«МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ!»

Ирина Милантьева,
директор реабилитационного центра для детей
и подростков с ограниченными возможностями:

«МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ!»

— Ирина Викторовна, реабилитационный центр в Ржеве был открыт 14 лет назад. Вы работаете директором с января 2012 года. Расскажите нашим читателям немного о себе.

— Я ржевитянка. После Ржевского медицинского училища работала на станции скорой помощи, позже — медсестрой в процедурном кабинете. Получив высшее образование в ТвГУ, стала работать в комплексном центре социальной защиты населения Ржевского района, а затем мне предложили нынешнюю должность. Замужем, дочери семь лет.

— Каковы были первые Ваши шаги на посту директора центра?

— Когда я пришла сюда работать, внутри здания был сделан хороший ремонт. Но не было средств на обустройство детской площадки. Я обратилась в благотворительный московский фонд «Северная корона», он связал нас со швейцарской фирмой «Астория» — и вот наши дети сейчас с удовольствием и пользой для здоровья играют на детской площадке. Комплекс мы подбирали сами. Он полностью соответствует всем ГОСТам, безопасен, имеет сертификаты. Затем нужно было огородить и привести в порядок территорию. Спасибо огромное организациям города Ржева и всем родителям наших детей, которые откликнулись, и мы совместными усилиями благоустроили территорию вокруг центра. В этом году было установлено ограждение вокруг игровой площадки, опять же за счет помощи благотворителей.

— Ирина Викторовна, расскажите, пожалуйста, о ваших детях. Сложно с ними работать? И каждый ли педагог может справиться с этой задачей?

— Работать с детьми во все времена было непросто, а у нас дети особенные. Случайные люди у нас не задерживаются. Могу с уверенностью сказать, что все наши специалисты на своих местах — высококвалифицированные, с чутким сердцем и доброй душой. В младшей группе работают два воспитателя, имеющие музыкальное образование. Это Елена Дадашева и Светлана Храпкова. И занятия для детей всегда проходят плодотворно и весело, с песнями и музыкой.

Много хороших слов заслуживают заместитель директора Валентина Андреева, воспитатели Марина Вишнякова и Вера Шмакова, инструктор по лечебной физкультуре Светлана Мягкова, медсестра по массажу Мария Иванова, Софья Афанасьева, медицинская сестра, социальный педагог Лариса Максимова, педагог-психолог Мария Куликова, музыкальный работник Светлана Таценко, логопед Ирина Ворошилова и те, кто остаются «в тени», но чья работа очень важна. Все — люди творческие, неравнодушные, умеющие не только учить и обучать, но и сопереживать и сочувствовать. Мы все любим свою работу, детей, трудности преодолеваем вместе.

Основная наша задача — помочь детям и подросткам Ржева и Ржевского района, имеющим отклонения в развитии, а также семьям, где они воспитываются.

— С какими заболеваниями поступают дети?

— И ДЦП, умственная отсталость, заболевания органов зрения, синдром Дауна, органические поражения головного и спинного мозга, расстройство аутического спектра и другие аномалии развития. На начало 2014 года детей с ограниченными возможностями в Ржеве и Ржевском районе — 265 человек. За год услуги в Центре получают порядка 240 человек. В группах дневного пребывания сейчас находятся 20 детей. В центре работают младшая и старшая группы, в которых проходят реабилитацию по 10 человек. Ребенок поступает к нам по направлению детской поликлиники. В младшей группе дети 3-6 лет, в старшей 6-18 лет.

— Каков распорядок дня в центре? Какие занятия проводятся с детьми?

— Центр работает с 8 до 18 часов. С утра детей по установленному маршруту собирает специализированный автобус. Это помощь родителям и детям, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно передвигаться. Не секрет, что с диагнозом ДЦП, к сожалению, рождается все больше детей.

Распорядок дня — как в обычном детсаду. Начинам с зарядки. Потом моем руки и завтракаем. Затем обучение в игровой форме. Занятия направлены на социально-бытовую адаптацию ребенка. Ведутся они в группе, но с учетом особенностей каждого ребенка. Дети изучают цвета, знакомятся с окружающим миром, с флорой и фауной. Обучаются самообслуживанию, и результаты неплохие. Самые интересные, на мой взгляд, занятия на развитие мелкой моторики рук с использованием различных технологий — это и рисование, пластилинография. И дети, которые и ложку-то с трудом держат, с помощью преподавателя создают великолепные работы!

— Ирина Викторовна, Вы считаете, родителям особенных детей необходимо обращаться в центр, или, все-таки, им лучше дома?

— Обязательно нужно пройти реабилитацию в центре. Многие родители стесняются диагноза своего ребенка, не афишируют, но проблема от этого не исчезает. А ребенку нужна своевременная помощь. В центре создана группа «Рука помощи», где родители могут пообщаться, поделиться опытом, просто обсудить тот или иной вопрос. Когда человек не одинок, любая проблема решаема.

— Вы прослеживаете дальнейшую судьбу ваших подопечных?

— Естественно. Центр тесно сотрудничает с образовательными, медицинскими, социальными и другими учреждениями города Ржева. И когда дети уходят в школу, мы все равно их курируем. Приглашаем на праздники, фестивали. Даже если ребенок поступает в училище, мы также интересуемся его судьбой и привлекаем на различные мероприятия.

Недавно 42 ребенка в сопровождении сотрудников центра отправились в Москву на организованное спонсорами праздничное мероприятие ко Дню защиты детей. В прошлом году мы провели 48 экскурсий. В этом — уже 15. Мы водим детей в храм, музеи, смотрим детские театральные постановки, посещаем цирк.

— Ирина Викторовна, в центре прекрасно оборудованные кабинеты, много компьютеров. Это подарки спонсоров?

— Не только. По региональной программе «Доступная среда» приобретались вертикализаторы, ходунки для детей с ДЦП, не умеющих держать опору спины. Хорошо оборудована игровая. Причем ящики для игрушек сделаны так, чтобы ребенок без труда все сам мог убрать. По этой же программе туалеты оборудованы специальными поручнями, сделаны пандусы. Пандусы и поручни со всех сторон. На первом этаже установлено информационное табло и система для слепых и слабовидящих, а также мовистенды, продублированные системой Брайля. На стенах — тактильные знаки, помогающие найти вход или выход. Есть у нас в Центре современное подъемное гусеничное устройство, которое помогает поднять на второй этаж неходячих детей.

В спальне для малышей также все продумано до мелочей. На батареях — защитные экраны. Современные кроватки со специальным жестким покрытием.

— Я обратила внимание, что в комнатах чисто, уютно, как-то по-домашнему.

— Вы правильно заметили. Нет казёнщины. Гордость центра — полностью оборудованный зал лечебной физкультуры. Здесь есть и массажная кровать, тренажеры, мячи, стенки. В этом году нам установили уникальный тренажер Гросса для детей с ДЦП — он состоит из натянутого троса с подвижным блоком, эластичных тяг, рычажного механизма, страховочного пояса и колец для рук. Помогают детям встать на ноги в буквальном смысле этого слова и лечебно-нагрузочные костюмы «Адели». С помощью многочисленных резинок и шнурков ребенку формируют правильную осанку, и он сам может передвигаться. В кабинете массажа ребенку делают лечебный массаж, а уже затем надевают нагрузочный костюм.

— И есть положительная динамика?

— Конечно. За четыре последних года шесть детей, которые не могли самостоятельно ходить, научились передвигаться. Конечно, одного курса для достижения результата мало. Нужно пройти четыре курса в год.

— Ирина Викторовна, какова, на Ваш взгляд, роль семьи в воспитании ребенка?

— Забота о здоровье и развитии ребенка начинается, прежде всего, с организации здорового образа жизни в семье. Это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское доброжелательное отношение родителей друг к другу и ребенку, рациональное питание, культивирование подвижных упражнений, игр на воздухе, достаточная трудовая активность. Обычаи жизни в семье, отношения между взрослыми, вся обстановка очень влияют на детей. Воспитание — это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие в основном два человека: отец и мать.

Уже в самом раннем возрасте необходимы два условия для того, чтобы энергия ребенка и его нервная система укреплялись: спокойная жизнерадостность и чувство уверенности. Уважение к ребенку в семье, родительское тепло и доброжелательность воспитывают в нем откровенность, нежность и признательность.

Уважение к ребенку проявляется в доверии к его возможностям (я сам!), его относительной независимости от взрослых, к его праву на самостоятельную жизнь (например, в разнообразных играх вместе с друзьями), к признанию его человеческого достоинства.

Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, привычки и навыки общественного поведения, от которых зависит, каким вырастет человек: будет он трусливым, безвольным, озлобленным или духовно богатым, физически красивым, высоконравственным и добрым.

— Ирина Викторовна, слышала, что у вас проходят занятия детей вместе с родителями.

— Да. В 2010 году была организована первая группа раннего развития «Кенгуру». Это тренинг раннего развития в паре мама-ребенок. В дальнейшем центр стал пилотной площадкой в рамках региональной программы по разработке и внедрению межведомственной модели ранней помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития.

— Что дают занятия детям и мамам?

— Благодаря занятиям у ребят интенсивно развиваются речь, внимание, память, мышление, мелкая и общая моторика, фантазия и воображение. Мама раскрывает для себя секреты гармоничного взаимодействия с малышом в домашних условиях, учится правильно строить развивающую среду дома, знает, какие предпочесть игрушки и игры, как с пользой для ребенка занять его на улице.

Посещая коррекционные занятия, мама и малыш привыкают к детскому саду, в результате чего адаптационный период проходит у них значительно легче.

— Наверняка, хорошие показатели — результат работы педагогов по специальным методикам?

— Конечно. В своей работе специалисты используют новые коррекционные технологии: сказкотерапию, изотерапию, игротерапию, логоритмику, пескотерапию. Педагоги творчески подходят к проведению каждого занятия, учитывая ряд особенностей, характерных для данного возраста. Используем разнообразный красочный наглядный материал для подгруппового и индивидуального использования; стараемся, чтобы на занятии были задействованы различные анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный, обонятельный, осязательный для более целостного мировосприятия. Для удержания внимания у нас есть куклы-марионетки, куклы би-ба-бо, волшебные мешочки, волшебные коробочки. Детям предлагаются игры по интересам и работа в развивающей среде (по системе М. Монтессори). Специалисты дают рекомендации родителям по реабилитации детей в домашних условиях. Если у мамы возникают проблемы в воспитании и развитии ребёнка, логопед и психолог оказывают индивидуальные услуги. В логопедическом кабинете ведет занятия высококвалифицированный логопед Ирина Ворошилова, которая учит даже неговорящих детей произносить звуки. В кабинете педагога-психолога Марии Куликовой для занятий используются различные развивающие конструкторы, пирамиды, устройства, которые требуют работы ручек ребенка. В зоне релаксации — сухой бассейн, где дети могут отдохнуть.

Программа Монтессори интересна тем, что по ней можно обучать ребенка с самых первых дней жизни. И заниматься нужно не только с ребенком, но и с родителями. Ведь все начинается с семьи.

Детям такие занятия очень нравятся. Много игрушек, много внимания. Мама — рядом, и ребенок ничего не боится. Дети учатся общению, стараются понять друг друга. Это первый их этап на пути к взрослой жизни.

— Ирина Викторовна, несколько слов о планах на будущее.

— Хотелось бы сделать ремонт фасада здания, установить крытый навес для колясок, на игровой площадке — теневой навес, закончить ремонт компьютерного зала, установить поручни на второй этаж.

— Спасибо за интервью.

Беседовала Елена Сооляттэ

Фото Владимира Кутузова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *