«МУЗЫКА ПРОБУЖДАЕТ В ЧЕЛОВЕКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРЕКРАСНОМ В МИРЕ И В САМОМ СЕБЕ»

Татьяна Михайловна Широкова,  учитель музыки средней школы № 9  им. В. Степанченко,  руководитель методического объединения  учителей музыки города Ржева:

«МУЗЫКА ПРОБУЖДАЕТ В ЧЕЛОВЕКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРЕКРАСНОМ В МИРЕ И В САМОМ СЕБЕ»

— Татьяна Михайловна, расскажите о себе. Вы — коренная ржевитянка? Полагаю, что любовь к музыке унаследовали от родителей.  

— Да, я ржевитянка в четвёртом поколении. Здесь родилась и выросла. Народную музыку и песни слышала с самого детства: папа играл на гармони, мама прекрасно пела. Отец и показал мне первые аккорды на своей гармошке. В детском саду я наблюдала за тем, как играет на пианино музыкальный работник, тогда меня особенно заворожили клавиши. От простого прикосновения они рождали, как мне казалось, волшебные звуки. Спасибо родителям, которые не оставили без внимания мой интерес к музыке. В шесть лет после конкурсного прослушивания я стала воспитанницей хоровой студии при Доме пионеров (Дом детского творчества). Это был эпицентр творческой жизни нашего города. Я попала в мир красивых, молодых, талантливых людей, которые оставили след в моей душе на всю жизнь.

— В Доме детского творчества работают талантливые педагоги, люди, для кого занятия музыкой не просто профессия, а образ жизни. Кто-то из Ваших учителей работает там сейчас?

— Моя первая учительница по классу баяна — Татьяна Николаевна Старикова, сейчас она руководитель ансамбля народных инструментов «Ложкари», лауреата международных  и всероссийских конкурсов. Замечательная женщина, великолепный педагог Марина Владимировна Кондратьева. С особым теплом вспоминаю Валерия Николаевича Виноградова, Валентину Игоревну Столярову, они увлекали нас, маленьких почемучек, в мир музыкального театра, учили слушать музыку, раскрывали тайны познания музыкального мастерства. Незабываемы наши мероприятия: «Посвящение в студийцы», «Осенние посиделки», новогодние утренники и вечера. Я с удовольствием участвовала в каждом музыкальном представлении и была ведущей актрисой.

— Поддерживать интерес у малышей порой проще, нежели у подростков, когда интересам свойственно меняться. Татьяна осталась верна музыке…

— Подростковый возраст во все времена был и остаётся сложным. И занятия музыкой требуют много сил и времени. Порой бороться с ленью было непросто. Но моё увлечение было всеобъемлющим. Я не представляла себя без музыкальных представлений, а ещё и занятия хоровым пением, которые я очень любила. Наш руководитель Ирина Григорьевна Элькина прививала нам, детям советского времени, хороший музыкальный вкус. Наряду с советскими песнями, мы исполняли многоголосные произведения зарубежных композиторов и даже средневековую секвенцию «Stabat Mater»  Перголези  на латинском языке.

— После окончания хоровой студии сомнений в выборе специальности, конечно, уже не оставалось?

— Ирина Григорьевна порекомендовала пойти в Ржевское музыкальное училище, где я попала в класс Ольги Викторовны Соколовой. Это уже был мир профессиональной музыки и новых открытий. Там появились друзья-единомышленники. И мне вновь повезло с педагогами, ими стали лучшие музыканты нашего времени  —  Наталья и Александр Иваненко, Павел Вознюк, Эвелина Трунёва, Геннадий Левин, Игорь Нагарнюк и многие другие мастера  своего дела. Эти люди вели меня по жизни наряду с родителями, были для меня наставниками, старшими товарищами. Я горжусь, что сейчас дружу со многими из них.

— В общеобразовательную школу молодой музыкант пришла сразу после окончания музыкального училища?

— Нет. Сначала работала в районной школе искусств и одновременно училась в Московском государственном университете культуры и искусства. Через шесть лет меня пригласили на должность учителя музыки в школу N№ 9, где я и работаю по настоящее время. Что школа моё призвание, поняла сразу. Быстро влилась в дружный творческий коллектив взрослых и детей под руководством Юрия Федоровича Кузовкина. Работа в школе меня увлекала с каждым годом всё больше: появлялись новые программы и учебники по музыке — это помогало и мне, и моим ученикам, они начинали относиться к предмету серьёзнее.

— Бытует мнение, что музыка — предмет второстепенный, в некотором роде развлекательный.

— Мало кто задумывается, что урок музыки, помимо воспитания музыкального вкуса и развития музыкальных способностей, призван решать сложнейшие задачи — формировать мировоззрение человека, его убеждения, взгляды. Ошибается тот, кто относится к музыке формально, ведь её оздоровительное действие общеизвестно и доказано. Предмет охватывает все науки, все чувства. Музыка сопровождает человека всю жизнь. Когда-то Людвиг Ван Бетховен очень точно сформулировал что значит музыка, сказав: «Музыка — откровение более высокое, чем вся мудрость и философия». Задача учителя заинтересовать ребят, тогда они изменят отношение к уроку, проявят любознательность и начнут активно приобщаться к музыке и всему прекрасному. Отрадно видеть, когда уроки вызывают у детей разнообразную гамму чувств, размышлений, переживаний, заставляют думать, мечтать и творить.

— Но чтобы поддержать интерес ребят к музыке, пению, одних уроков недостаточно, нужна и внеклассная работа, показательные выступления, участие в конкурсах, смотрах.

— Конечно. Четыре года в нашей школе существует музыкальный  театр «Чистое сердце». Проводятся занятия вокального класса, многие ребята которого являются лауреатами городских, областных и региональных конкурсов. Это Никита Степанов, Илья Иванов, братья  Сергей и Егор Дрожжины, Дмитрий Кольцов. Совместно с Ржевской епархией, Итомлинской школой участвуем в проектах и совместных мероприятиях. 6 октября в музыкальном классе нашей школы состоялся музыкальный лекторий «Известные земляки-музыканты. Прошлое и настоящее» при участии педагогов и учеников ДШИ N№3, ДШИ N№2, ДМШ N№1, ансамбля камерной музыки под руководством Иваненко.

— Особая гордость, как школы, так и города — хор «Звенящее детство». Как давно он был организован? Когда состоялось первое выступление на публике?

— Хор существует с 2007 года. Тогда его солистами были ребята начальной школы. Сейчас это ученики 7-11 классов. Город узнал о нашем коллективе благодаря начальнику отдела образования Ирине Иноземцевой. В 2013 году Ирина Анатольевна предложила провести в Ржеве фестиваль-конкурс хорового пения среди городских школ  «Пусть летят по свету песни». Тогда  хор «Звенящее детство» получил главную награду — гран-при. В этом году нас отметили в номинации «За высокое исполнительское мастерство». Хор — лауреат 1 степени в конкурсе «Добрая песня Ржева», за участие в ежегодном региональном конкурсе «Эта песня, дружище, твоя и моя» награжден дипломом 1 степени.

— За достижениями всегда следуют гастроли…

— Да. В апреле 2014 года администрация Ржева рекомендовала хор нашей школы для участия в областном хоровом конкурсе-фестивале «Поющая земля тверская», где ребята представляли не только школы нашего города, но и все общеобразовательные школы области. Нам предстояло «сразиться» со взрослыми профессионалами.  Фестиваль проходил в три тура, с апреля по сентябрь. В конкурсе приняли участие 65 любительских и профессиональных хоров нашей области. По итогам третьего тура, который проходил в Тверском музыкальном колледже им. М.П. Мусоргского, мы заняли третье место в номинации «Детские хоровые коллективы».  Через день отправились в Кимрский район, где под открытым небом проходил гала-концерт  с участием  лучших хоровых коллективов области. Надо отдать должное нашим ребятам, ни пятичасовой переезд, ни ожидание очереди репетиции не сказались на качестве исполнения. Обе песни — народная «Во кузнице» и «Матерям погибших героев» — прозвучали очень достойно. Отдельное спасибо за поддержку нашему директору Ольге Вячеславовне Бобковой, завучу Марине Юрьевне Овсянниковой, педагогу школы искусств N№ 3 Елене Евгеньевне Ростовской, весь путь туда и обратно мы проделали вместе, вместе переживали и верили в успех. Закончился гала-концерт  исполнением  сводного хора  в количестве 900 человек. Руководил им художественный руководитель  и главный дирижер Тверской академической областной филармонии Андрей Кружков. Вернулись в Ржев мы очень уставшие, но довольные результатом своих трудов и тем временем, что провели вместе. Эта поездка для детей и меня — большой опыт. Достижения коллективного труда должны быть ценны для каждого учителя и ученика школы, тогда можно смело шагать вперёд и покорять новые вершины.

— Репетиции, распевки, ранние выезды — это ответственность, терпение. Как удаётся привлечь и удержать в коллективе ребят? Настроить их на выступление?

— Детей надо искренне любить, когда они чувствуют искренность, то и отвечают взаимностью. Ребята приходят в хор по собственному желанию, без принуждения. И не стоит недооценивать современных подростков, у них есть чувство ответственности, они умеют сопереживать, вдохновлять и заряжать позитивной энергетикой. Они талантливы! Так что, настраиваем мы друг друга, равно как и учимся друг у друга. Те, кто поют, меньше болеют и даже начинают лучше учиться.

— Чтобы получить высокий результат, нужно вложить много труда, а на это нужно время. Как Вы всё успеваете?

— Время — главная ценность, и его подчас не хватает. Загружены ребята, много обязанностей у учителя. Коллективное творчество обязывает подстраиваться каждого. Здесь, опять же, всё дело в личной ответственности, заинтересованности в успехе и желании постоять и не уронить честь школы.

— Уверена, на достигнутом хор не остановится, впереди — новые встречи, поездки, награждения и впечатления…

— Обязательно. Планов, как говорится, громадьё и претворять их в жизнь мы несомненно будем.

— Татьяна Михайловна, работать с детьми одновременно сложно и интересно. Что даёт Вам сил позитивно смотреть на жизнь, видеть в людях хорошее? И всегда так замечательно выглядеть?

— Я люблю дело, которым занимаюсь. Работа приносит мне радость и удовлетворение. Любовь детей, любовь семьи, вера в Бога не позволяет опускать руки и унывать. Красота — внутри нас. Важно сохранять внутреннюю гармонию. Не злиться, не завидовать, не раздражаться по пустякам и заниматься любимым делом.

— Татьяна Михайловна, в начале нашей беседы Вы упомянули, что пели в хоре, а сейчас, поёте?

— Да, по благословению отца Олега, более двадцати лет пою в церковном хоре. Пение помогает справиться с неурядицами, умиротворяет и даёт силы.

— Современная жизнь расставляет свои приоритеты, меняются ценности. Какими будут Ваши пожелания нашим читателям?

— Не забывайте, что все мы — родом из детства. Считаю, что родители должны пользоваться потенциалом педагогов-музыкантов нашего города и прививать детям любовь к музыке. Помните? Ведь раньше музыкальное образование было уделом очень обеспеченных семей, и позволить обучать ребёнка музыке могли единицы. Используйте возможность приобщить ребёнка к искусству. И чаще слушайте хорошую музыку!

— Спасибо за интересную беседу. Желаем дальнейших успехов! 

Ольга Жданова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *