Преступление и наказание

Прежде чем говорить о преступлении и наказании, сообщим, что подведены итоги завершившейся амнистии, объявленной в связи с 20-летием  Конституции РФ. Напомним, что от отбытия наказания освобождались лица, совершившие преступления будучи несовершеннолетними, женщины, имеющие детей или беременные, пожилые люди, участники боевых действий, «чернобыльцы» и т.д. Всего в России были амнистированы более 71 тыс. человек. Из них в Тверском регионе амнистия применена к 613 гражданам. Наше государство и общество довольно гуманны. Но лицам, освободившимся по амнистии, надо помнить, что совершая повторные преступления, уже никакая амнистия на них распространяться не будет. Это к тому, что граждан, совершающих повторные преступления, в нашей стране ещё много.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Преступление преступлению рознь, как и адекватные наказания за это. (Если, конечно, ещё поймают и изобличат). В качестве примера обратимся к одному из уголовных дел, рассмотренных в текущем году Ржевским городским судом.

Вике Ивановой всего 21 год отроду (имя и фамилия  изменены). Родилась она в республике Коми. Получила среднее общее образование, замуж не вышла, не работала. Зато, начиная с 2009 года, «заработала» три судимости.

9 октября 2009 года Ржевским судом Вика Иванова по ч. 2 ст. 161 УК РФ была приговорена к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год. Но должных выводов от такого гуманного подхода к ней и её дальнейшей судьбе девушка не сделала. И вновь оказалась на скамье подсудимых уже 2 апреля 2010 года. На этот раз по 158 статье УК РФ (кража). Дали ей 2,5 года реального лишения свободы. 30 мая 2011 года Вику вновь судили за кражу и приговорили к 2 годам 9 месяцам отбывания в колонии.

Про женщин в неволе написано достаточно много. Кто как переносит и переживает это. Но ведь и каждая из них свою дорожку выбирает сама. О чём думала и размышляла Вика Иванова, будучи в колонии, доподлинно неизвестно. Додумывать не будем. Наверное, мечтала о свободе. И такой день настал. Освободилась она из мест не столь отдалённых 17 декабря 2012 года по отбытии срока наказания. А 16 марта 2014 года в отношении неё следственными органами была применена мера пресечения — заключение под стражу. Девушку вновь препроводили в камеру следственного изолятора за совершённое преступление — кражу. Таков социальный портрет фигурантки по делу.

На этот раз дело обстояло следующим образом. Ближе к вечеру 13 марта Вика Иванова, с разрешения знакомой гражданки Н., которая впоследствии стала потерпевшей, находилась в её квартире, расположенной в центре города. Пробыла она в гостях около получаса, но и этого времени хватило с избытком, чтобы воспользоваться тем, что за её действиями никто не следит. И похитила деньги в сумме 5 тысяч рублей, а также две золотые цепочки, стоимостью 12 и 10 тысяч рублей соответственно и золотой кулон за 5 тысяч рублей. Всего на общую сумму 32 тысячи рублей. Это для потерпевшей явилось значительным материальным ущербом.

С похищенным девушка скрылась с места преступления и распорядилась деньгами и вещами по своему усмотрению. Однако долго ей «бегать» не пришлось. Вскоре предстала она перед органами предварительного следствия, а потом и перед судом. Санкция ч. 2 ст. 158  УК РФ предусматривает альтернативное лишению свободы наказание в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ. Вика Иванова полностью согласилась с предъявленным ей обвинением и поддержала своё ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. И правильно, меньший срок наказания отмеряют, но для этого надо согласиться с обвинением, признать вину и раскаяться. Что она и сделала. Государственный обвинитель, защитник и потерпевшая тоже не возражали против постановления приговора без проведения судебного разбирательства. К тому же, причинённый ущерб по делу был возмещён в полном объёме, и сама потерпевшая на строгой мере наказания не настаивала, гражданский иск не заявляла. Да и отягчающих обстоятельств по делу не усматривалось, так как подсудимая ранее привлекалась к уголовной ответственности за преступления в несовершеннолетнем возрасте, а в соответствии с пунктом «б» ч. 4 ст. 18 УК РФ данные судимости не учитываются при признании рецидива преступлений.

Суд посчитал, что обвинение, с которым согласилась подсудимая, является обоснованным, а при определении вида и меры наказания также учёл данные о личности подсудимой, смягчающие вину обстоятельства, степень общественной опасности совершённого ею преступления.

И хотя в здание суда из следственного изолятора Вику Иванову привёз конвой, выходила из зала она уже свободной. Мера пресечения — заключение под стражу — была отменена.

Суд, признав девушку виновной, назначил наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы условно, с испытательным сроком в 1 год 6 месяцев. И это довольно гуманно. Ведь условное осуждение — это всё же не реальное нахождение в неволе, за высоким забором колонии…

И НАКАЗАНИЕ

Теперь поговорим о наказании, без какой-либо привязки к конкретному случаю. В приговорах суда, по которым обвиняемые были осуждены к лишению свободы условно или к иным альтернативным мерам наказания, не связанным с реальным  отбыванием срока в колонии, всегда присутствует пункт, гласящий, что меры по контролю за осуждёнными возлагаются на специализированный государственный орган, ведающий исполнением наказаний.

В нашем городе таким органом является филиал по Ржевскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области, а проще говоря — уголовно-исполнительная инспекция УИИ, которая находится в помещении МО МВД России «Ржевский».

Человек, осуждённый за совершенное преступление, в отношении которого вынесен приговор об исправительных работах или иных альтернативных наказаниях, остаётся на свободе. Живёт дома, в семье, но это вовсе не значит, что за ним нет никакого контроля.

Судом на условно осуждённых или осуждённых к иным альтернативным мерам наказания, не связанным с реальным лишением свободы, налагаются определённые ограничения. Так, в период испытательного срока «условник» не должен менять постоянного места жительства без уведомления УИИ. Обязан являться в УИИ на регистрацию с установлением дней регистрации самим специализированным органом.

В случаях нарушения возложенных на осуждённого ограничений, злоупотребления спиртными напитками, нарушения общественного порядка, привлечения к административной ответственности, что явно указывает на то, что данный условно-осуждённый на путь исправления не встал, условная мера наказания, по подготовленным документам УИИ, постановлением суда может быть отменена, с направлением данного гражданина в места лишения свободы. Так что «условка» — это как камень над головой, может рухнуть в любой момент.

А вот тем гражданам, которые встали на путь исправления, достойно ведут себя в быту, работают, условное осуждение или иные альтернативные меры наказания могут быть досрочно отменены. Тут есть над чем задуматься. Потому что, как бы ни бахвалились самые закоренелые преступники, что, мол, тюрьма для них как дом родной, всё же в колонию (даже колонию-поселение) не хочется никому. Ведь лучше жить на воле.

Остаётся добавить, что согласно официальным статистическим данным «тюремное» население страны из года в год идёт на убыль. Происходит дальнейшая гуманизация законодательства, а значит, более шире применяются альтернативные наказания, не связанные с лишением свободы. Отсюда вывод, что работы у сотрудников УИИ ещё долго не убавится.

И всё же, не нужно забывать, что наказание не отменяет милосердия (условно-досрочное освобождение, амнистии и т.д.). Тут уместно вспомнить слова Президента РФ о том, что надо не только сажать, сколько воспитывать преступивших закон.

Однако не все преступившие закон оказываются воспитуемыми. Отсюда и повторные осуждения, и рецидив преступлений.

Если в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников, убивший старушку-процентщицу, ходил по Петербургу и морально мучился, то современные злоумышленники морально не очень себя истязают. Иначе преступлений и правонарушений было бы меньше.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *