ВСЛЕД ЗА МУЗЫКОЙ

Судьба не обязательно ведет человека к какой-то грандиозной профессии, например, в космонавты. Иногда кто-то сверху, вопреки твоим планам и мечтам, медленно, но верно предоставляет тебе шанс и подталкивает к одному единственному делу, которое и есть Призвание. Только в самом начале пути ты об этом еще не знаешь, и в розовых планах юношеской мечтательности все грезятся покоренные тобой космические просторы…

Свою первую серьезную «музыкальную прививку» Майя Майсурадзе получила в шестилетнем возрасте. В послевоенном Баку ставили оперу Даргомыжского «Русалка». Для юной девчушки это стало самым большим впечатлением. Увиденное легло на благодатную почву. В доме часто звучала самая разная музыка. Папа — грузин, кроме своих грузинских фольклорных песен очень любил русские песни, городские. А мама — кубанская казачка — обожала классику. И поэтому как само собой разумеющееся пришла учеба в музыкальной школе при бакинской филармонии.

Это была сильная школа. Майя Фоминична до сих пор с благоговением вспоминает потрясающих педагогов, эти прекрасные залы в здании, выстроенном в стиле барокко, белые рояли, тонкую атмосферу искусства.

Впрочем, после окончания семилетки, когда встал выбор между продолжением учебы в школе и музыкальным училищем, Майя все же выбрала школу — хотела получить полное образование. Английский давался на удивление легко. И даже появлялись мысли о поступлении в вуз на иняз. Но и музыку не бросала, в Доме офицеров посещала музыкальные курсы, а в школе возглавляла самодеятельность, потому что всегда подбирала по слуху мелодии, услышанные в кино или на пластинках.

И все же музыка пересилила все остальные увлечения. От судьбы не уйдешь. После десятилетки Майя поступила в музыкальное училище на фортепианное отделение. И неизвестно, как сложилась бы жизнь, возможно, мы бы знали великолепного музыканта-исполнителя, но на третьем курсе Майя стала работать по совместительству концертмейстером на вокальном отделении училища и музыкальным иллюстратором в классах музыкальной литературы. Это был еще один знак свыше, который и предопределил дело всей будущей жизни. Девушка поняла, что ее призвание — преподавать теорию музыки.

Мало научить ребенка играть на музыкальном инструменте. Если он не будет знать об истории создания произведения, о жизни и творчестве композитора, вряд ли будущий музыкант сможет прочувствовать душу произведения. Теория помогает услышать музыку изнутри. Это стало вдруг очевидным, понятным и родным. После училища Майя поступила на теоретическое отделение консерватории. Спустя годы Майя Фоминична Майсурадзе признается, что все 52 года, что преподает теорию музыки, ни разу не пожалела о своем выборе. Счастливый человек!

Студенчество — прекрасная пора! — совпало с годами расцвета музыкальной культуры в стране. Баку в те годы был центром культуры и искусства. Вы много знаете людей, кто может похвастаться тем, что слышал вживую выступления Рихтера, Ростроповича, Клиберна и других музыкантов с мировым именем? Это была еще одна «музыкальная прививка», оставившая поистине неизгладимый след в творческой жизни Майи Фоминичны.

Волшебное слово для нынешних выпусников вузов — распределение. Тогда, в конце 60-х, в славные советские времена, молодого специалиста направили в город Сумгаит в качестве преподавателя музыкальной школы. Преподавала фортепиано, теорию музыки и была концертмейстером. А спустя 8 лет, после окончания консерватории, Майя Майсурадзе стала работать в Сумгаитском музыкальном училище, где преподавала все музыкально-теоретические дисциплины, была концертмейстером на вокальном отделении. За более чем двадцатилетний стаж работы в училище Майя Фоминична подготовила огромное количество музыкантов разных направлений. Ее выпускники занимаются концертной и педагогической деятельностью не только в разных городах нашей необъятной страны, но и за рубежом. Однажды наша героиня летела в самолете и к ней неожиданно обратилась молодая женщина: «Майя Фоминична, кто автор той замечательной книги о Моцарте. Помните, Вы на лекциях нам рассказывали?» Прошло столько лет, но бывшие студенты признаются, что в педагогической деятельности пользуются конспектами лекций своего преподавателя, который учил понимать, учил наслаждаться процессом творчества, как своим, так и образцами мирового искусства.

Но наступили 90-е. Здесь, в России, мы ощутили в полной мере экономический кризис. А там, в союзных республиках, после распада СССР наши соотечественники в полной мере черпнули кризис политический. Азербайджанский Сумгаит пришлось спешно покидать, бросая нажитое. Но все относительно, когда понимаешь, что остался в живых, что все члены твоей семьи тоже живы, здоровы и в безопасности.

Муж Майи Фоминичны получил направление на авиационный завод в Ржеве, это и определило место жительства. Вместе с ними приехала и старшая дочь со своей семьей. Поселились в гарнизоне. Майе Майсурадзе тогда было 52 года. И в этом возрасте пришлось начинать все заново — дом, работа, круг общения. В 1992-м Майя Фоминична пришла преподавать теорию музыки, была концертмейстером при классе хореографии и вела большую лекторскую работу в филиале ДШИ N№ 3 в гарнизоне. В библиотеке Дома офицеров устраивались литературно-музыкальные вечера, на которых Майя Майсурадзе отвечала за музыкальную часть. Какие-то события и даты стираются из памяти, но наша героиня с точностью помнит темы музыкальных вечеров и лекций. Профессионал, ничего не скажешь.

Она с большой благодарностью вспоминает ту теплоту и поддержку, с какой ее встретили новые коллеги. А через год основным местом работы стала музыкальная школа N№ 3 по ул. Чайковского. Трудно было в самом начале — после работы со студентами снова переходить на работу с детьми. Другой язык, другой возраст, другое отношение.

Но постепенно наладился быт, появились друзья, устроились семьи дочерей. Жизнь вошла в привычное русло, без серьезных потрясений. Майя Фоминична полюбила Ржев — город с богатейшей историей, с утопающими в зелени улицами на высоких волжских берегах. И только к чему до сих пор не может привыкнуть — это к климату. Признается, что каждый солнечный день — подарок. А их не так уж и много в средней полосе России.

Еще одно направление работы Майи Майсурадзе — концертмейстер, аккомпаниатор, что накладывает определенный отпечаток на характер. Это ведь нужно подстроиться под исполнителя, под его натуру, прочувствовать настроение. Согласитесь, не каждый может слышать партнера и предугадывать темп, дыхание. Плохой аккомпанемент — и произведение не зазвучит. Хороший — исполнитель сможет передать все тонкости музыки или танца. У нашей героини огромный бесценный опыт работы концертмейстером. Она с удовольствием работала в классе хореографии тогда, в Доме офицеров, подбирала мелодии на слух, когда не было нот. Старалась, чтобы это была лучшая музыка из известных балетов.

Навыки концертмейстера помогают и в жизни. Майя Фоминична пытается в каждом увидеть лучшее. Безусловно, недостатки от ее взгляда не ускользают, но если они не такие уж принципиальные для нее, то принимает человека таким, каков есть. Точно так же с учениками. Мудрый педагог не старается их перевоспитать.

— Просто я их немного регулирую, стараюсь не конфликтовать, — говорит моя собеседница. — Должен быть очень невоспитанный ученик, чтобы вывести меня из себя. Но это очень редко. К любому ребенку есть свой ключик. Даже к самым отъявленным хулиганам. У меня был такой ученик. Музыкальная школа была для него испытанием. Однажды иду, а он сидит на дереве и кричит: «Майя Фоминична, у нас когда будет музлитература?» Отвечаю — завтра. «А вы нам про Бетховена расскажете?» Бедный, как ему было трудно, но все же музыка его приняла…

Все идет из детства. В этом Майя Фоминична убеждена. Она родилась перед самой Великой Отечественной. Ужасов войны в Баку не видели, там был глубокий тыл. Не было голода, все-таки юг, но город работал для фронта в таком напряженном ритме! И было много эвакуированных. И еще она помнит, как дружно жили в Баку люди всех национальностей, а языком общения был русский, и какая высокая культура общения была между людьми. И как ценили искусство во всех его проявлениях. Здесь часто бывали самые разные театральные коллективы, музыканты. Тогда, в детстве, была заложена база, которую Майя Фоминична считает бесценным богатством.

В городе своей юности она так больше и не была. Как-то увидела по телевидению репортаж о велогонках, проходивших по ее родным бакинским улицам, и сердце сжалось. Старается пореже вспоминать, потому что это очень тяжело.

8_2Не укладывается в уме, почему родных когда-то людей поделили на русских и людей других национальностей. Для Майи Майсурадзе вопрос принадлежности к той или иной нации никогда не был первостепенным. Его, этого вопроса, для нее вообще по сути нет. Ну, посудите сами: папа, как я уже говорила, грузин, а мама — кубанская казачка. Родители старшего зятя — азербайджанец и тоже кубанская казачка. Родители младшего зятя — русская и еврей. И кто по национальности внуки Майи Фоминичны?

Возможно, это интернациональные гены дали нашей героине такую способность к языкам. Их изучение Майя Фоминична сделала своим хобби. На своем базовом школьном удалось приобрести довольно неплохие знания английского. Недавно по телевизору смотрела уроки итальянского, и ей захотелось освоить этот язык, тем более, в итальянской речи много музыкальных терминов и сам язык певучий. Накупила словарей, учебников и процесс пошел. Ей нравится сам процесс изучения, даже сложилась своя система. Изучение доставляет удовольствие. В Израиле у нее появилась мысль об изучении иврита, и теперь Майя Фоминична уже сносно на нем изъясняется. Тем более, что этим языком в совершенстве владеет младшая внучка Алина. Она — настоящая израильтянка, отслужила в израильской армии и теперь готовится поступать в вуз. Кстати, все родные Майи Фоминичны далеки от сферы искусства. Как она говорит — технари. И только Алина впитала бабушкины творческие гены.

30 мая Майя Фоминична, которая символично получила от родителей такое майское имя, отмечает 75-летний юбилей. Однако зрелый возраст — это не про нее. Она работает с детьми, а с ними не состаришься. Можно рассказывать часами о творческом профессиональном пути Майи Майсурадзе. За плечами 52 (!) года стажа преподавательской деятельности, награды и почетные звания, признание коллег и любовь учеников. Но я посчитала, что лучше рассказать о том, какой это прекрасный человек. Об этом непременно должны узнать как можно больше людей. Почитайте и позавидуйте по-белому удивительной судьбе человека и удивительному характеру, в котором сплелись, как в восточном узоре, мягкость и твердость, трудолюбие и ответственность, принципиальность и умение ладить с людьми, умение прощать и понимать. А главное — безграничная жажда жизни и оптимизм.

Мы присоединяемся ко всем поздравлениям, которые прозвучат от родных, друзей и коллег Майи Фоминичны Майсурадзе в ее юбилейный день рождения, желаем ей крепкого здоровья. Еще — чтобы сбылась ее давняя мечта: путешествовать. И непременно побывать в Италии, ведь не зря же она учит итальянский!

Светлана Кудрявцева

Фото

Владимира Кутузова

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *