ШЕКСПИР — НАВСЕГДА

Автор 37 пьес, 154 сонетов и нескольких поэм… Но что мы действительно знаем о величайшем драматурге всех времен?

К 460-летию со дня рождения Шекспира, который празднуется в апреле во всем мире, в Центральной библиотеке им. А.Н. Островского прошёл музыкально-поэтический вечер, подготовленный ведущими библиотекарями Галиной Диденко, Ириной Берентовой, Эльвирой Кондратюк. Музыкальную часть программы вела Майя Бойцова, аккомпанировала Эмилия Степникова. Сонеты Шекспира и вокальную сюиту «10 песен шута» из музыки Шостаковича к спектаклю «Король Лир» блистательно исполнил Игорь Гоманюк.

И это было незабываемо! Как заметила Майя Бойцова, арии шута, кроме Евгения Нестеренко в 70-е годы XX века (а Майе Игнатьевне посчастливилось побывать на этом концерте в Москве, в Большом зале консерватории), не исполнял никто. И в наше время вряд ли кто-то отважится спеть эти песни, интересные, острые, язвительные, но непростые в музыкальном плане.

С большим интересом слушали зрители рассказ о жизни драматурга и смотрели отрывки из пьес. А Майя Игнатьевна провела экскурс по музыкальной шекспириаде.

Справедливо писал в конце XVIII века один английский автор: «Всё, что мы знаем о Шекспире, — это то, что он родился в Стратфорд-на-Эйвоне, женился, родил детей, уехал в Лондон, стал там актёром, написал пьесы, вернулся в Стратфорд, составил завещание и умер».

Единственное, что установлено точно, — это дата его крещения: 26 апреля 1564 года. Большинство исследователей убеждены, что Шекспира крестили согласно традиции, через три дня после рождения. Поэтому весь мир отмечает день рождения Шекспира 23 апреля.

Его предки были вольными землепашцами. Среди них, видимо, были храбрые воины-лучники, участники Столетней войны. Об этом говорит фамилия Шекспир, что в переводе означает «потрясающий копьем».

Отец Шекспира Джон занимался ремеслом перчаточника и торговал кожами. Среди жителей Стратфорда пользовался уважением. Его неоднократно выбирали на разные общественные должности, а однажды даже на должность городского главы. Мэри Арден, мать, принадлежала к старинному английскому роду. У супругов было 8 детей.

Многие ученые-шекспироведы, желая хоть как-то логически объяснить, каким образом провинциальный мальчик стал крупнейшим драматургом всех времен и народов, пытались найти доказательства элитного и глубокого образования. Но свидетельств не обнаружили. По одним данным, Уильям работал сельским учителем. По другой легенде, он был подмастерьем в лавке мясника.

В возрасте 18 лет Уильям женился. Дочь богатого фермера Энн Хатауэй была на восемь лет старше Уильяма, они были знакомы с детства.

Исследователи творчества Шекспира предполагают, что сонет 145 был написан поэтом в молодости и посвящен Энн Хатауэй.

Через два года Уильям стал отцом довольно большой семьи: вслед за дочерью Сьюзен родились близнецы — дочь Джудит и сын Хамнет.

В 1590 году Шекспир покинул семью и в целях заработка переселился в Лондон, где почти сразу связал свою судьбу с театром. Первоначально поэт служил конюхом, принимал коней у приезжавших на спектакли кавалеров.

Известно, что молодой человек вступил в крупное актёрское сообщество того времени «Слуги лорда-камергера» и вскоре стал одним из его соучредителей.

Шекспир не только занимался написанием пьес, но и играл в них. Постановки приносили большой успех, и труппа разбогатела и позволила себе построить знаменитое здание театра «Глобус».

«Весь мир — театр»

Шекспировская лирика — поистине энциклопедия чувств, где представлены все краски и оттенки многоликого понятия, именуемого любовью, — от восторга и благоговения до неистовства и отчаяния. Сонеты Шекспира создавались не для широкой публики, а лишь для определённых лиц из ближайшего окружения Шекспира. Только в сонетах Шекспир мог быть самим собой, в них вся его подлинная биография.

Кому же они посвящены? Тематически весь цикл подразделяется на две группы. Первая — сонеты от 1-го до 126-го — обращена к другу поэта, белокурому юноше, вторая — сонеты от 127-го до 154-го — посвящены возлюбленной, черноволосой даме. Имя своей возлюбленной Шекспир не назвал ни разу.

Её глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щёк.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

Музыкальная шекспириада

— Все сочинения Шекспира наполнены музыкой: пением, сольным или хоровым, духовыми и струнными инструментами, — отметила Майя Бойцова в своем выступлении. — Особенно часто в пьесах звучит флейта, струнные смычковые музыкальные инструменты (виола де амур,
виола да гамба), лира…

Последние пьесы Шекспира («Зимняя сказка», «Буря») можно отнести к музыкально-театральному жанру, который сродни оперетте.

Разумеется, композиторы не могли пройти мимо творческого наследия Шекспира. Наследия невероятного масштаба. Перечислить всё, что написано на сюжеты пьес Шекспира, невозможно.

Вспомним оперы «Макбет», «Отелло», «Фальстаф» итальянца Джузеппе Верди, которые идут до сих пор на сценах театров. По ним сняты кинофильмы. Или француза Шарля Гуно, написавшего оперный шедевр «Ромео и Джульетта». Писали оперы на сюжеты Шекспира Россини, Вагнер, Антонио Сальери и многие другие.

Среди симфонических и хоровых сочинений на сюжеты Шекспира первенство принадлежит французу Гектору Берлиозу. Писали на сюжеты Шекспира Бетховен (увертюра «Кориолан») и Роберт Шуман (симфоническая фантазия «Юлий Цезарь»), Рихард Штраус, Эрнест Шоссон (поэма «Буря»). Русские композиторы тоже внесли свой вклад в музыкальную шекспириаду. Первым начал Балакирев, написавший музыку к трагедии «Король Лир». Потом Чайковский — две симфонические фантазии «Буря» и «Ромео и Джульетта»; Алябьев — музыку к пьесе «Сон в летнюю ночь», «Виндзорские проказницы»; Варламов к трагедии «Гамлет», Кобалевский — музыку к спектаклям «Ромео и Джульетта» и вокальный цикл «10 сонетов Шекспира», Шостакович — музыку к трагедиям «Гамлет» и «Король Лир».

Тихон Хренников сначала написал комическую оперу «Много шума из ничего», потом переделал в балет и музыку к спектаклю театра им. Вахтангова. И, конечно, Сергей Прокофьев. Его балет «Ромео и Джульетта» получил мировую славу. Премьера состоялась в 1938 году в Чехии, потом в Ленинграде. Известен факт, что танцовщикам не понравилась музыка, даже Уланова написала: «Нет музыки печальнее на свете, Чем музыка Прокофьева в балете», о чем впоследствии сожалела. По этому балету был поставлен кинофильм.

Вместе с бессменной ведущей литературно-музыкальных вечеров зрители вспомнили афоризмы Шекспира, которые известны всем: «Не слишком разжигайте печь для своих врагов, иначе вы сгорите в ней сами», «Надо извлекать пользу из потерь. Это требует ума. В этом и заключается разница между умным человеком и дураком»,  «Кто предает себя же самого, не любит в этом мире никого», «Я не хочу хвалить любовь мою, я никому её не продаю».

Шекспир был признан английским классиком только в XVIII веке. Какие бы споры ни возникали между исследователями жизни и творчества Шекспира, утверждающие или отрицающие его подлинность как автора, имя его живёт вот уже 460 лет. И жить будет.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *