ПУСТЬ МУЗЫКА ЗВУЧИТ

До 15 мая в Ржевском музейно-выставочном центре экспонируется выставка памяти художника Виктора Воецкого «Грани творчества». 21 апреля в рамках выставки прошла концертная программа муниципального ансамбля камерной музыки под управлением Александра Иваненко.

Александр Иваненко был другом Виктора Воецкого, поэтому интересно рассказал об этом неординарном человеке, интересовавшемся разными видами искусства, творце, художнике, выставка картин которого для многих зрителей (и для меня лично) стала открытием.

Эта экспозиция памяти художника (его нет с нами уже 6 лет) стала первой персональной выставкой живописи Воецкого в Ржеве. Представлено более 60 работ разного периода — некоторые нам хорошо знакомы, а многие, хранившиеся в личных коллекциях, увидели свет впервые.

У художника Воецкого тема войны и героизма всегда вызывала живейший отклик. Он дружил с ветеранами. Портрет одного из героев видим на выставке. Геннадий Гребенцов ребёнком познал ужасы войны, был в концлагере, а в мирной жизни строил железные дороги и заводы. Рядом — портрет героя Афганистана, ржевитянина Вадима Плюща, который много лет возглавляет общественную организацию ветеранов войны в Афганистане и боевых действий «Шурави».

С правой стороны зала — фотокопия картины Воецкого «Чтобы помнили», которая передана в дар музею на Поклонной горе. Над нею Виктор Евгеньевич работал более трёх лет. Сам художник говорил, что его картина — о первом дне освобождения Ржева, дне трагическом и счастливом, и она адресована современной молодёжи. Чтобы люди знали, какой ценой далась героическая, выстраданная победа. Чтобы помнили. Картина многоплановая. Здесь боль, ужас, смерть, но и надежда, и возрождение в образе Христа. И как ещё один символ нерушимости и стойкости — в центре картины — Покровский старообрядческий храм, сохранивший жизни последним уцелевшим горожанам в далеком 1943-м.

Не оторвать взгляд от женских портретов, в которых без труда узнаем лица ржевитянок. Гармония, красота и загадка — в этих работах.

Одним из первых близких друзей семьи Воецких в Ржеве была Мария Колпашникова (портрет «Королева книг»). В библиотеке, которой она заведовала, часто проводились музыкальные вечера, художественные выставки, встречи с интересными людьми. Виктор Евгеньевич был постоянным участником этих мероприятий.

А сколько экспрессии и жизни в картине «Иваненко играет Вивальди»! Художник запечатлел импозантного седовласого мужчину в белоснежной рубашке в момент, когда рождается музыка. Стоит только прислушаться, и ты услышишь, как скрипка запоёт свою волшебную мелодию, и вместе с маэстро мы перенесёмся в Венецию, эпоху барокко, о которой он может рассказывать бесконечно.

С нежностью написаны портреты детей и внуков. От них исходят свет, тепло и радость. В каждом портрете — своя жизнь, характер, душа.

Жаль, что при жизни художника подобной выставки не было. Некоторые его коллеги посмотрели бы на это великолепие совсем другими глазами. И, поверьте, здесь есть что посмотреть, есть над чем подумать.

На памятном вечере присутствовали друзья, коллеги-художники, вдова Виктора Евгеньевича Алла Петровна, его внуки, московский журналист, друг Воецкого, Валерий Макеев. Он написал про нашего земляка книгу «Художник Виктор Воецкий: жизнь, призвание и творчество», где где бережно собраны воспоминания современников о настоящем мастере, который жил рядом с нами.

Виктор Воецкий родился 25 июня 1947 года в Казахстане. Детские годы и юность прошли в Ульяновске, затем Медногорске. Начал трудовую деятельность в Уральске (Оренбургская область) токарем на механическом заводе. В этом же городе стали раскрываться его художественные способности. Многие годы работал художником-архитектором в Уральском проектном институте, который окончил в 1974 году. Принимал участие в городских, областных, республиканских и всесоюзных выставках. В 1992 участвовал в международной выставке в Санкт-Петербурге.

Работал главным художником Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея. В этом же музее хранятся несколько десятков полотен Виктора Воецкого. Много его работ находится в частных коллекциях в России, Казахстане, Словакии, Германии, Италии, Австрии, на Украине.

С 2001 года жил и работал в Ржеве, был председателем городского художественного совета.

