Павел Андреевич НАЙМУШИН, руководитель детского технопарка «Кванториум»: «ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ ВАЖНО НАЧИНАТЬ СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ»
— Павел Андреевич, в Тверской области два «Кванториума»: в Твери и в Ржеве. Детский технопарк на базе 4-й школы открылся осенью 2022 года. Когда сюда пришли работать Вы?
— Почти сразу после его открытия. В декабре 2022 года стал педагогом кванта «Робототехника». Услышал об открытии технопарка, заинтересовался идеей, концепцией учреждения для детей. Увидел разнообразное технологическое оборудование, современный ремонт помещений. На входе изображение Ломоносова — моего земляка из Архангельской области, и я решил поддержать этот проект. В 2023 году был назначен на должность руководителя.
— По образованию Вы — инженер?
— Да. Возможно, в бабушку у меня технический склад ума, она работала главным проектировщиком на предприятии «Севмаш» Северодвинска — крупнейшем судостроительном комплексе России. В детстве собирал различные штуки из металлического советского конструктора и мечтал о пластиковом конструкторе «Лего», застал появление в школе компьютеров и с головой погрузился в их изучение.
Окончил школу с углублённым изучением английского языка, поступил в Северодвинский технический колледж по специальности «Механика и управление». После двух лет колледжа на пару с бывшим одноклассником поступили в МГТУ «Станкин» на факультет механики и управления по профилю «Автоматизированные системы управления на производстве и в бизнесе». После института больше 10-ти лет отработал в сфере промышленной автоматизации, запуская различные технологические предприятия по всей стране и за её пределами.
— Тогда понятно, откуда интерес именно к робототехнике. У Вас высокая квалификация, серьёзный опыт, а значит, большие возможности. Многим, особенно молодёжи, покажется странным, что специалист Вашего уровня живёт и работает в Ржеве…
— Я жил в Москве, потом в Подмосковье, и через некоторое время понял, что хочется быть ближе к природе. Постепенно переехал с семьей в Ржевский район, ближе к Волге.
И с точки зрения образования, в Ржеве местами ощущается серьёзная проблема с кадрами в области IТ-технологий и технологической сфере. Я в какой-то степени этот пробел стараюсь закрывать своей работой и развитием первого современного детского технопарка «Кванториум» в Ржеве.
— Девиз десантников — «Никто, кроме нас!» — вполне себя оправдывает и в данном случае. Цель создания подобных технопарков — уже на уровне школы дать возможность детям прикоснуться к современным технологиям. Для промышленного Ржева это очень важно. Предприятия испытывают дефицит специалистов в сфере автоматизации и программирования…
— …Подготовку которых надо начинать со школьной скамьи. Можно и нужно прививать инженерное мышление уже в школе, умение работать в команде, самостоятельно разбираться в неизвестных вопросах, уметь пользоваться современными технологиями.
Надо перенимать успешный опыт коллег из других регионов. К примеру, тверской «Кванториум» заключил договор о сотрудничестве с «Тверским вагоностроительным заводом», «ДКС», «КСК» и другими технологическими лидерами области. Лучших учеников компании приглашают проходить их программы, оплачивают обучение, проводят собеседование и трудоустраивают к себе на предприятие. Так у выпускников школ к 17-18 годам появляется набор компетенций в современных профессиях, и они автоматически становятся востребованными на рынке труда. Как можно больше предприятий должны включаться в такую работу.
— Согласна. В «Кванториуме» представлены: биологическая, физическая лаборатории, робоквантум, IT-квантум, хайтек-направление. Какие самые востребованные?
— Технологические: хайтек, IT, робототехника.
У нас подобралась отличная команда учителей в «Кванториуме» — по два преподавателя физики и биологии: одни занимаются подготовкой выпускников к ОГЭ и ЕГЭ, другие выполняют с ребятами проектную работу.
— Записаться на занятия в «Кванториум» можно только в начале года?
— На занятия можно прийти и в середине программы, но могут возникнуть трудности. Чтобы наверстать упущенное, потребуется желание ученика с самого старта заниматься. Но команда новичка не бросит, если готов трудиться сам — подтянем.
Летом запустим рекламную кампанию, чтобы к началу учебного года уже набрать в квантумы учеников.
— Сколько ребят посетили «Кванториум» в этом учебном году?
— С учётом внеклассных мероприятий — порядка двух тысяч человек. Что радует, на каждом квантуме образовался свой костяк.
— Павел Андреевич, «Кванториум» посещают школьники из всех ржевских школ?
— Пока нет. Совместно с отделом образования Ржевского муниципального округа нам предстоит решить эту задачу в следующем году, также обсуждается вопрос с подвозом к нам учеников из других микрорайонов города.
— Для детей какого возраста предусмотрены занятия в квантумах?
— Текущие программы рассчитаны на учеников от 6-го класса. В следующем учебном году по результатам собеседования планируем открыть новое направление для самых маленьких — «Алгоритмика», будем набирать четвероклассников.
— У вас, как и в школьной программе, каждый квантум рассчитан на определённое количество часов?
— У нас многоуровневая программа. IT, робототехника и хайтек — стартуют единовременно после прохождения курса алгоритмики. Что это такое? В игровом формате учим ребят мыслить с точки зрения алгоритмов программ. Они начинают понимать, как работают компилятор и программные циклы.
Мы наблюдаем за детьми, помогаем выбрать интересное им направление, профориентируем, можно сказать. С алгоритмики гармонично переходим на программирование. Если вижу, что ребёнку неинтересно, скучно, перевожу на другой квантум или направление, и он активно включается в процесс.
В рамках хайтек, IT, робототехники выделили следующие программы: фронтенд (визуальная часть веб-сайта), бэкенд (разработка программного кода), дизайн, 3D-моделирование.
Ребята сильно себя «прокачали», становятся экспертами в своих направлениях. На следующий год будем даже пробовать их в преподавании.
— На занятия в «Кванториум» ходят много талантливых ребят.
— Вы правы. Талантливые, увлечённые, целеустремлённые — это про наших, такие есть в каждом квантуме.
— Как можно назвать тех, кто посещает «Кванториум»: кванториумцы, кванториумяне? Кванториумянцы?
— Хороший вопрос… (смеется) По аналогии, если ржевитяне, то кванториумяне, наверное, так. Или кванториумцы….
— 17 апреля в Твери прошли соревнования среди «Кванториумов» по робосумо. Как проявили себя юные ржевитяне?
— В этих соревнованиях мы участвуем второй год.
По условиям мероприятия определены только размеры роботов, программу для них можно написать любую, проявить креативность, показать эффективность своего «борца». Мы взяли 1-е, 2-е, 3-е места в категории «Роботы VexIQ».
— Павел Андреевич, Вы показали мне мини-теплицу «Кванториума»: в ней взошли редис, томаты, будут посажены карликовые розы…
— Теплица — пилотный вариант автоматизированной биокапсулы, планируем её модернизировать, чтобы биологи вели исследования с разнообразными образцами.
Сейчас на выходе должны получить сорт и программу выращивания нескольких видов растений. Этот проект объединяет 4 квантума, а его заказчиком выступает биоквантум. 18 апреля презентовали капсулу на федеральном уровне в онлайн-семинаре для педагогов и руководителей образовательных организаций «НПО: новости, практики, открытия», проходившем в Крыму.
— Все квантумы, а значит, ребята, работают сообща — здорово. «Кванториум» полностью оснащён по каждому из направлений?
— Хайтек-квантум укомплектован, есть 3D-принтеры, лазерная резка, роботизированные комплексы, компьютеры. По другим квантумам есть недостающие позиции. К началу следующего учебного года планируем технопарк дооснастить.
— Как аккуратно ни обращайся, оборудование нуждается в обновлении, выходит из строя…
— Пока у нас хватает компетенций решать вопрос ремонта самостоятельно, но в дальнейшем, конечно, оборудование будет требовать технического обслуживания и замены комплектующих.
— Педагогический состав «Кванториума» укомплектован?
— Да, у нас работают незаурядные, первоклассные специалисты: Евгений Александрович Пестов, Сергей Александрович Митин, Наталья Владимировна Шелопаева, Юлия Михайловна Мельничук, Наталья Валерьевна Иванова.
Мы любим свою работу, нам хочется делиться знаниями и развивать мир во всех направлениях, вмес-те с нашими воспитанниками.
— В жизни многих был учитель, который оставил яркие воспоминания о школьных годах…
— К счастью, у меня тоже такой был — наш классный руководитель Елена Александровна Хвиюзова. Преподавала с любовью к предмету, к детям, с полной самоотдачей. Спасибо ей большое!
— Павел Андреевич, до «Кванториума» у Вас не было опыта работы с детьми, как влились в педагогику?
— Общаюсь с ребятами как со взрослыми, называю их коллегами. У каждого направления, где веду занятия, есть лидер, он ответственен за свою команду. Мотивированные ребята мотивируют педагога, а он мотивирует их.
У нас практика начинается с первого занятия. В сложностях разбираемся всей командой. У ржевского «Кванториума» большой потенциал — сильные педагоги, сильные ученики. Наша команда планирует участвовать в городских проектах.
— По завершению курса обучения в «Кванториуме» школьники получат сертификат или удостоверение?
— Думаем над дизайном сертификатов по прохождению программ по трём уровням. В этом году будем вручать первые документы, приходите.
— Учебный год для «Кванториума» закончится в мае. Расскажите о планах по подготовке к новому учебному году.
— Планируем ввести в программу часы для просмотра тематических фильмов с последующим обсуждением, проводить настольные игры.
В следующем учебном году запускаем новое направление — химия. А также у нас появится собственная входная группа с отдельной зоной отдыха для детей и их родителей, для проведения больших мероприятий в зоне коворкинга. Хочется, чтобы «Кванториум» стал центром притяжения ребят и в свободное от занятий время.
Беседовала Ольга ЖДАНОВА