ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ РОССИЯ

В дни празднования 225-летия со дня рождения  Пушкина в Пскове проходил Всероссийский форум учителей русского языка и литературы «Я русский бы выучил только за то, что…» (организатор — правительство Псковской области, партнер проведения форума — Общероссийский профсоюз образования).

В мероприятии приняли участие около 250 педагогов более чем из 50 регионов Российской Федерации, в их числе впервые были приглашены и наши земляки — заместитель директора школы № 1 им. А.С. Пушкина, учитель русского языка и литературы Светлана Карпова и Ольга Солдатенко, учитель музыки, председатель профсоюза организации.

Яркие впечатления, очень насыщенная программа: от насущных рабочих моментов на форуме до живительного глотка духовности в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре; от занимательных утренних гаданий в Псковском театре до знакового места «Рос-сия начинается здесь». Участники форума посетили Пушкинские Горы, побывали на праздничной поляне в Михайловском, поучаствовали в мастер-классе «Школьный театр. С чего начать?» от Юлии Ромашиной, старшего преподавателя кафедры сценической речи института современного искусства и Театрального института имени Бориса Щукина. В рамках форума проходил Пушкинский диктант, где ржевские учителя стали победителями.

— Особенно приятно, что на протяжении всех мероприятий звучали пушкинские строки, — улыбаясь, говорят педагоги. — Впечатления самые восторженные. Поразила продуманная организация форума. Условия проживания на высшем уровне. Хватило времени и на отдых, и на интересные мероприятия.

Мы жили на берегу реки Великая, в гостинице «Ольгинская», названной в честь святой княгини Ольги, которая родом из этих мест. А рядом — главная достопримечательность древнейшего города России — Псковский Кремль. Как приятно просыпаться под мелодичный звон колокольчиков, раздающийся из звонницы. И это было незабываемо!

В программе форума было немало увлекательного и познавательного. Участники говорили о красоте и величии русского языка. Это было соприкосновение с волшебным пушкинским словом. Неизгладимое впечатление оставила литературно-поэтическая композиция «Барышня-крестьянка» в постановке студентов Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова. Невозможно забыть и выступление симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Солисты оперы исполнили фрагменты и арии из опер русских композиторов, написанных на сюжеты произведений Пушкина. Шикарные голоса, великолепная сценическая постановка. Завороженно слушали и смотрели даже маленькие дети.

— Но больше всего моё сердце покорил Дмитрий Кукушкин, — признается Светлана Геннадьевна. — Он читал «Моцарта и Сальери». И это было восхитительно!

«Богом зданные пещеры»

Стоит сказать, что первое упоминание о древнем городе относится к 903 году. На протяжении нескольких столетий Псков был ключевым оборонительным центром на северо-западе страны. Город богат на исторические достопримечательности, однако и за его пределами есть что посмотреть.

— Есть на Псковщине монастырь, который с 1473 года ни на один день не закрывался. Это Свято-Успенский Псково-Печёрский монастырь, находящийся в городе Печоры, недалеко от Пскова, где мы побывали в один из дней пушкинской поэзии и русской культуры, — продолжают рассказ Светлана Геннадьевна и Ольга Михайловна.

В стародавние времена Псковские леса таили в себе массу загадок. И одной из них стало обнаружение пещер, в которых поселились монахи.

По легенде, изборские охотники услышали однажды в лесу из-под земли пение и решили, что это поют ангелы. Разнесли они эту весть по всей округе. Позже эта «поющая земля» досталась местному крестьянину Ивану Дементьеву, который после сильной бури пошёл в лес и увидел, что одно дерево вырвано с корнем, а под ним обнаружился вход в пещеры, увенчанный надписью «Богом зданные пещеры», где обитали монахи-отшельники. Так и была найдена разгадка молитвенного пения, раздававшегося из-под земли. Считается, что это были монахи Киево-Печёрской лавры, спасавшиеся от набегов татар.

Говорят, что надпись над пещерами вызывала недоумение даже у некоторых монахов. И жил в тех пещерах монах по имени Фома, этакий Фома неверующий, который каждый вечер приходил и стирал надпись. Однако, когда монастырь шёл на утреннюю службу, надпись уже была на своем месте. «Богом зданные пещеры» — это одно из тех сакральных мест, которое с тех пор является местом паломничества для всех прихожан в Печерском монастыре.

Достоверных сведений о том, когда монахи поселились в пещерах, нет, а потому датой основания монастыря считается 1473 год, когда была освящена выкопанная в песчаном холме Успенская церковь, самый древний и самый главный храм монастыря.

В 1758-1759 годах над храмом построили Покровскую церковь, и сейчас Успенский и Покровский храмы имеют общий фасад. В XIX веке над Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Вход в обитель — через Святые врата. Пройдя через них, оказываешься на длинной дороге, ведущей вниз, к Успенскому и Покровскому храмам.

Дорога эта носит название «Кровавый путь». По преданию, приехавшего в монастырь Ивана Грозного встретил у Святых врат игумен Корнилий. Слишком гордо держался монах перед царём, за что и поплатился жизнью. Отрубленная голова Корнилия покатилась по дороге, оставляя за собой кровавый след. Раскаявшись в содеянном, Иван Грозный на руках донёс тело убитого им монаха до Успенского храма. С тех пор эта дорога и получила своё кровавое название.

Сейчас перед стенами монастыря стоит памятник святому мученику Корнилию, а его мощи хранятся в Успенской церкви. Ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, в 6 утра собираются возле его мощей монахи монастыря на братский молебен.

Ещё хотелось бы рассказать о том, что в ризнице и библиотеке Псково-Печёрского монастыря хранились старинные книги XVII века, в том числе и «Слово о погибели земли русской», существовавшее в единственном экземпляре. В годы Великой Отечественной войны, отступая, фашисты пытались разграбить монастырскую ризницу. Настоятель монастыря, рискуя собственной жизнью, заставил их упаковать всё так, чтобы ничего не повредить. Как ни странно, но немцы послушались, и в Германию сокровища монастырской ризницы попали в целости и сохранности.

После войны долго шли переговоры о возвращении украденного, и лишь совсем недавно сокровища ризницы вернулись на своё место.

За ризницей расположены часовая башня и большая звонница с колоколами XVI-XVIII веков.

В правом углу фасада храма есть вход в пещеры, его видно, он с полукруглым перекрытием. Пещеры разделяются на ближние и дальние. Ближние пещеры имеют протяжённость около 15 метров. В них находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы.

Над гробницей преподобного Лазаря висят его вериги, их можно потрогать, чтобы понять, насколько они тяжелы.

Вход в пещеры укреплён кирпичной кладкой. Сделано это было в целях безопасности, когда сюда в 1824 году приехал государь Александр I, чтобы пообщаться со старцем Лазарем. Чтобы пройти в дальние пещеры, всем раздают по свече, и именно свечи являются там единственным источником света.

Когда-то в пещерах жили монахи, а сейчас здесь своеобразное кладбище. Несмотря на то, что гробы с умершими стоят совершенно открыто, в пещерах абсолютно нет запаха тлена и разложения. Этому способствует особый пещерный микроклимат, тщательно оберегаемый монахами монастыря. Круглый год внутри пещер держится температура плюс пять градусов. Первоначально в пещерах погребали лишь иноков, но позже здесь появились захоронения и благочестивых мирян: князей, дворян, паломников. Здесь похоронены предки Пушкина, Кутузова, Мусоргского. В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.

В пещерах Псково-Печёрского монастыря сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI — начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстия погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года.

Продолжение следует

Елена СООЛЯТТЭ

Фото С. Карповой и О. Солдатенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *