ЧТОБЫ ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЛАСЬ

Суицидальное поведение среди детей и подростков — одна из самых острых и тревожных проблем современного общества. Поэтому профилактическая работа по его предупреждению становится не только актуальной, но и жизненно важной задачей. Важно, что эта работа должна проводиться не только в школах или органами профилактики, но прежде всего в семье, и каждый родитель должен осознавать свою ответственность.

Семья — основной источник поддержки и любви для ребёнка.

Именно здесь закладываются основы эмоционального благополучия, формируются навыки общения и социального взаимодействия. К сожалению, многие родители могут не замечать изменений в поведении своих детей или не придавать им должного значения. Однако именно внимание родителей может оказать наибольшее влияние на предотвращение суицидальных мыслей и действий.

Обсуждение с детьми их проблем должно стать нормой в семейных отношениях. Родителям нужно создать атмосферу доверия, помнить, что многие подростки испытывают давление со стороны сверстников, проблемы в учёбе и социальных отношениях. Открытые разговоры о чувствах и эмоциях могут помочь ребёнку почувствовать поддержку и понимание.

Однако работа по профилактике суицидального поведения не ограничивается рамками семьи. Школы, органы профилактики и другие социальные институты должны активно участвовать в создании программ, направленных на поддержку детей и подростков.

Недавняя серия лекций для представителей школ и органов профилактики в Ржевском муниципальном округе является ярким примером того, как специалисты могут делиться знаниями и опытом, которые помогут выявлять и предотвращать случаи суицидального поведения.

Очень важно обращать внимание сегодня на случаи самоповреждающего поведения (намеренное физическое повреждение собственного тела не суицидального содержания). Наиболее распространено оно среди подростков 13-15 лет и встречается у девочек втрое чаще. Показатели СПП среди девочек сегодня сильно выросли, и риск самоубийства среди людей, которые причиняют себе вред, высокий. Больше половины всех самоубийств сопровождаются самоповреждениями.

Существуют общие сигналы поведения, обратив внимание на которые, можно во-время распознать беду. Например, потеря интереса к школе, снижение успеваемости, пропуски занятий без уважительной причины, эмоциональная нестабильность, нарушение коммуникации и появление специфических интересов (склонность к риску, жестокость к окружающим, самовольные уходы из дома).

Также стоит обратить внимание на специфическую разговорную речь и особую жизненную философию. И, конечно, на нарушение сна, аппетита, состояния здоровья.

К внешним признакам зависимого поведения относится: потеря в весе, нездоровый сероватый цвет кожи, одутловатое лицо (отечность переносицы), красная кайма вокруг губ и в уголках рта, нарушение координации движений и мелкой моторики: пошатывание, спотыкание, тремор пальцев рук), незнакомый странный запах от волос, кожи, выдыхаемого воздуха, одежды, наличие следов инъекций, ожогов, ссадин по ходу локализации вен. Нарочитая экстравагантность или эпатажность; на более поздних стадиях зависимости — неряшливость, неопрятность. И здесь речь может идти об употреблении психотропных веществ.

Но есть и признаки медиазависимого поведения, когда ребёнок полностью уходит в интернет-мир и отрицает мир реальный.

Если вас настораживает поведение друзей или знакомых, не оставайтесь равнодушными. Иногда простое проявление заботы и желание выслушать могут спасти жизнь.

В жизни каждого родителя могут возникнуть моменты, когда он замечает у своего ребёнка тревожные признаки: зависимое, деструктивное или суицидальное поведение.

Первое и самое главное правило — не паниковать. Ваши эмоции понятны, но если вы проявите страх или тревогу, это может только усугубить ситуацию. Постарайтесь сохранять спокойствие и уверенность, чтобы ребёнок знал, что вы рядом и готовы поддержать его.

Когда вы замечаете у ребёнка признаки проблем, важно проявить полное понимание. Не осуждать или ругать его, а обсудить ситуацию открыто и без обвинений. Дайте понять, что вы готовы выслушать и поддержать его.

Не стесняйтесь обращаться к специалистам. Психологи и психотерапевты помогут вам разобраться в ситуации и найти наиболее эффективные способы поддержки вашего ребёнка.

Важно помнить, что насильственное ограждение ребёнка от проблем может привести к обратному эффекту. Вместо того чтобы контролировать его поведение, постарайтесь создать безопасную среду, дайте ему понять, что он не одинок в своих трудностях и что вы всегда готовы прийти на помощь.

Профилактика деструктивного, зависимого, суицидального поведения у детей и подростков — это задача, требующая комплексного подхода. Семья должна стать
оплотом поддержки и понимания, а общественные институты — надёжным партнером в этой важной работе.

Подготовила Мария КАСАТКИНА

Фото пресс-службы администрации РМО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *