«ПРОСТИ МЕНЯ, МАМА!»

6 апреля на сцене ДК «Железнодорожник» прошла премьера драмы
«Любовь длиною в жизнь» в постановке театрального коллектива «Улей». Режиссер-постановщик — Наталья Андреева.

Ржевским театралам этот коллектив представлять не надо. Все его хорошо знают, любят и с нетерпением ждут каждого нового спектакля. А их в репертуаре «Улья» немало. Это пьесы современных авторов и писателей ХХ века (драмы и комедии): «Мышеловка» Агаты Кристи, «Царь Потап» Александра Копкова, «Белый цветок» Юрия Бутунина, «Семейные игры» Дениса Смирнова, «Шутки Купидона» Ильи Ильфа — Евгения Петрова, «Мамки» Василия Ткачева.

В этом году «Улей» отмечает юбилей — 10 лет со дня своего основания.

И снова на сцене яркий фейерверк — настоящее созвездие народных любимцев. Марина Кульнева, Марина Веселова, Татьяна Смирнова, Татьяна Румянцева, Оксана Тето — прекрасная половина театрального коллектива «Улей», тот крепкий фундамент, на котором держатся все спектакли.

Талантливые, позитивные, бесконечно любящие театр женщины из года в год радуют зрителей новыми ролями.

Удивительно гармонично вписались в театральную труппу и актеры-мужчины. Трудно себе представить спектакли без харизматичного квартета в составе Сергея Андреева, Дмитрия Зайцева, Игоря Жукова, Константина Мянника. В премьере «Любовь длиною в жизнь» в качестве актера дебютировал известный баянист ансамбля «Рябинушка» Алексей Соколов, под аккомпанемент которого герои плясали и пели частушки.

И все вместе они единое целое, большой живой организм, где каждый играет свою роль, но при этом хорошо слышит и понимает партнёра по сцене. Все актеры думающие, знающие, и поэтому им веришь.

— Среди многообразия произведений русских и зарубежных авторов, наверное, не-просто выбрать то, что можно поставить в условиях провинциального театра? — спрашиваю режиссера перед премьерой. На этот вопрос Наталья Андреева отвечает однозначно:

— Хочется, чтобы было что играть. Чтобы было о чем поразмышлять, о чем поспорить. Ведь, по мнению французского писателя Ромена Роллана, театр должен просвещать ум, он должен наполнять светом наш мозг. Мы любим и драму, и комедию, — продолжает Наталья Евгеньевна. — Однако, на мой взгляд, сегодня мало интересных пьес в «лёгком» жанре. Второй момент, который я обязательно учитываю при выборе пьесы, — это занятость всех актеров. Стараюсь, чтобы роль получил каждый. А если чего-то не хватает, додумываю сцену сама. Никого за кадром не оставляю.

— Чем удивите на этот раз?

— Каждый раз, как в первый. Получится — не получится, поймут люди — или нет? Эти вопросы всегда задаешь себе перед подготовкой к каждой новой работе. Очень хочется, чтобы зрители посмотрели и задумались, спросили себя: а так ли я живу? что можно изменить в себе? Чтобы в душе что-то перевернулось.

Уверена, каждый, кто посмотрел драму «Любовь длиною в жизнь», скажет: «У артистов «Улья» все получилось отлично. Зрители плакали и смеялись, не сдерживая своих чувств, потому что это было действительно сильно, мощно, убедительно. Спектакль получился цельным и динамичным.

Действие происходит в 50-е годы прошлого века в Москве, в коммунальной квартире, где живут одинокие женщины, вдовы. И не сказать, что дружно. У каждой своя судьба, свои слезы и радости. Они разные по социальному статусу, по интеллекту и порядочности. Поэтому не всегда между ними происходит взаимопонимание. Случаются размолвки и ссоры. Самая старшая по квартире — практичная и строгая сторожиха Капа Гущина (неподражаемая Марина Кульнева). Она — рулевой в этой вдовьей лодке. Гром-баба, за словом в карман не полезет. Остра на язык. Всем своим соседкам дает меткие, правдивые характеристики.

Интеллигентная Ольга Флерова (Татьяна Смирнова) — пианистка. Потеряла в войну всех близких и сама осталась чудом жива, но нашла в себе силы жить дальше и радоваться солнцу, детям, птицам, деревьям.

Фасонистая артистка оперетты Ада Ульская (Татьяна Румянцева) — дама чувствительная, романтичная, следящая за фигурой, но весьма легкомысленная особа.

Прямолинейная монтёрша Панька Зыкова (Оксана Тето). Ей до всего есть дело. Злая, наглая, бесцеремонная. «Чтоб было по справедливости!» — её девиз. Пятая соседка, Анфиса Громова (Марина Веселова), вернулась с фронта. И все они мечтают о женском счастье, да и просто хотят жить.

Центральные образы — Анфисы и её сына (Константин Мянник). Пьеса начинается с трагической ноты. Поминки. Умерла Анфиса, которую проводили в последний путь соседки по квартире и её сын Вадим. Именно с их слов мы узнаем о непростой жизни героини, о её добром нраве и открытом сердце, в котором жила огромная любовь к сыну, ко всем людям, с кем ей довелось когда-то встретиться. На наших глазах через монологи, диалоги, отдельные сцены жизнь героини зримо «прокручивается» как кадры художественного фильма.

Вот Анфиса идет добровольцем в медсанбат на фронт, думая встретить своего мужа, от которого не было вестей с начала войны (все считали его погибшим). Но судьба дарит встречу с другим человеком, которого она полюбит всею душой. Фронтовой роман заканчивается так же стремительно, как и начинается. Григория выписывают из госпиталя, и он уезжает, оставляя беременную Анфису.

Она возвращается домой, рожает сына Вадима, который становится единственным светом в окне, растит его вместе со всем бабьим царством.

Но судьба подготовила Анфисе ещё одно испытание. Вернулся с фронта её муж Фёдор (Сергей Андреев), который был в плену у немцев. Хоть и непросто ему принять чужого ребёнка и понять жену, считавшую его мертвым, он нашел в себе силы и простил её. Анфиса, чувствуя себя виноватой, бросается в ноги Фёдору: «Прости меня, подлую!» — пытается вымолить она прощение. Потрясающая по силе воздействия сыгранная сцена! Но в душе Фёдора затаилась обида, которая, наверное, убила любовь. Возможно, поэтому он стал захаживать в гости к пианистке, к которой его тянет как магнитом. Был ли это роман или чистая дружба — неизвестно, пусть зритель додумает сам. Однако по стечению обстоятельств Фёдор погибает под колесами трамвая. А Анфиса продолжает жить с этой болью, жить ради сына и любви к нему…

Слушая на поминках женщин, соседок матери, Вадим начинает понимать, что он, самый близкий и родной ей человек, вёл себя как законченный эгоист, которому была безразлична её судьба. Он считал, что мать живет не так, неправильно с его точки зрения. И что она своей любовью «задушила» его. А ведь мать думала не о себе, а о сыне, которому посвятила всю свою жизнь. Но слишком поздно он понял это. Никогда уже мама не услышит это запоздалое «прости».

Грустно. Стыдно. Страшно бывает, когда дети не понимают своих родителей, искренне их любящих и желающих только добра. И почему так происходит? Может, от переизбытка этой самой любви? Только ли сын виноват, что так всё вышло? Думаю, что и Анфиса, и все женщины в квартире, у которых война отобрала мужей, детей, счастье, отдали всё недопетое, недосказанное, что было в их душе, этому маленькому человечку, который рос на их глазах. Залюбили, занежили, избаловали. Ах, знать бы, где упадёшь — соломки бы постелил. Не могли они тогда понять, что своей всепоглощающей любовью воспитывают в Вадиме того самого эгоиста, каким мы и видим его на протяжении действия пьесы.

Слёзы наворачиваются на глаза, когда слышишь, как эта сыновняя неблагодарность убивает сильную, крепкую женщину, которую не смогли погубить ни война, ни смерть мужа.

Но мы прощаем Вадима, когда понимаем, как сын само-отверженно ухаживает за больной матерью: кормит её с ложечки, моет, учит заново говорить, хочет, чтобы мама снова ожила и сказала ему: «Сынок». Отметим удачный режиссерский ход: зритель слышит запись голосов Вадима и Анфисы и представляет себе эту душераздирающую картину боли и человеческого страдания.

О чем же этот спектакль? Конечно, о нашей жизни. Здесь ничего не придумано. Всё показано так, как было на самом деле в судьбах людей военного поколения. Очень тонко подмечены детали коммунального быта в советской стране, где все жили одинаково просто, без изысков и роскоши, где на общей кухне у каждого своё место на плите, своя кастрюля, тарелка, чашка, ведро.

Внимательный зритель обязательно поймёт, что этот спектакль и об отношениях поколений. Извечная тема «отцов» и «детей» показана здесь с необычайной силой, силой материнской любви, которой иногда бывает через край. И, конечно же, эта постановка о любви человеческой. Любовь длиною в жизнь к сыну, мужу, ко всем, кто был рядом в трудную минуту — у Анфисы. Любовь-прозрение — у сына Вадима. Всепобеждающая любовь рано или поздно каждого из героев выводит на правильный путь.

Жизнь так скоротечна… Так давайте дорожить друг другом сегодня, а не завтра. Давайте любить сейчас, а не потом. Давайте жить, а не существовать. В этом и есть истина. Очень жизненно, душевно и больно.

Хочется отметить и удачное музыкальное оформление: звучат песни Лидии Руслановой, а также музыка военных лет, которая помогает понять состояние героев на протяжении всего действия.

Повтор спектакля — 12 апреля в 18 часов, 13 апреля в 16 часов. Обязательно посмотрите!

Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора и Алексея АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *