СЫН ЗЕМЛИ РУССКОЙ

В Ржевском музейно-выставочном центре до 14 апреля работает фотовыставка «Воин. Миротворец. Молитвенник», рассказывающая об образе святого благоверного князя Александра Невского в убранстве Исаакиевского и Сампсониевского соборов и храма Спаса на Крови.

Окончание. Начало в № 12

Образ Александра Невского в Исаакиевском соборе

Наружную дверь, ведущую в Исаакиевский собор с южного портика, украшает образ святого князя в рост с надписью «Святой Александр Невский». Древнерусские доспехи, плащ, подбитый мехом, правая рука молитвенно приложена к груди, левая опирается на щит с четырёхконечным крестом. Образ дополняют меч в ножнах и шлем у ног. В верхней части ниши размещена полукруглая розетка с расходящимися от середины выступами, которые создают вокруг головы святого подобие нимба.

Южные врата в интерьере Исаакиевского собора посвящены истории святых, живших на территории России с X по XVIII веков. Четыре больших рельефа правой створки созданы на сюжеты жития святого Александра Невского: три повествуют о земной его жизни, четвёртый иллюстрирует события петровских времен. Верхний называется «Александр Невский одерживает победу над шведами, где святые Борис и Глеб ему споспешествуют». Из всех военных походов князя выбрана Невская битва 1240 года, где князь поражает копьем шведского полководца Биргера.

Второй рельеф — Александр Невский отвергает лестные предложения папы римского Иннокентия IV о принятии учения западной церкви.

Третий повествует о принятии Невским великой схимы на смертном одре в 1263 году. На хорошо проработанном скульптором лице умирающего — выражение молитвенной сосредоточенности. Таким он представал на всех иконах, росписях и лицевых покровах в своей ранней иконографии преподобного.

Перенесению мощей Александра Ярославича из Владимира в Санкт-Петербург посвящён рельеф южной двери Исаакиевского собора. Для грандиозного шествия до Петербурга был построен новый ковчег, украшенный бархатом, парчой и золотым позументом. На лазоревой подушке — княжеская шапка малинового бархата, с горностаем и серебряным позолоченным крестом.

С августа по сентябрь 1723 года ковчег с мощами святого несли по городам и весям, где его встречали крестными ходами. Чтобы въезд в столицу совпал с днём празднования победы над Швецией, мощи до 30 августа 1724 года хранились в Шлиссельбурге, в Благовещенском храме. Именно тогда последовало официальное распоряжение: святого Александра Невского «в монашеской персоне отнюдь не писать, … писать во одеждах великокняжеских».

Мозаичный образ Александра Невского находится в первом ярусе главного иконостаса, рядом с иконой Богородицы. В правой руке он держит хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного — символ, объединяющий победы Александра Невского и Александра I, во времена правления которого этот атрибут появился в иконографии благоверного князя. Он изображён в рост, в доспехах. В иконостасе придела во имя святого Александра Невского мозаичное изображение князя установлено во втором ярусе. Это — единственная икона в соборе, где взгляд князя направлен прямо на нас.

Четыре люнета придела расписаны на темы жития святого. В четвертом люнете за высоким иконостасом помещена роспись «Святой Александр Невский, молящийся перед крестом об освобождении Отечества».

Самое большое живописное произведение в храме — «Богоматерь в окружении святых» в плафоне главного купола площадью 816 квадратных метров. Фигура Александра Невского расположена в северной части круговой композиции. Благоверный князь изображён преклонившим одно колено, с прижатой к груди правой рукой, левой он касается круглого золотого щита, в центре которого помещён нерукотворный образ Иисуса Христа, а по
окружности — слова «С нами Бог, разумейте, языцеи, и покоряйтеся: яко с нами Бог».

Храм Воскресения Христова (Спас на Крови)

Храм был возведён на месте смертельного ранения императора Александра II. Присутствие в мемориальном храме-памятнике образов святого Александра Невского — небесного покровителя трагически погибшего царя — закономерно. Александр II защищал православную веру, вступив в тяжёлую войну за освобождение балканских единоверцев, совершил ряд важных государственных преобразований, самым значительным стала отмена крепостного права. Основные вехи его правления отражены в убранстве Спаса на Крови.

На западном фасаде колокольни Спаса на Крови находится мозаичная икона святого Александра Невского, а пространство собора содержит часть набережной с сохраненными камнями булыжной мостовой и звеном ограды канала — безмолвными свидетелями трагедии 1 марта 1881 года. В торжественном карауле над скорбным местом «смертельного поранения» стоят Александр Невский и Ангел-Хранитель убиенного императора.

Образ князя в барабане подкупольного пространства расположен в ряду небесных покровителей дома Романовых.

Здесь находится один из самых выразительных образов благоверного князя — мозаика по оригиналу Михаила Нестерова. Князь одет в богато украшенный вышивкой кафтан, поверх которого — воинские доспехи. На его плечи накинута шуба, отделанная дорогой тканью с золотыми шитьем. Уединившись в домовой церкви, Александр Невский молится перед иконой Божией Матери. Меч, щит и шлем сложены на полу. Над иконой начертаны знаменитые слова Александра Ярославича, произнесенные им по преданию перед Ледовым побоищем: «Не в силе Бог, но в правде…» Именно в этом образе отразились три ипостаси князя: воин-миро-творец-молитвенник, что достаточно редко встречается в иконографии святого.

Подготовила Елена СООЛЯТТЭ

(Использована книга «Защитник и праведник земли русской: в поисках образа»)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *