ЛЮБОВЬ

15 октября в России отмечают День сельских женщин. Праздник этот сравнительно молодой. Но он — в точку. Почему именно сельских, а не городских, поселковых и т.д.? Наверное, потому, что сельским женщинам, живущим в российской глубинке, изначально уготована не самая легкая доля. И на их плечах держалось, да и сейчас держится, многое, а порой, только благодаря им сохраняется жизнь и ее продолжение на селе.

«РН» открывают новую рубрику, которая так и будет называться «Сельские женщины», и в ней мы будем рассказывать о тех, кто живет и трудится рядом с нами, о женщинах разных профессий и возраста, но которых связывает воедино любовь к своей малой родине — Ржевскому району. Первая героиня нашей новой рубрики — Любовь Круглова, глава сельского поселения Медведево, учитель Артемовской школы.

Рассказ о себе Любовь Александровна непременно начинает с того, что она — продолжатель учительской династии в третьем поколении. Ее мама, Вера Александровна Афанасьева, 45 лет отдала учительскому труду в Трубинской школе. Бабушка, Александра Васильевна Смирнова, 36 лет учительствовала в Ильигорской школе. О своих маме и бабушке Любовь Александровна говорит с гордостью. Думаю, что много людей, читающих эти строки, тепло улыбнулись, вспомнив дорогих сердцу педагогов.

— Жена дяди, Валентина Анатольевна Смирнова, — тоже учитель математики, как мама и бабушка, мало того, невестка Анна Михайловна Афанасьева тоже учительствует, — рассказывает Любовь Александровна. — И я продолжила семейные традиции — работаю учителем математики. Общий учительский стаж нашей семьи на ржевской земле без малого 150 лет! Отец более сорока лет проработал в совхозе «Рассвет», и даже сейчас, находясь на пенсии, в экстренных случаях идёт и помогает с ремонтом техники.

Свое родное Трубино Любовь Александровна покинула 15-летней девчонкой, поступив после окончания школы, по совету мамы, в Торжокское педагогическое училище. Хотя признается, что тогда по-настоящему и не понимала, куда и зачем. А Торжок был выбран неслучайно, именно там в свое время училась сама Вера Александровна и с особым трепетом рассказывала о городе, годах юности и своей любовью к Торжку заразила дочь. И только спустя много лет, уже учительствуя, Любовь Александровна поняла, насколько права была мама, подсказав тогда с выбором жизненного пути.

Окончив учёбу в Торжке, теперь уже молодая учительница приехала работать в Осугу, в Замятинскую школу, одновременно поступив в институт на заочное отделение. Это было в 1991 году. С тех пор родным домом нашей героини стала Осуга, а местом работы на долгое время — Замятинская школа. До того момента, пока после пожара, уничтожившего школьное здание, весь педагогический коллектив не перевели в Артемовскую школу. И вот уже 23 года Любовь Александровна, продолжая семейные традиции, преподает математику.

— Мне комфортно здесь работать, — признается она. — Тогда, после пожара, два школьных коллектива слились в один единый организм. Приняли нас, замятинских педагогов, хорошо. Теперь уже эту школу я считаю своей родной.

Сельский учитель и городской — профессия одна, а вот подход в решении ситуации порой отличается. Сельская школа — это почти домашнее обучение, семейные отношения. Я знаю, что должна проследить не только как ребенок учится, но и какая обстановка у него дома. Если не все благополучно — помочь. Учитель в курсе того, как живут родители, потому что живет рядом с ними. Лезть в душу к ребёнку не люблю, чтобы узнать, что происходит в семье. Но если сами доверят — выслушаю и постараюсь помочь. Уважение и признание — возможно, это самое главное в нашей работе.

Она так рассказывает о своих учениках, что становится понятно — все сказанное выше — не пустой звук. Это и ее, Любови Александровны Кругловой дети, за судьбу которых она переживает по-матерински, даже выпустив из стен школы в самостоятельную жизнь:

— Три года назад у меня был сильный класс, и пять лет я их старалась настроить: сегодня вы вкладываете в себя знания, чтобы потом у вас было право выбрать хорошую профессию. Но у их родителей, зачастую, нет возможности учить детей в Твери, только во Ржеве. А получилось так, что тут группу не набрали, там, вот и поступили мои толковые мальчишки и девчонки учиться по принципу — лишь бы взяли. Такую боль испытываю теперь, что все вложенное мной наталкивается на жестокую действительность. Нет у них ни интереса к учебе, ни необходимости в сильных познаниях в геометрии. И они вообще не там учатся, где должны бы, но нет финансовой возможности у их родителей. Иногда я думаю, что не имею морального права рисовать детям более привлекательную перспективу их дальнейшей жизни, потому что у моих слов нет реального воплощения…

В своего родного ребенка — сына Николая, который уже взрослый молодой человек, Любовь Александровна постаралась вложить все, о чем говорит, и дать возможность получить хорошую профессию. И он пока оправдывает ее надежды. Николай в этом году закончил Великолукский железнодорожный колледж, самостоятельно поступил в университет на заочное отделение для продолжения образования. В данный момент работает на железной дороге. Профессию сыну Кругловы выбирали востребованную и надежную, хотя в семье до Николая железнодорожников не было.

Это желание у родителей от собственного горького опыта. Муж Любови Кругловой, Александр, и свекровь, Мария Дмитриевна, когда-то работали в Осуге на заводе нерудных материалов. В лихие 90-е предприятие пошло под откос, зарплату не выплачивали по полгода, тогда Кругловы, как и большинство осугцев, выживали, как могли. В поисках заработка муж устроился к газовикам-строителям, с тех самых пор, уже более 10 лет работает вахтовым методом, постоянно в командировках.

— Он добывает средства для семьи, а мы на эти средства живем, — вздыхает моя собеседница. — Муж у меня замечательный. Он еще больше любит деревню, чем я. Мы живем в многоквартирном доме, а в деревне Хвостово есть участок, где когда-то стоял дом бабушки и дедушки Саши. Супруг настолько прикипел душой к этой земле, к этому месту, что когда приезжает из командировки, бросает сумки и мчится в Хвостово. И я понимаю, что даже если бы из какой-то целесообразности я и стремилась бы в город, то муж на это никогда не согласится. Александру его грядки дороже всех прелестей городской цивилизации. Муж меня не заставляет поступаться моими принципами или желаниями, он молодец, просто я сама понимаю, что должна сделать так, а не иначе, чтобы в семье царили мир и гармония. Потому что со своей стороны он тоже делает все возможное, чтобы «погода в доме» была всегда благоприятная.

В число семьи входит и свекровь Мария Дмитриевна. Любовь Александровна смеется, что с мужем, если по дням считать, прожила лет 12, а со свекровью — 23 года, «от звонка до звонка». Наверное, надо иметь ангельский характер или замечательную свекровь?

— Свекровь у меня действительно замечательная. За столько лет ни разу не ругались, — говорит Любовь Александровна. — Мария Дмитриевна очень уравновешенный человек, и я многому у нее училась со своим взрывным характером. У свекрови всегда хватало мудрости не вмешиваться в отношения детей.

Опыт Марии Дмитриевны (8 лет работала председателем сельсовета) очень пригодился невестке, когда ее избрали депутатом первого созыва, а потом и главой сельского поселения Медведево. Теперь уже третий созыв подряд Любовь Круглова возглавляет депутатский корпус поселения — кстати, в этот раз чисто мужской.

Было интересно узнать, что вкладывает в понятие депутатство наша героиня, и каково это — быть главой?

— Просто я делаю то, что делала бы и без депутатского статуса или главы поселения. Поэтому не воспринимаю эти обязанности, как возможность стать выше остальных. Быть главой ответственность, а не медаль. Первый созыв нам всем было трудно — депутаты и главы понимали, что надо что-то делать, а как именно — не знали. Учились на ходу. Потом пришло осознание, что первое — закон творчества, второе — помогать людям. И в какой-то мере сглаживать непонимание между властью и населением. Ведь, по большому счету, депутат — коммутатор, который должен донести чаяния людей до власти, и наоборот. Да, я понимаю, какой у нас бюджет, и как трудно порой свести концы с концами, и у меня есть реальное представление насколько сложно выполнять на местах все полномочия — содержать «коммуналку», культуру, дороги и многое другое. Здесь иллюзий нет, но есть здравое умение считать, и если возникает проблема, истерики не случается, я пытаюсь найти рациональное объяснение, почему получилось или не получилось. Думаю, поэтому меня и избирают депутатом, значит, доверяют тому, что говорю и делаю.

Не удержалась я от каверзного вопроса своей собеседнице: глава сельского поселения всегда выражает полный «одобрямс» с районной властью?

— Я имею возможность отстаивать свое мнение, даже если оно противоречит мнению этой самой районной власти. И это не из вредности, а потому, что я выражаю мнение большинства населения. К счастью, такие моменты бывают редко. Находясь ближе к людям, облаченным властью, могу оценить, как много они делают. И чего это стоит, и как тяжело дается.

Любовь Александровна искренне сожалеет, что у нее как у депутата нет тех финансовых возможностей, чтобы реально помогать людям. При этом скромно, вскользь рассказывает о том, сколько уже сделано за эти три созыва не без ее прямого участия, в том числе и в родной Осуге. Впрочем, никто не смог бы уличить главу в «перетягивании одеяла на себя» в решении проблем поселения. Да, проблемы своего поселка ближе, потому что каждый день перед глазами. Но первоочередное решение — тех вопросов, где труднее.

Помните, как она говорила о законе творчества в работе депутата? Творческий подход помог Любови Кругловой вместе с Андреем Калашниковым, тоже депутатом, в многолетней проблеме с неплатежами за ЖКХ в двух-этажных домах. Вдвоем с Андреем они разыскали через социальные сети жильцов брошенных квартир и еженедельно писали им о том, что необходимо погасить задолженность. Две квартиры долги вернули.

Следующая задача — функционирование спортивной комнаты в Осуге, которую они вместе с инициатором данного проекта Калашниковым и жителями Осуги создали буквально из ничего. Делали все сами. Любовь Александровна похвалилась, что теперь вполне профессионально может делать дверные откосы. А уж про малярно-штукатурные работы и говорить нечего.

Свободное время? Не представляю как, но его хватает на дом, работу, деятельность главы поселения, друзей, любимую Осугу, фитнес в Ржеве три раза в неделю, домашнюю живность и огород.

К последнему — философское отношение. Грядки — это не жизненная необходимость, это — любовь к земле. Это, даже можно сказать, энергетическая разрядка. Любовь Александровна признается, что весной «оживает от зимней спячки», когда появляется желание возиться в огороде. И делает она это в удовольствие, с радостью. Впрочем, как и все в своей жизни. Родители ей дали замечательное имя — Любовь. Любовь Александровна щедро одаривает своим душевным теплом, и его хватает на всех: семью, односельчан, учеников и коллег.

От моей героини не услышишь традиционного «плача Ярославны» — все плохо вокруг, село умирает. Нет, она оптимист. Так и говорит: кто не желает — ищет оправдания, кто желает — ищет возможности. Она пытается сделать вокруг себя хорошо, заражая своим оптимизмом и энергией. И ведь это получается!

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Один отклик на ЛЮБОВЬ

  1. Мария Орлова:

    Любовь Александровна является моим классным руководителем, она замечательная! Мы ее между собой называли классная «классная» мама. Всегда поможет советом, в переходном возрасте проводила важные для нас беседы и многое другое. Прошло 11 лет, а к ней все также можно позвонить в дверь, она искренне обрадуется, и даже если чем-то занята, обязательно отложит все свои дела, напоит чаем и поговорит «за жизнь». Здоровья ей, творческих успехов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *