ОТОПИТЕЛЬНЫЙ: НАЧАЛО
Как бы нам ни хотелось продлить лето — а оно и так в нынешнем году нас побаловало, — но в свои права скоро вступит зима. И хотя трава ещё зеленая, а листва не опала, коммунальная зима уже началась: в Ржевском МО стартовал отопительный сезон. О вхождении в него и о том, что этому предшествовало, мы поговорили с заместителем главы Ржевского округа Андреем Касаткиным.
— Андрей Евгеньевич, расскажите, каким стало начало отопительного сезона, все ли объекты получили тепло по графику, с какими проблемами пришлось столкнуться и решены ли они?
— Согласно постановлению главы округа, с 4 октября было предписано подать тепло в социально значимые объекты, а с 7-го — в жилой фонд.
Что касается города, все детсады, школы, больницы и другие социальные учреждения были подключены к теплу в штатном режиме. Хорошо, что процесс выпал на выходные дни, у нас было время всё проверить, протестировать и по необходимости отладить. Специалисты теплосетей выезжали для наладки, в большинстве учреждений закончили эту работу к понедельнику, начало рабочей недели люди встретили уже в тепле.
В жилом фонде процесс проходил не так просто: сами здания — крупнее, системы сложнее, добраться до проблемных мест, чтобы убрать воздушную пробку — труднее, и не все МКД были подготовлены одинаково. Однако и здесь во взаимодействии с управляющими компаниями и ресурсниками процесс подачи тепла тоже проходил без значительных эксцессов.
Глава округа констатировал, что в нынешнем году жалоб от жителей было гораздо меньше, чем в предыдущие годы. Но ответственные сотрудники старались оперативно реагировать на все обращения, которые поступали в управляющие организации, ЕДДС, администрацию.
— Но какие-то проблемные точки всё же были?
— Да, например, в доме 14 по ул. Фролова (бывшая К. Маркса). Этот дом — последний на ветке от котельной «55 Арсенал». Сама котельная, от которой недавно заменили участки труб ГВС и отопления, была запущена и вышла на нормативный режим работы достаточно быстро. Но в упомянутом выше доме, в последнем подъезде, с подачей тепла возникла проблема. Она была решена оперативно, за восемь часов. Житель квартиры 68 позвонил и поблагодарил, сказав, что замечаний больше нет.
Были локальные вопросы, которые появлялись по мере подачи теплоносителя: где-то случался порыв, где-то приходилось менять запорную арматуру. Всё это штатные ситуации, к которым специалисты управляющих и ресурсоснабжающих организаций готовы и устраняют неполадки в течение дня, реагируя безотлагательно. ООО «Теплосеть», главный поставщик тепла в Ржевском округе, работает качественно, и я могу только поблагодарить и руководителя, Александра Кима, и сотрудников. Например, перед ремонтом дворовой территории по ул. Верещагина руководство организации приняло решение внепланово полностью заменить все трубы, лотки, плиты во дворе, чтобы при порыве не пришлось вскрывать новый асфальт (тем более, что он делается по программе ППМИ, то есть с финансированием самих жителей).
Грамотно был подготовлен и жилой фонд — хотелось бы по-хорошему отметить «БиЛД», у которой самый сложный жилой фонд.
Все управляющие организации проводили ремонт крыш, оборудования, меняли стояки, запорную арматуру. Подошли к подготовке ответственно, на порядок лучше, чем в предыдущие годы. УК «ЧиП» и «Метод» работают стабильно без нареканий от контролирующих органов, остальные тоже стараются.
— Почему? Были времена, когда администрации приходилось собирать УК и РСО буквально за одним столом, чтобы те смогли договориться, урегулировать взаимные вопросы и не сорвали сезон…
— Да, было такое, приходилось выступать третейским судьей в спорах хозяйствующих субъектов. Почему сейчас не так? Думаю, потому, что рынок УК устоялся, все компании опытные, каждая знает свою задачу и нацелена её выполнять.
На сегодняшний день и час (прим.: 17 октября) звонков и жалоб нет, аварийных ситуаций — тоже, согласно мониторингу детсадов и школ, везде в помещениях держится температура 22-25 °С.
Да, проблемные точки есть. Но мы их контролируем, знаем пути решения и устраняем неполадки по мере возможности. Хорошо, что и погода позволяет нам сейчас проводить какие-то работы.
— На сельских территориях округа начало отопительного сезона не получилось гладким.
— Да. Несмотря на то, что котельные МУП «ЖКХ-Сервис» к зиме подготовлены, и твердое топливо (уголь и пеллеты) заготовлены.
Но в связи с имеющейся перед «ТверАтомЭнергоСбытом» задолженностью энергетики не подключили электричество к котельным. Тогда нами было принято решение запустить котельные от генераторов, потому что без отопления остались социально значимые объекты: школы, детсады, приют в Ильченко, где живут сейчас 12 детей (младшему всего 5 лет). Администрация незамедлительно подала заявление в суд в защиту неопределенного круга лиц, и 7-8 октября суд вынес решение: подать электроэнергию на котельные в течение суток. Судебные приставы вручили предписания руководству участка «Россетей» и «ТверАтомЭнергоСбыта». Несмотря на это, 8 и 9 октября электричество не подали, котельные продолжали работать от генераторов. Тогда руководитель службы судебных приставов Алексей Бурцев инициировал проведение рейда по котельным с участием представителей ССП, теплоснабжающих организаций и других ответственных служб. Приставы в присутствии понятых вскрывали подстанции и подключали электроэнергию. С 9 по 12 октября все котельные перешли на штатную работу. Но на решение проблемы было потрачено много сил и средств — котельные на длительную работу от генераторов не рассчитаны, солярку приходилось подвозить даже на личном транспорте, и нельзя не отметить слаженную работу и готовность помочь всех, кто участвовал в процессе, и руководителей, и рядовых сотрудников. Особо отмечу директора МУП «ЖКХ-Сервис» Игоря Смирнова, начальника управления развития сельских территорий Эдуарда Арушаняна.
В ближайшее время будет закуплено ещё 500 тонн угля и 120 тонн пеллет, этого хватит до весны.
Сейчас все котельные округа работают в штатном режиме, у меня как у курирующего сферу ЖКХ заместителя главы округа замечаний нет.
— Андрей Евгеньевич, котельные в Верхнем Бору и Мончалово — угольные?
— Да. В Мончалово мы собираемся строить блочно-модульную газовую котельную, проект её намерены включить в АИП на следующий год.
— А по работе крановской котельной есть проблемы? Некоторое время назад теплоснабжающая организация заявляла о своём намерении отказаться от этой деятельности, а жители жаловались на перебои с теплом и ГВС.
— Сейчас ООО «Тепломодуль» (в 2023 году она называлась ООО «Теплопром») продлило договор аренды имущества (собственник котельной — ПК «Импульс») и занимается производством тепловой энергии, продает её организации «Теплосеть» (последней принадлежат тепловые сети, ведущие от котельной к домам). Замечаний по качеству услуги от потребителей нет.
— Работы по подготовке котельной к зиме там тоже проводились?
— В сентябре министерство ЖКХ региона проводило проверку двух находящихся на закрытой территории котельных — этой и «55 Арсенал» на предмет их готовности к ОЗП и не выявила никаких недостатков, способных повлиять на успешное прохождение сезона.
Все теплоснабжающие организации вели работы по подготовке к зиме согласно своим планам и графикам.
— Андрей Евгеньевич, в этом году за счёт муниципалитета произвели замену большого участка теплотрассы.
— Да, 860 метров трубы диаметром 250 мм, ведущей от котельной «Энергосистема» в микрорайон по ул. Соколова, мы заменили — на большой глубине, в том числе под Зубцовским шоссе, не вскрывая дорожное полотно. Срок по контракту стоял до 15 сентября, удалось по указанию главы округа завершить работы на две недели раньше — к 31 августа. На следующий год такой же участок заменим дальше, от улицы М. Горького до ул. Гагарина.
— Как раз перед нашим разговором часть города испытала на себе отключения электроэнергии. Сначала свет погас вечером, потом рано утром, когда люди собирались на работу и в школу, где-то не появился до полудня, потом мигал днем…
— Да, было аварийное отключение, и энергетики запитали потребителей по временной схеме для проведения ремонтно-восстановительных работ. Нормативное время отключения электроэнергии — 24 часа, но обычно получается устранить неполадку раньше.
Нужно понимать, что оборудование, кабели, сети изношены. Поэтому часты перехлёсты, короткие замыкания. Могу от себя заверить: профилактические работы, плановые замены, выпиливание деревьев «Россети» ведут постоянно.
Определенные неудобства жителям, конечно, доставляет то, что диспетчерская служба переведена на номер 8-800-220-0-220. Но это часть политики головного предприятия компании, на уровне Ржева изменить не получится. Поэтому мы от себя решаем ситуации в ручном режиме, контролируем работу аварийных служб, взаимодействуем с руководством участка «Россетей», ЕДДС. В том, что мы недостаточно оперативно реагируем на ситуации, нас обвинить точно нельзя — такого нет. Просто нужно понимать, что любое отключение и подключение электро-энергии на подстанции — сложный и небезопасный процесс, который проходит по определенному регламенту.
Но я понимаю и нарекания потребителей: им важна качественная услуга, а не то, сколько позиций в плане «Россети» выполнили и где.
— Ну а когда случаются перебои с водой, теплом и электроснабжением, соцсети наполняются упрёками в адрес администрации и главы округа…
— Да, это так. Ещё раз хочу напомнить жителям: при перебоях с водой, теплом, электричеством, иных проблемах первое, что вам следует сделать — позвонить в свою управляющую компанию! Именно туда, ведь УК обслуживает общедомовое имущество и отвечает за него, поддерживает связь с ресурсоснабжающими организациями и владеет всей информацией. А вот если УК систематически не отвечает или не реагирует на жалобы — тогда да, мы к проблеме подключимся и постараемся повлиять на её решение.
Беседовала Светлана АРТЕМЬЕВА