«СМОТРИТЕ-КА, ЧТО ДЕЛАЕТ ЛЮБОВЬ!»

20 апреля на сцене Дворца культуры состоялась премьера спектакля «Смотрите-ка, что делает любовь!» по пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ» в постановке режиссёра Ольги Кресницкой. В спектакле задействованы актеры народного самодеятельного коллектива любительского объединения «Рампа».

Пьеса, написанная в середине XVIII века итальянцем Карло Гольдони, вот уже почти три сотни лет не сходит с театральных подмостков. Забавная история, которая позволяет посмеяться над авантюрными похождениями и любовным безрассудством. Трогательный рассказ о вечном стремлении человека к счастью и истинной любви, преодолевающей всё на своём пути.

Сюжет бессмертной пьесы переносит зрителя в Венецию — город влюблённых, город карнавалов, где благодаря одному пройдохе разворачивается настоящая комедия положений.

Беатриче Распони (Светлана Бочкова) приезжает в Венецию под видом своего покойного брата Федерико, чтобы разыскать возлюбленного Флориндо Аретузи. Флориндо же, скрываясь от суда за убийство Федерико, тоже приезжает в Венецию, останавливаясь в той же гостинице, что и Беатриче.

«Никто не может услужить двум господам одновременно!». Главный герой — пройдоха и плут Труффальдино из Бергамо (Сергей Дрожжин) — опровергает это утверждение. Решив подзаработать, он нанимается одновременно и к Беатриче, и к Флориндо, не подозревая о кипящих вокруг них страстях. То и дело проныра-слуга попадает в неловкие ситуации, непременно веселящие зрителя. Труффальдино — шустрый малый с ложкой наперевес (как известно, главной задачей для себя герой считал вовремя и вкусно поесть) перекатывается по сцене, как ртутный шарик, устраивая путаницу, выворачиваясь из самых нелепых ситуаций, устроенных им же самим. Ему удается скрывать от господ свою двойную службу и делать всё, чтобы хозяева не встретились.

Федерико Распони должен был жениться на Клариче (Виктория Севастьянова), дочери купца Панталоне. В спектакле «Рампы» вместо купца Панталоне — его вдова. В исполнении Ольги Машковой, внешне чопорная и надменная супруга почившего состоятельного венецианца, желающая выгодно выдать дочь замуж, являет собой образец женской смекалки и хитрости. Она меняет мнение, как перчатки, а заодно и счастье любимой дочери в угоду золотому тельцу. Несостоявшаяся помолвка Сильвио (Игорь Царьков), сына доктора Ломбарди (Артем Ануфриев), и Клариче из-за появления Распони рождает распрю меж двух благородных семейств, а влюбленных друг в друга Сильвио и Клариче заставляет бросаться в крайности.

Лишь Бригелла знает о тайне Беатриче. В исполнении Тамары Суворовой этот персонаж больше похож не на предприимчивую хозяйку гостиницы, а на добрую тетушку, которой все поверяют душевные тайны.

Постоянная путаница сундуков, костюмов и писем, возникающая из-за излишней расторопности Труффальдино, чуть не превращает веселую забаву с прятками и переодеваниями в трагедию. Прислуживая двум хозяевам, Труффальдино закручивает такой клубок событий, который, казалось бы, не распутать. Однако он не только умудряется свести влюблённых вместе, но и добиться расположения Смеральдины — служанки Панталоне (Алина Никитина). Очень яркий персонаж в спектакле сыграла эта актриса. Её Смеральдина остра на язык, за словом в карман не лезет, и очень обаятельна.

Подкупает необыкновенная искренность исполнителей ролей главного романтического дуэта — Светланы Бочковой и Сергея Смирнова. Влюблённые Беатриче и Флориндо готовы всем пожертвовать и уйти из жизни, узнав о мнимой смерти друг друга, что берёт за душу и трогает зрителя.

Бесконечные интриги, путаница, дурацкие ситуации и изворотливое враньё плута Труффальдино мастерски перемешаны в спектакле с романтическими признаниями в любви. В финале, как и положено в настоящей лирической комедии, все получают свою порцию счастья, торжествуют любовь, прощение и примирение.

Зал взрывался от хохота каждые пару минут. Главная причина — Сергей Дрожжин. Он настоящий комедийный артист, феерия эмоций на сцене и обладатель великолепной мимики. Играет, не жалея лица своего.

Без сомнения, подавляющее большинство зрителей знакомы с фильмом «Труффальдино из Бергамо», снятым по пьесе Гольдоне в 1976 году. И, конечно же, невольно сравнивали постановку Ольги Кресницкой с кинокартиной. Впрочем, процесс сравнения сошёл на нет с самых первых минут спектакля. Ибо похожесть — лишь в сюжете и диалогах.

«Слуга двух господ» — это комедия масок дель арте. У каждого героя есть своя маска, которую он надевает, и в этом образе держится до конца. И тут есть два подхода: либо надевать настоящую маску на лицо и весь спектакль играть в ней, либо надевать маску образную, что гораздо сложнее, но и гораздо интереснее. Режиссёр спектакля Ольга Кресницкая с этой задачей справилась, раздав маски-роли актёрам так удачно, что для каждого участника постановки те подошли ровно по размеру, фасону и темпераменту. Публика с первых же минут погружается в атмосферу хитросплетений сюжета пьесы, благодаря талантливой игре актёров, каждый из них буквально живет свою роль в спектакле.

На сцене всегда присутствует человеческий фактор — одна мимолетная запинка актёра может смазать впечатление от всей картины в целом. Однако ни премьерный показ, когда волнение зашкаливает, ни сложность текста — ничто не помешало блестящей игре актёров. Я бы даже сказала — безупречной, без тени фальши. Когда чувствуешь, что всё происходит «здесь и сейчас», — это как-то уютно, тепло и… здорово!

Интерпретаций этого бессмертного произведения великое множество, и тем интереснее видеть новое её прочтение на сцене. Как тонкое кружево, спектакль «Смотрите-ка, что делает любовь!» сплетён из ярких эмоций, тонкого юмора, крошечных нюансов и деталей, которые не бросаются в глаза, но являются неотъемлемой частью действа и погружают зрителя в атмосферу времен Гольдони. Поэтому зритель верит актерам. В канву спектакля удачно вплетена хореография, придающая необходимый колорит. И, безусловно, декорации, точнее, их минимализм. Впрочем, излишек реквизита только отвлекал бы от игры на сцене. Нет, всё внимание должно быть приковано к актёрам. В спектакле нет ни одной неудавшейся роли!

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *