КРИТИКА РОДНОГО ГОРОДА — НЕ ПАТРИОТИЗМ, А САМОПИАР
Татьяна Николаевна Наветная, директор школы№7:
КРИТИКА РОДНОГО ГОРОДА — НЕ ПАТРИОТИЗМ, А САМОПИАР
— Татьяна Николаевна! В прошлом номере мы беседовали с человеком, который сменил школьный класс на кабинет чиновника районной администрации, а Вы, наоборот, из городской администрации вернулись в школу…
— Моя работа в отделе по делам молодёжи так или иначе была связана с воспитанием молодой части населения нашего города. Работа нравилась и приносила удовлетворение, но сейчас вернулась к тому, что любила всегда — детей и школу. Когда-то начинала в пятой школе организатором внеклассной работы, работала методистом в Доме детского творчества, заместителем директора по воспитательной работе в гимназии.
— Наверное, приятно осознавать, что среди Ваших бывших учеников есть те, кто посвятил свою жизнь педагогике. А у Вас был пример для подражания?
— Да, я рада тому, что многие мои ученики стали успешными людьми, и не только в педагогике. Конечно, я с благодарностью вспоминаю своих наставников, благодаря которым сформировались мои жизненные принципы. Но самым главным примером того, как нужно жить, относиться к окружающим тебя людям, считаю папу. Мой папа — большой труженик, всегда готов был помочь, и, самое главное, оптимист по жизни. «Прорвемся! Нет задач, которые невозможно решить!», — так говорил он, это и мое кредо.
— Да, в Вашей семье сложился замечательный союз «родитель — ребенок», определяющий зачастую всю дальнейшую жизнь. Но в школе к ним присоединяется еще и учитель.
— Педагогический процесс — союз всегда тройственный: ребенок, родитель, педагог. И здесь для достижения гармонии необходимо, чтобы все его участники находились в тесном взаимодействии, между ними царило взаимопонимание. Это то, к чему нужно стремиться!
Но нельзя забывать, что сегодня социальная, информационная среда очень мощно влияют на неокрепшее сознание детей. И школа, пожалуй, остается тем единственным институтом, где дети максимально ощущают себя защищенными. В школе дети из разных социальных групп находятся на равных, здесь все — члены одного школьного сообщества. Школьный дух объединяет нас. Например, наши родители сами ремонтируют классное помещение, чтобы дети могли заниматься в первую смену. Выпускники посадили туи, а родители первого класса занимаются ландшафтным дизайном. Вот и вазоны с цветами на крыльце появились. Школа для всех нас — родной дом, который должен быть добрым, красивым, уютным. Мы все стараемся, чтобы наши дети с детства ценили окружающую красоту, а потом и сами стремились создавать ее. Кстати, не случайно в Японии маленьких детей одевают только в белое, чтобы они с детства привыкали к чистоте и аккуратности. И если вокруг наших детей жизненное пространство будет эстетичным, они к этому привыкнут, будут воспринимать как жизненную норму. Порой мы недооцениваем эстетическое начало. Общаясь с членами немецкой делегации, обратила внимание на то, как хорошо немцы поют. В Германии развито хоровое пение, практически все играют на музыкальных инструментах.
— Как любят рассказывать местные краеведы, когда-то в Ржеве существовала своеобразная ржевская певческая культура, было принято устраивать музыкальные вечера. Сейчас говорят, что воспитывается инфантильное поколение, которое привыкло, чтобы их развлекали.
— Отчасти, да. Если раньше ребята сами устраивали праздники, ставили спектакли, репетировали сценки и т.д., то сегодня взрослые нанимают аниматоров, которые детей развлекают. Не столь давно на уровне правительства заговорили о возрождении в стране хорового пения. Наш город в этом плане передовой — второй год подряд отдел образования проводит фестиваль школьных хоров. Дети в нашей школе с удовольствием поют в хоре. Кроме того, хоровое пение — хороший механизм социализации, оно учит жить в коллективе.
— Да, интересно, какие воспоминания останутся у современных детей от детства. А Вы сохранили сильные впечатления, которые приятно сейчас вспоминать?
— Очень много ярких впечатлений! Я росла активным ребенком, и это свойство натуры сохранилось по жизни. Мне все было интересно, в Доме пионеров прошла через все кружки: от юннатов до театральной студии. Наш класс был юнно-армейским, мы занимались военно-прикладными видами спорта. Однажды стали победителями областной военно-спортивной игры «Зарница», получив право участвовать во Всесоюзной «Зарнице», где были представлены команды всех республик и областей Советского Союза. Тогда мы заняли 19 место из 100 команд, впечатления остались незабываемые. Потом серьезно увлекалась игрой КВН. Сборная команда города «Ржевский облом» становилась неоднократным чемпионом Тверской области, участницей Международного фестиваля команд КВН в городе Сочи, играла в официальных лигах КВН «Старт» в городе Воронеже и «Евролига» в Минске. Что касается поколения нынешних детей, повторюсь, как мы его воспитаем, оно таким и будет. В воспитании вся проблема: «Хочу иметь все! Но не желаю прилагать усилий. Все должно само сложиться вдруг». Такая вот жизненная философия у современной молодежи. Но в нашем городе живут и другие молодые люди, которые сознательно выбирают здоровый образ жизни, ставят перед собой общественно-значимые цели, занимаются благотворительностью, добровольчеством. Как утверждают психологи, только 15 процентов людей — по натуре своей общественники, им присущ «ген активности». Они такими по жизни и остаются. Радует, что активные люди друг к другу притягиваются, и сообща делают большие и важные дела. Власти нужно лишь только их вовремя заметить и поддержать в нужный момент.
— Но энтузиазм одиночек не может охватить всех. Голоса недовольных звучат громче.
— Нет, просто те, кто делает добрые дела, чаще всего не трубят об этом, а надо бы больше позитивной информации. Мое мнение однозначно — нельзя ограничиваться только критикой, необходимо предлагать альтернативу. Критиковать родной город — это непатриотично. Это лишь самый простой способ заработать очки самому себе. Стоит иметь ввиду, что чем хуже мы сами о себе заявляем, тем хуже к нам будут относиться и другие. Даже при распределении областных денежных средств это может сыграть плохую роль. Отрицательный имидж — это очень плохой пиар. Поддерживать хочется тех, кто видит перспективу развития, готов работать на будущее. Ну, а позитивное мышление даст свои результаты, верю, что городу захотят помочь и на областном, и на федеральном уровне.
Недовольство населения сейчас по всей стране вызывает одно и то же. На проблемах ЖКХ можно строить кампанию из выборов в выборы. Конечно, всем хочется, чтобы была горячая вода и тепло в квартире, тем более что население платит за эти услуги. Но договор жильцы заключали с управляющей компанией — от нее и нужно требовать. Только никому не хочется этим заниматься, напрягаться, тратить время, нервы. Все-таки, социалистический строй воспитал в нас некое потребительское отношение к жизни. А сейчас такое время, что нужно активно действовать самим. В ближайшее время начнется лицензирование управляющих компаний, идет процесс становления, и, надеюсь, все постепенно придет в норму. Но тогда недовольные граждане найдут другой объект для критики. Ведь это уже жизненная позиция.
— Если посмотреть на тех, кто критикует, это тоже лидеры. Хотя некоторые психологи уверяют, что критика — это лишь неосознанная потребность в любви.
— Возможно, они хотят достичь общественного признания, получить должность или мандат депутата. Или просто оказываются заложниками собственного отрицательного имиджа. Но стоит ли отрицать все подряд? Например, Андрей Шевелев имеет звание Героя России. Можно оценивать его деятельность как губернатора, но лишне судить его как человека. Герой России — это уже личность. Просто так высокие звания не дают. Чтобы судить, необходимо самим обладать соответствующими профессиональными компетенциями. А у нас зачастую одни эмоции. Или наш уважаемый депутат, представляющий Ржев в Законодательном Собрании области. По идее, он должен позиционировать Ржев позитивно. Но вместо того, чтобы защищать интересы города, он его «топит». Ведь, если знаете, как можно изменить ситуацию, то почему бы не подсказать, внести конструктивные предложения, поспособствовать привлечению тех же денежных средств, помочь войти в целевые программы — а не писать письма в прокуратуру.
Наверное, некоторые люди по природе своей — мазохисты. «Все плохо!» — и от осознания этого им хорошо. Но когда начинаешь вникать в любую проблему, оказывается, ничего такого страшного и нет, анализ подскажет пути решения. Главное еще — не давать пустые обещания. Если нет возможности — скажи честно!
— Да, Татьяна Николаевна, чувствуется папина школа!
— Да, есть глобальные проблемы, не спорю. Но каждый человек должен нести ответственность за свой маленький участок. Если это город — работать на уровне города. А не страдать за область и тем более за всю страну. Ответственность начинается с себя. Например, сегодня нам объясняют: бюджетных средств нет, потому что ржевские предприятия не платят налоги. Но директора предприятий являются депутатами Думы и спрашивают, почему не выполняются статьи бюджета? Как же этим руководителям можно предъявлять претензии к администрации?
— В Думу не собираетесь?
— Это большая ответственность. Сегодня ситуация такая, что в Думу пойдут «камикадзе». Но я не боюсь ответственности, поэтому попытаюсь! Независимо от результатов, патриотом своего города была и буду всегда. Хотелось, чтобы у всех нас было больше любви к Ржеву. Может быть, глобальных свершений и не получится, но если человек будет на своем месте делать хорошо свое дело, верю, что многое можно изменить. Тем более, грядущее 800-летие Ржева может дать мощный позитивный импульс для его развития. У нас много патриотов, которые любят город. Взять наших уважаемых ветеранов. Это очень позитивные люди. Как бы ни было тяжело, но жалоб от них не слышала. От своих знакомых, друзей жалоб на жизнь тоже не слышу. Считаю, человек счастлив тогда, когда он доволен тем, что есть, но при этом стремится к лучшему. А для этого нужно позитивно мыслить и работать. И, прежде всего, над самим собой. Мой девиз по жизни: «Сделай себя сам». Если каждый из ржевитян хоть чуть-чуть изменит свою жизнь и жизнь вокруг себя в лучшую сторону, все наши усилия чудесно сложатся в одну большую и красивую картину.
— Вы говорите как человек, вполне удовлетворенный жизнью. Вы счастливы?
— Да, я чувствую себя счастливым человеком. Встаю утром, птицы поют. Прихожу на любимую работу, с радостью приветствую детей, коллег. Моя семья — еще один повод для счастья: ведь есть, кто о тебе заботится, и о ком ты заботишься. Хоть сейчас и воспитывают индивидуальность, но человек должен знать, что у него есть родные, друзья, коллеги и уметь жить в гармонии со всеми. А если это еще и единомышленники, тогда все желания, мысли, действия, усилия могут быть направлены в одну сторону. И тогда цели становятся достижимыми.
Сейчас общественность объединилась, чтобы сделать Ржев чистым городом. Правда, кое-кто Ржев, Город воинской славы, не прочь назвать «городом мусорной славы», но это не делает им чести. Приведу пример: Марина Шубелева, руководитель Центра добровольчества города Ржева, учитель двенадцатой школы рассказала, почему у нее в классе нет мусорной урны. «Как так?» — удивились коллеги. — «У меня дети не сорят. Они понимают, что если не мусорить в классе, не придется выносить эту урну. Поэтому у нас всегда чисто». Вот с чего надо начинать. К сожалению, в семье ребенок не всегда воспитывается в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Социум тоже вносит свой негативный вклад: взрослые разговаривают на улице матом, бросают мусор, ребенок все видит и воспринимает подобное поведение как норму жизни. И здесь вся надежда на школу.
— Пока все общество держится на наших учителях.
— Школа 11 лет ведет человека по жизни. Прививает то, что ребенок недополучает в семье. Это совершенно особый институт, который надо беречь. Несмотря на все изменения, реформы, пертурбации учителя как работали, так и работают: ответственно и добросовестно. В школе сохраняется преемственность поколений.
— Плюс Ржева — школа. А что еще?
— Давайте посмотрим. У нас замечательная культура, спорт развит, отлажена социальная поддержка населения. Ржевская епархия вносит большой вклад в нравственное воспитание ржевитян. Наши предприниматели — молодцы, занимаются благотворительностью, общественной деятельностью, создают рабочие места. Общественный транспорт работает хорошо. А какая в Ржеве природа великолепная! Позитива гораздо больше, чем отрицательных сторон. Только многие почему-то предпочитают это не замечать. Давайте вместе учиться находить в каждом дне положительные моменты!
— Благодарю Вас за интервью.
Ирина Кузнецова
Фото Владимира Кутузова
С удовольствием прочитала беседу И.Кузнецовой и С.Н.Наветной. Рада, что в городе есть такие позитивно настроенные горожане и педагоги. Значит, двигаемся вперёд! У меня промелькнула одна мысль при прочтении пассажа о мусорной урне, которой нет в классе. Показалось как-то странно и непрактично. Урны в городах, парках и общественных зданиях, включая школы и школьные помещения, для того и созданы, чтобы иметь возможность выбросить бумажный носовой платок или обёртку от конфеты, ненужный листок бумаги, огрызок яблока… Куда же бросают мусор дети? Заталкивают в сумки и рюкзаки и несут домой? Или выбрасывают на той же улице..? Данный пример как-то не стыкуется с актуальной жизнью, обременённой множеством упаковок, обёрток и пр. Мусор образуется естественным образом при жизнедеятельности любого индивидуума, мусор собирается в предусмотренных для этого объёмах (урнах) и мусор надо регулярно убирать из этих урн. Именно к этому стоит приучать детей в школе, на мой взгляд. Другого человечество ещё не придумало.
Лариса, Вы правы: у упомянутых личностей (кстати, это одна шайка-лейка, члены которой друг друга пиарят и присуждают друг другу всякие, ими же придуманные звания, а еще шляются по ночным клубам, а потом выставляют свои пьяные рожи ВКонтакте) большие проблемы с логикой и другими видами мозговой деятельности.