Виктор Евгеньевич однажды сказал: «Недаром говорят: все мы родом из детства… Оттуда наши корни, туда мы возвращаемся нашей памятью, чтобы всю жизнь щедро черпать из тех давних лет светлое, радостное, душевное».

Его отец Евгений Викторович, ветеран Великой Отечественной войны, после которой он стал православным священником, играл на скрипке. Мать Екатерина Ивановна обладала прекрасным голосом, хорошо рисовала, играла на фисгармонии.

Виктор Евгеньевич дорожил фамильными корнями, традициями. Польский дворянский род Воецких берёт своё начало в глубине веков. В роду Воецких было много замечательных одарённых личностей: священники, военные, педагоги, врачи. Виктор Евгеньевич гордился своими дедами, прадедами, писал их портреты, много времени уделял изучению родословной, жизни своих предков, как со стороны отца Евгения Викторовича, так и со стороны матери Екатерины Ивановны, происходившей из рода Краснорецких (портреты представлены в экспозиции).

В годы воинствующего атеизма многие из них подвергались гонениям. Его дед, Виктор Воецкий — протоиерей, священник села Гремячая Поляна в Горьковской области — был расстрелян в декабре 1937-го.

Одной из творческих удач живописца стал портрет его отца — православного священника Евгения Викторовича. Теплотой и светом, добротой души наполнен портрет Екатерины Ивановны — матери художника.

В 1958 году отца перевели в Медногорск Оренбургской области, где он служил настоятелем храма Николая Чудотворца. В Медногорске Виктор учился в художественной студии, в 1962 году повстречал любовь всей жизни Аллу, ставшую его супругой, верной спутницей, единомышленником. Виктор Евгеньевич и Алла Петровна прожили вместе 51 год. В 2016-м они отметили золотую свадьбу. А трое детей родились уже в Уральске.

Для Виктора Евгеньевича годы жизни в Уральске стали временем знакомства с восточной, азиатской культурой и традициями, общения и дружбы со многими представителями талантливого казахского народа. Работы уральского периода удивительно загадочны. На них хочется смотреть и смотреть.

Уютом семейного очага, покоем веет от картины «К вечерне» («Казаченька»). Отец и дочь — в выходных нарядах, уже собрались к вечерней службе в церкви, изображенной за окном скромного дома простого казака. Пожилой отец, глядя на свою дочь-красавицу, задумался о её судьбе и скором замужестве…

Интересен портрет Пушкина, который Воецкий писал для литературного музея Уральска (на выставке — копия этой картины, которую автор подарил школе № 13). Прежде чем работа появилась на свет, прочитал архивные документы, связанные с посещением поэта Уральска в 1833 году. Даже нашел описание, во что был одет и что держал в руках Пушкин при посещении города.

Не могут не заинтересовать зрителя пейзажи Воецкого. Колоритная природа Приуралья: огромные полынные степи, широкие открытые пространства и панорамы, реки Урал и Чаган, озёра и великолепные закаты. Притягательной силой обладают и лирические волжские пейзажи. И в каждой такой картине — восторг и удивление перед земной красотой, стремление запечатлеть чудесное мгновение.

Воецкий всегда был отзывчив на прекрасные проявления окружающего мира, трогающие душу.

В Ржеве, где он прожил 18 лет, стремился объединять любителей искусства, всегда отстаивал значимость популяризации искусства для подрастающего поколения. В Уральске и в Ржеве к Виктору Евгеньевичу с удовольствием приходили художники, музыканты и просто поклонники его творчества. Они ценили его врожденную интеллигентность, дорожили дружбой с ним, заряжались от него творческой энергией.

— Для нас он такой же живой, небезразличный ко всему, что происходит вокруг, — говорит Алла Петровна. — Он был настоящим патриотом своей страны. В школе № 12 создана галерея «Память», где размещены пять его работ на военную тему.

На мемориальном воинском кладбище Воецкий спроектировал часовню Николая Чудотворца и написал для неё шесть икон. Виктор Евгеньевич является автором проекта мемориального комплекса, посвященного воинам-интернационалистам, и памятника ликвидаторам Чернобыльской аварии, что установлен на Ленинградском шоссе.

А ещё он очень любил музыку, слушал её постоянно: симфонии Бетховена и скрипачи-виртуозы, камерная музыка и песнопения старообрядцев… Теперь эта музыка звучит в его работах.

Елена СООЛЯТТЭ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *