ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ, ДОСТУПНОЕ КАЖДОМУ

Прийти на Советскую площадь, зайти в небольшой зал — и перенестись на двести-триста лет назад, оказавшись на том же самом месте в середине торговых рядов, где снуют коробейники, ходят важные купцы, а ржевские барышни хвастают нарядами…

Потом, уже на другой стороне Волги, зайти в такой же зал и оказаться… возле плашкоутного моста через знакомую реку, но в другом времени: на противоположном берегу высится Успенский собор, рядом Катерина из «Грозы» Островского размышляет, отчего же люди не летают, как птицы? А через несколько минут из вырытой в берегу землянки увидеть дымящиеся развалины разрушенного оккупантами города и услышать от жительницы Ржева о том, как она потеряла всю семью и осталась одна…

Это смогут сделать жители и гости города всего через две-три недели, когда заработают VR-центры. Сейчас идут последние приготовления к их открытию.

Мы поговорили с Ариной Радченко, руководителем компании «Регион инфраструктура». Арина Владимировна показала оборудование, рассказала об идее и реализации проекта, которым может похвастаться далеко не каждый крупный город. Но сначала позволила погрузиться в виртуальную реальность.

Итак, на глаза — специальные очки, в руки — консоли, при помощи которых можно открывать двери, брать и переставлять виртуальные предметы с виртуального стола, и вот ты уже не здесь, а в Ржеве далекого прошлого… Описывать детали не буду. Но испытав на себе, могу советовать всем: пробуйте, равнодушными точно не
останетесь. Это круто!

— Арина Владимировна,   я надевала VR-очки и раньше, но такого объема и эффекта погружения и близко не было! Больше всего впечатлений именно от того, что ты точно знаешь, где стоишь, и стоишь-то на том же самом месте, а во-круг — другой город… Машина времени!

— Да. Мы старались создать туристический продукт, который будет привлекателен и понятен как для молодежи, так и для старшего поколения. Цель — не просто обеспечить доступ к утраченному и недоступному, но и раскрыть культурную идентичность Ржева, чтобы современные горожане гордились ею, туристы узнавали новое и стремились узнать ещё больше. А простоту восприятия и привлечение интереса обеспечили за счет высокотехнологичного продукта, именно с использованием виртуальной реальности.

— Расскажите, как вы создавали эту утраченную реальность?

— Сначала нужно было продумать концепцию, вокруг неё прописывали сценарий, учитывая динамику и тайминг, а потом — наполнение пространства, которое должно предстать перед зрителем.

Скажем, создавая облик дореволюционного Ржева, мы понимали, что именно купечество формировало Ржев — это и кулинария, и культура, и архитектура… Город был яркий, красивый, фактурный — не зря здесь черпали вдохновение творческие люди.

Островский (а в одной из сцен перед зрителем предстает Катерина из «Грозы») упоминает «пестреющие крыши», и мы задумались, почему они пестреющие? Выяснилось, их делали из разных материалов, в зависимости от достатка владельца дома и, окисляясь, крыши на самом деле принимали оттенки то бирюзы, то красновато-коричневых тонов.

Яркой была и одежда горожан: воссоздавая их облик, мы составляли референс на основе архивных и литературных документов, картин и фотографий.

Отдельным пластом работы над проектом стало создание архитектурного облика Ржева, ведь его нужно было показать в объёмной проекции с нескольких точек. Поэтому мы делали макеты зданий, расставляли их на карте, выверяли по высоте, чтобы понимать, насколько одна крыша возвышается над другой и где насколько виден шпиль здания или колокольня… Сопоставляли объекты с фотографиями и чертежами довоенных времен из архива Николая Сафронова, уделили внимание озеленению и городскому благоустройству. При отрисовке персонажей мы брали за основу лица реальных жителей Ржева, так что не удивляйтесь, если встретите в виртуальной реальности своих знакомых! Мы воссоздали огромное количество деталей, чтобы приблизить проект к историческому и культурному оригиналу Ржева прошлых лет.

Мы кропотливо собирали архивные материалы, штудировали художественную и краеведческую литературу, общались с историками, архитекторами и другими специалистами. Безусловно, высокий уровень проекта был достигнут благодаря тому, что над ним работали не только специалисты высокого уровня, но и энтузиасты, влюбленные в город Ржев — такие, как Игорь Сафронов.

— Большое впечатление производит не только увиденное, но и звуковое сопровождение в наушниках. Голос диктора — волшебный.

— Это легендарный Илья Прудовский, а женский голос — актриса Анна Артамонова. Точно так же кропотливо, как создавался видеоряд, писалось дикторское сопровождение: повествование, которое услышит гость VR-центра. И здесь мы тоже обратились к архивным данным, положив в основу рассказа реальные факты. Например, о расстрелянных фашистами ржевитянах… Знаете, Ржев настолько многострадальный, что никакой экшн для сценария придумывать не приходилось — бери готовые события из жизни города и его жителей, и излагай. Под него мы делали звуковое сопровождение: плач ребёнка, гул самолета и лязг гусениц танка, шум тележных колес по булыжной мостовой, голоса оживленных торговых рядов… И музыка для нашего проекта писалась специально группой Struno — ребятам удалось обеспечить сочетание аутентичных и современных звуков, и музыкальная атмосфера дополняет визуальное погружение в историю Ржева, придавая больший реализм и эмоциональную глубину.

— Арина Владимировна, такие проекты уже действуют в других городах?

— Нет. Это флагманский проект «Сеть VR-историй» —  путешествий из настоящего в прошлое, который мы намерены продолжать. Сейчас у нас два центра, а в будущем можно соткать целую историю Ржева из локальных историй, и в каждой точке города раскрывать Ржев с разных его сторон.

Этот опыт можно транслировать на другие города, где мы сможем работать по франшизе. IT-специалисты, посмотрев, что в этой области имеется на рынке сейчас, констатируют, что в России и странах СНГ такого уровня продукта нет.

— Да, глава округа Роман Крылов упоминал идею создать подобную VR-реальность возле мемориала Советскому солдату. Это будет непростой в исполнении и в восприятии проект, но он точно не оставит равнодушных… Я даже боюсь спросить, насколько это дорого. Кто финансирует?

— Проект создан при финансовой поддержке Тверской области. Наша компания «Регион-инфраструктура» («РГ+») обеспечила комплексное сопровождение, включая поиск инвестиций со стороны местного бизнеса и подачу заявки на грант Минтуризма — и проект получил государственное софинансирование.

Этот проект — пример взаимодействия бизнеса и государства в лице власти муниципальной и региональной. В Тверской области достаточно легко реализовать инновации: губернатор Игорь Руденя поддерживает новые и необычные идеи.

— Чем занимается ваша компания ещё?

— Реализацией бизнес-проектов «под ключ», от идеи до продвижения, мы специализируемся на развитии малых и средних городов. Любой глава муниципалитета может поставить задачу, обеспечить необходимую административную поддержку, а остальное — подготовку заявки на госфинансирование или поиск инвестиции, концепцию и технические решения, создание объектов вплоть до  открытия — мы берем на себя.

Ещё мы разрабатываем и изготавливаем сувенирную продукцию, рассказывающую о культурном наследии регионов. Кроме того, сейчас в работе несколько проектов, которые должны стать центрами креативного развития для молодежи в малых и средних городах. Также в работе задача разработки образовательных программ с использованием AR и VR.

— С чего началось сотрудничество с Ржевским муниципальным округом?

— Я родилась и выросла в Ржеве, переехала в Москву, работала в федеральных и коммерческих структурах, например, занималась трансфером технологических решений в Сколково. Но почти каждый выходной приезжаю сюда, общаюсь с родными и друзьями. Однажды зашёл разговор о новом активном городском руководстве. И я написала Роману Сергеевичу, после этого мы встретились и началась работа над проектом в Ржеве. Если честно, вложили в него всю душу, работали без выходных, и зачастую выручал только энтузиазм.

Несмотря на большой опыт в столичных проектах, наша команда «РГ+» (как, впрочем, и все, кто работает над творческими проектами в столицах) практически целиком состоит из людей, которые выросли в таких, как Ржев, малых городах. И поэтому лично заинтересованы в их развитии. Мы понимаем, что преобразить малую родину мы можем только через создание современной городской среды. Наша общая мечта, чтобы в регионах России стали появляться новые точки притяжения для молодёжи и туристов.

— Вы тестировали проект, какова реакция людей?

— Очень показательным был один из первых тестов нашего VR: у молодых ребят и девчат, которым мы показали проект, глаза загорелись. «Я никогда бы не подумал, что до Ржева доберутся такие технологии», — сказал один из парней, сняв очки. Наблюдая, как обрастает новыми интересными объектами и оживает город, ребята видят свое будущее в нем! Ведь вокруг такого проекта можно создать уже реальные объекты и развивать интересные для молодёжи интертейменты, ребята сами смогут создавать новые рабочие места и реализовать бизнес-проекты. Благоприятный идеологический климат влечёт за собой инвестиционный.

К тому же тема русской народной идентичности сегодня актуальна и для молодёжи. Русское в архитектуре, одежде, музыке — то, что раньше было «нафталином», стало модным, стоит задача придать современности нашему исконному стилю, который мы наконец оценили.

В будущем было бы здорово дополнить проект использованием искусственного интеллекта: например, зритель, находясь в виртуальной реальности, мог бы подойти к купцу и спросить: а чей это дом, кто в нем жил… И купец голосом Прудовского отвечал бы — компетентно, с использованием реальных исторических фактов.

Словом, замыслов много, ведь Ржев — это неисчерпаемый источник истории и идей для воплощения.

Планируемая дата открытия — 13 апреля, записаться можно по телефону 8-910-640-62-33 (Елена). Стоимость посещения: посетители до 18 лет — 200 рублей в будни и выходные, взрослые от 18 лет и старше — 500 рублей в будни и 800 рублей в выходные.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *