ОДН: понятнее не стало

В прошлую среду в администрации города прошло совещание, посвященное одному-единственному вопросу: начислениям за электроэнергию на общедомовые нужды. Вопрос больной и злой. Несмотря на то, что строка ОДН-электроэнергия в квитанциях за свет стала появляться еще в конце 2012 года, люди до сих пор не понимают, откуда берутся эти киловатты, как рассчитывается плата и почему одна-единственная лампочка в подъезде вдруг обходится во столько же, во сколько вся квартира с включенными электроприборами, а то и больше. Этого, кажется, не понимают и сами руководители ресурсоснабжающих организаций — но деньги, руководствуясь  многочисленными постановлениями из федерального законодательства, начисляют исправно. А ржевитяне возмущаются и пребывают в растерянности: так платить или не платить?

В зале, чтобы получить ответ на этот и другие вопросы, собрались и рядовые горожане, и председатели ТСЖ, и новоиспеченные депутаты Думы, и даже ЗС в лице Артема Гончарова. Пришли журналисты в надежде получить разъяснения и передать их своим зрителям-читателям. Однако однозначных ответов не случилось, хотя шумели собравшиеся больше часа.

ЖАЛУЙТЕСЬ — ПУСТЬ ПРОВЕРЯТ

Руководитель ржевского отделения ОАО «ТверьАтом-ЭнергоСбыт» Татьяна Марусяк первыми же своими словами попыталась захлопнуть спасительную для жителей «лазейку» в виде 354-го постановления Правительства, где говорится, что если в квитанции начисления за ОДН получаются больше норматива, платить жители могут только норматив.

— Если начисления производит ресурсоснабжающая организация («ТверьАтомЭнергоСбыт» как раз и является таковой), а не УК, то 44 пункт 354-го постановления Правительства в пользу жителей не работает, — сказала она. И продолжила о том, что жалобы по ОДН поступают в основном зимой, что основная, по её мнению, проблема — не производившийся с 2005 года нигде в Ржеве ремонт внутридомового электрохозяйства, и что половина всех имеющихся в них поквартирных счетчиков недоучитывают расход электроэнергии, в результате чего и складывается разница в общедомовом потреблении, которую электроснабжающая организация потом и предъявляет жильцам.

— В одном из домов по ул. К. Маркса после замены всех счетчиков на новый «Меркурий» поквартирный расход вырос, а ОДН снизилось, — привела она пример.

Татьяна Алексеевна посетовала и на воровство электроэнергии, которое 5 имеющихся в штате контролеров отследить физически не могут.

5_1DSCN2010— Мы передали список квартир, где счетчики демонстрируют «нулевой» расход электроэнергии, в управляющие компании. Каждая такая квартира будет проверена.

— К каждому счётчику контролера не поставишь, иначе на содержание такого штата сотрудников тарифа и в 10 рублей за киловатт-час будет недостаточно!

А вот последовавший за этим призыв и.о. главы администрации Игоря Королькова к жильцам внимательнее следить за соседями и самостоятельно выявлять таких воров электроэнергии, за которых платит весь дом, вызвал негодование среди присутствующих. Игорь Иванович привел пример дома по ул. Западная, где жители путем обоюдного переписывания показаний электросчетчиков выявили того, кто в обход своего счетчика пользуется электричеством, и после одного разговора лицом к лицу тот, якобы, устыдился и исправился. Однако этот пример — скорее исключение, чем правило, поэтому — провоцировать соседские войны, которые неизвестно чем могут закончиться, все же, думается, не стоит.

Куда же обращаться, если в квитанции сумма ОДН неоправданно завышена, и вы подозреваете, что причина в несанкционированных подключениях? В тот же «ТверьАтомЭнергоСбыт» по телефону
2-24-42
или в свою управляющую компанию, как бы этим организациям ни хотелось избежать подобных трудоемких и скандальных процедур. А как иначе? Первый платежи собирает, вторая по своим обязанностям должна следить за исправностью внутридомового электрохозяйства.

НЕ СЧЕТЧИКОМ ЕДИНЫМ

Откуда все-таки берутся эти немалые киловатт-часы неучтенной электроэнергии? Руководители говорят: разбираться нужно по каждому конкретному случаю отдельно. Если исключить вороватых соседей и «левые» подключения, потеря может быть на сетях или вследствие недоучета потребления старыми счетчиками. В прошлом номере мы на этой теме останавливались подробно, приведя данные проверки: 58 процентов поквартирных электросчетчиков, по заключению комиссии, не дают достоверных показаний. К сожалению, к тому моменту, когда Артур Парецкий стал озвучивать результаты проверки на упомянутом совещании, присутствующие были уже настолько «на взводе», что никакая информация, даже ответы на конкретные «почему» и «доколе», не воспринималась. Народ шумел, кричал, возмущался и жаждал немедленно услышать объяснение начисленных киловатт-часов в своем доме и подъезде.

Марата, 52: на первом этаже аптека, турбюро и магазин — откуда мы знаем, пользуются ли они электроэнергией по счетчикам?

Краностроителей, 12: в подвале устроен спортзал, а вот есть ли у них счетчик?

Автодорожная, 2: как может в квартире быть расход 240 кВт/ч, а ОДН — 260?

— У нас в ЖСК состояние электрохозяйства и расходы контролируются: в подъездах стоят фотоэлементы, счетчики мы меняли на новые… Но ОДН вырос с 23 до 70 рублей!

— 70?!? У нас за двести!

— Таков федеральный закон, — отвечала всем Татьяна Марусяк. — Вы думаете, мы по собственной инициативе делаем такие начисления? У нас соответствующие указания есть, методики и законодательные нормы. Сотрудники нашей организации живут в таких же домах, как и вы, и они тоже недовольны. Но таков закон!

Ее почти не слушали, как, впрочем, и друг друга.

Представитель прокуратуры Марина Иванова тоже сказала свое веское слово.

— Сегодня бремя расходов на ОДН возложена на жильцов, — сказала она. — Происходит это по причине того, что у «ТверьАтомЭнергоСбыта» не подписан договор ни с одной управляющей компанией — последние уклоняются. Если бы такой договор был подписан, обязанность возмещать расходы на ОДН сверх норматива лежала бы на управляющей компании, а не на жителях. Прокуратура в ближайшие дни намерена обратиться в суд с иском о побуждении «РУКа» к заключению договора с ресурсоснабжающей организацией, как того требует федеральный закон.

Что будет, как только УК подпишут такой договор? Мы тоже подробно писали в прошлом номере. Артур Парецкий уверен: для «РУКа» это повлечет за собой дополнительные расходы (из единственной доходной статьи «Содержание и текущий ремонт») в полтора-два миллиона рублей в месяц, что неизбежно приведет управляющую компанию к банкротству.

Совещание закончилось ничем. В очередной раз шумно обсудили наболевшую тему, сошлись на том, что начисления ведутся некорректно и с этим надо что-то делать. Но ответа на прямой вопрос «платить или не платить» никто дать не может.

— Мы в ближайшее время возьмем в штат еще одного юриста, который будет заниматься платежами и подавать в суд на неплательщиков, — заметила Татьяна Марусяк.

— Лучше бы вы на эту зарплату взяли еще трех контролеров, — пробурчал кто-то в зале.

С этим сложно не согласиться…

БУДУТ МЕНЯТЬ КОМПЛЕКСНО

Уже по окончании совещания Парецкий еще раз акцентировал: главной, по подтвержденным проверкой данным, причиной завышенного общедомового расхода электроэнергии, что и становится причиной огромных начислений за ОДН, являются старые и неисправные счетчики.

— В ближайшее время в управляющей компании будет работать бригада электриков. По каждому конкретному дому, согласно составленному графику, она будет проводить обследование электрооборудования и при необходимости менять поквартирные приборы учета на новые. Поскольку счетчик — собственность владельца квартиры, замена будет производиться за его средства. О плановых работах в своем доме жильцы узнают из объявлений, которые УК будет развешивать на подъездах. Так что не торопитесь бессистемно менять счетчики, чтобы избежать опасности заплатить за некорректно проведенные работы; лучше пусть это сделает специализированная организация. УК закупит приборы учета по оптовым ценам, и такая замена обойдется в не очень большую сумму, — сказал Парецкий.

Это будет попыткой решить вопрос с ОДН. Очередной попыткой? Или первой за два года? И с чем еще предстоит столкнуться гражданам-собственникам в обмен на сомнительное однажды обретенное право приватизировать квадратные метры в ветшающих домах, за которые теперь никто не хочет отвечать?

НОВЫЙ СОСТАВ ОЗАБОТИЛСЯ ТОЖЕ

 

Попытку решить ОДН-вопрос предприняли новоиспеченные депутаты Ржевской городской Думы, включив его первым в повестку заседания трех комитетов в прошлый четверг. Представители УК здесь не присутствовали, и пояснения депутатам давала одна Татьяна Марусяк, руководитель местного отделения ОАО «ТверАтомЭнергоСбыт». Она снова повторила: все сложности с ОДН оттого, что энергоаудит в домах не проводился, за исправностью оборудования и наличием несанкционированных подключений никто не следит, а долг за потери электроэнергии нескольких управляющих компаний, начиная с ПЖРЭУ и ее преемников, порядка 30 млн. рублей — поэтому и нынешние УК подписывать договор электроснабжения с «ТверьАтомЭнергоСбытом» не спешат.

Первым из активно протестующих против практики «ТверьАтомЭнергоСбыта» предъявлять счета за потери в сетях населению выступил коллега Марусяк Александр Гусаков — чем и спровоцировал ответное обвинение в попытке создать свою энергосбытовую компанию. Так же активно пытались докопаться до истины, кто имеет право начислять ОДН и кто должен оплачивать сетевые потери, депутаты Юрий Артемьев и Александр Пряников. Председатель КСП Юрий Винокуров задал закономерный вопрос: а откуда сделан вывод, что устаревшие поквартирные электросчетчики именно занижают, а не завышают расход? «Из практики» — ответила Татьяна Марусяк. В итоге полуторачасового объяснения родилось решение: обратиться от имени Думы в головную организацию «ТверьАтомЭнергоСбыт» с просьбой производить начисления за ОДН в многоквартирных домах по нормативу — до тех пор, пока по каждому дому не будет проведен энергоаудит и не выявлена причина повышенного расхода электроэнергии на общедомовые нужды. Поддержат ли депутаты такое решение общим составом на очередном заседании, а если да — какова будет реакция тверской энергосбытовой компании, пока сказать трудно.

Стоит заметить: даже при благоприятном для населения исходе останется открытым вопрос, кто будет возмещать те самые потери, о которых без устали говорят руководители РСО и УК?

Но это — уже следующий вопрос.

 Светлана АРТЕМЬЕВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *