Среди них — Карл Брюллов, Петр Басин, Иван Витали, Михаил Нестеров и другие.

Посетители смогут не только познакомиться с убранством храмов, в иконографической программе которых образ святого Александра Невского играл значительную роль, но и в деталях рассмотреть произведения, расположенные на большой высоте; в полной мере оценить уникальность, размах и грандиозность храмов-памятников — Исаакиевского и Сампсониевского соборов и храма Спас на Крови.

Думается, эта выставка будет особенно интересна жителям тверской земли ещё и потому, что жизнь Александра Невского, защитника земли русской и православной веры, была тесно связана с Верхневолжьем. Именно Александр Ярославич стал первым тверским князем. В конце 1230-х годов великий князь владимирский Ярослав Всеволодович выделил из состава Переяславского (Залесского) княжества земли «в удел» своему старшему сыну Александру. Центром удельного княжества стала Тверь. Сам Александр правил ею недолго, переехал в Новгород. А тверскими князьями стали сыновья его младшего брата Ярослава — сначала Святослав, а потом, после его смерти, Михаил, которого мы знаем как Михаила Тверского, небесного покровителя Твери. Таким образом, князь Михаил Тверской — родной племянник Александра Невского. Известно, что род Александра Невского правил Тверью на протяжении двух веков, до покорения этой земли московскими князьями.

Александр Невский связан с тверской землей и через свою мать, которая родилась в Торопце. В исторической части этого городка, на Красном валу, растет дуб, заботливо огороженный кованой металлической решеткой. Рядом — надпись, сообщающая, что сей дуб есть семя от семени того самого дуба, который был посажен великим князем Александром Невским в год его венчания в Торопце — 1239. Считается, что это знаменательное событие — бракосочетание будущего святого с дочерью полоцкого князя Александрой, — случилось в Торопце по настоянию матери Александра Невского, старшей дочери торопецкого князя Мстислава Удатного. Однако никто доподлинно не знает, в какой именно церкви прошло венчание. Попытки найти ту самую церковь предпринимаются до сих пор.

Сын земли русской

В истории нашего Отечества есть много имен почитаемых святых защитников и небесных покровителей русской земли. Среди них одно из первых — имя князя Александра Ярославича. В народной памяти Александр Невский остался национальным героем — великим полководцем, мудрым политиком и благочестивым правителем.

Память о нём хранят два строгих и величественных архитектурных памятника: Спасо-Преображенский собор в Переславль-Залесском, где Александр крещён, и место погребения — собор Рождества Божией Матери во Владимире.

В 1280-х годах была составлена «Повесть о житии Александра Невского», где автор, современник князя, создает его жизнеописание. Он последовательно рассказывает о трех подвигах Александра: о битве на Неве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига — бранные, последний — подвиг самопожертвования. Александр поехал к хану «отмолить людей от беды», чтобы татары не заставляли русских людей нести военную службу.

Через 117 лет после кончины, в 1380 году, Александр Невский был прославлен в лике святых во Владимирской епархии. Яркий исторический образ князя привлекал внимание летописцев и художников. Изографы включали в клейма житийных икон светские жанровые сцены, батальные и исторические сюжеты, дословно иллюстрируя страницы жития святого. Самого Александра живописцы облачали в доспехи старорусского типа или богатые одеяния современной им московской знати.

С воцарением на престол Петра I традиция почитания преподобного князя Александра Ярославича продолжилась. Для Петра I исторический пример Александра Невского был чрезвычайно важен: Северная война и основание Санкт-Петербурга рассматривались государем как продолжение деяний его выдающегося предшественника Александра.

30 августа 1724 года, через два года после окончания Северной войны и заключения мирного договора со Швецией, император Петр I повелел перенести мощи святого из Владимира в Петербург (в третью годовщину подписания Ништадтского мира).

Местом пребывания мощей избран основанный в 1710 году монастырь Живоначальной троицы и святого князя Александра Невского, ныне Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. И это не случайно. Долгое время считалось, что именно на месте монастыря произошла Невская битва 1240 года.

Наряду с прежним днем памяти, 23 ноября, было установлено новое церковное празднование святому 30 августа (перенесение мощей в северную столицу). Незадолго до этого по-следовал указ Святейшего синода, повелевавший не изображать Александра Невского преподобным, то есть в монашеском облачении, а только «во одеждах великокняжеских». В титул благоверного князя было добавлено слово «великий». В XVIII веке в официальную иконографию великого князя был добавлен новый атрибут, одна из самых значимых императорских регалий, которая ранее никогда не употреблялась на Руси — порфира (горностаевая мантия). Изменились и воинские одежды — князя стали изображать в европейских рыцарских латах. Именно таким представлен образ святого Александра Невского неизвестным художником на иконе главного иконостаса Сампсониевского собора.

(Сампсониевский собор — храм-памятник, возведенный в честь Полтавской победы, до 2017 года входил в состав государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». После передачи здания Русской православной церкви живопись и предметы декоративно-прикладного искусства были закреплены за музеем. Иконы Сампсониевского собора уникальны. Большинство из них датируются первой половиной XVIII века).

Икона святого Александра Невского написана с применением традиционных материалов и техники: темперой и маслом по дереву. Князь — на фоне неба, обозначенного серо-голубым цветом с розовой полосой восхода. В верхней части иконы, вырезанной полукругом, изображены клубящиеся облака и белый треугольник на желто-розовом фоне, где видим буквы «БГЪ» (БОГ). На фоне иконы читаем надпись: «Образ благоверного князя Александра Невского». Святость князя обозначена золотым нимбом с белильной обводкой. Александр Ярославич облачён в блестящие латы серебристого цвета с золотыми сегментами. На плечи накинута вишневая мантия с травчатым узором, широким горностаевым воротником и подбоем. Левая рука покоится на груди, в правой святой держит палаш острием вверх.

А напротив, на другой стене собора, размещен парадный портрет Петра I. Оба полководца, молитвенно прижимающие левую руку к груди, облачены в серебристые латы и вишневые бархатные мантии, подбитые дорогим горностаевым мехом. Так в храме подчеркнута схожесть между двумя правителями: за триумф в Северной войне Петр получил титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого», и святой князь, знаменитый давней победой над шведами, с этого времени облачался в императорскую порфиру и также именовался Великим.

Изображения святого благо-верного князя Александра Невского включено и в Лицевые святцы Сампсониевского собора, написанные в первой половине XVIII века неизвестным иконописцем. Резной иконостас главного придела Сампсониевского собора — шедевр русского барокко — поражает воображение красотой и изяществом. Вырезанные из липы, чудом сохранившиеся до наших дней витые колонны, картуши, фигуры ангелов, херувимов и бесплотных духов, гирлянды, карнизы и рамы пятиярусного иконостаса подчёркивают своеобразие и красоту уникальных образов. Двенадцать огромных икон (по числу месяцев) являются одними из наиболее полных и древних календарных образов в петербургских храмах.

В XIX — начале XX века в иконографии святого Александра Невского появились новые грани (об этом расскажем в следующем номере). Его образы, как и в предыдущие столетия, продолжали служить особой живописной проповедью, откликаясь на события российской истории, и, используя выражение Феофана Прокоповича, оставались «живым зерцалом» духовного состояния времени.

Елена СООЛЯТТЭ

(Использована книга «Защитник и праведник земли русской: в поисках образа» под ред. Ю. Мудрова)

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *