Шинок, горилка и черт, или строго по Гоголю

23 октября в городском Доме культуры зрители смогли насладиться спектаклем камерного театра имени В. Малыщицкого (Санкт-Петербург) по бессмертному произведению Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Из данного сборника повестей на сцене были воплощены две — «Вечер накануне Ивана Купала» и «Ночь перед Рождеством».

Сюжеты обеих историй схожи: и в одной, и в другой повести молодой казак, желая добиться благосклонности горячо любимой девушки, вступает в союз с нечистым, проще говоря — с чертом (кстати, этот персонаж был подан чуть ли не лучше всех), предпочитая не думать о том, что последний все равно потребует долг обратно, только не деньгами, а душой.

7_5В первом случае бедный юноша, Петрусь Безродный, любит дочь казака Коржа, однако отец девушки решительно против их союза, ведь у Петруся нет денег, тогда как недавно повадившийся в дом Чуба лях (поляк) просто «обшит золотом». Дело идет к свадьбе по расчету, причиняя великое горе несчастным влюбленным. А тут в округе объявляется Басаврюк, черт в человеческом обличье, и предлагает отчаявшемуся Петрусю решить его «финансовые проблемы» за самую малость — за цветок папоротника, который, согласно народному поверью, расцветает лишь накануне Ивана Купала. В назначенный час Петрусь и Басаврюк идут в Медвежий овраг искать заветный цветок; при этом бесовской человек велит юноше не обращать внимания на разного рода страхи, напускаемые веселящейся нечистой силой на нежданных гостей. Петрусь срывает цветок папоротника и принимается искать указанный им клад, да только ничего не получается — монеты словно сквозь землю уходят. Тогда появляется ведьма и говорит, что клад не дастся в руки, если не пролить человеческую кровь, предлагая в качестве жертвы маленького Ивася, младшего брата возлюбленной 7_3Петруся. Молодой человек сначала приходит в ужас, но потом, движимый стремлением во что бы то ни стало достичь своей цели, поступает по велению нечисти, забрав жизнь Ивася. После этого Петрусь на некоторое время впадает в беспамятство, а когда приходит в себя, то обнаруживает рядом два бочонка с золотом. Обрадованный юноша спешит сообщить отцу своей избранницы о внезапном обогащении, а тот, видя, что Петрусь стал богаче ляха, дает последнему отставку и соглашается женить Петруся на дочери. Но желанная свадьба не приносит нашему герою счастья: он мучается осознанием страшного дела рук своих, будучи не в состоянии вспомнить, что же именно произошло в Медвежьем овраге. Страдающая не меньше Петруся супруга прибегает к услугам ведьмы-знахарки; когда она приходит в хату, юноша внезапно вспоминает все детали жуткого вечера, а особенно — убийство маленького Ивася, чей призрак предстает перед Петрусем, озаряя все вокруг кроваво-красным цветом. Жена Петруся в ужасе убегает из хаты, а когда возвращается туда вместе с любопытными, то обнаруживает лишь горстку пепла на полу да груды черепков в бочонках вместо золота.

7_2Действие второй повести разворачивается накануне Рождества. Черт, которому перед светлым праздником недолго остается бродить по земле, крадет с неба месяц, чтобы помешать кузнецу Вакуле, что ранее изобразил нечистого в церковной росписи в самом невыгодном свете и этим страшно разозлил рогатого пакостника, прийти в гости к своей возлюбленной Оксане, дочери влиятельного казака Чуба. Однако кузнец, воспользовавшись тем, что Чуб, несмотря на наступившую темноту, все равно уходит из дому на пирушку по соседству, наведывается к Оксане, гордой и себялюбивой красавице, не спешащей отвечать взаимностью на чувства Вакулы. Девушка, смеясь, просит влюбленного кузнеца достать ей «черевички, которые носит царица», обещая лишь при этом условии выйти за него замуж. Вакула прекрасно понимает, что выполнить подобную просьбу сможет разве что при содействии нечистого, который весьма кстати обнаруживается в собственной кузнецовой хате, в мешке с углем, куда мать Вакулы, ведьма Солоха, спрятала черта от соперников в лице некоторых местных жителей — уж очень они охочи до общества Солохи, равно как и она до них. Угрожая нечистому крестным знамением, 7_1Вакула требует доставить его в Петербург, к самой царице. Там наш герой знакомится с запорожцами, собирающимися на прием к Екатерине Великой, и упрашивает их взять его с собой. Во время высочайшей аудиенции царица, пораженная простотой и искренностью Вакулы, отдает ему свои «черевички». Кузнец возвращается в родное село, где уже расползаются страшные и противоречивые слухи: одни говорят, будто Вакула утонул, другие утверждают, что он повесился, а третьи готовы поклясться, что кузнец, будучи примерным христианином, никогда не наложил бы на себя руки. Когда выясняется, что Вакула цел и невредим и просит у Чуба руки Оксаны, тот, недолго думая, соглашается, а девушка, воспылавшая к кузнецу ответным чувством, готова выйти за Вакулу и без царицыных черевичек.

Надо сказать, что ставить на сцене или экранизировать произведения Николая Васильевича — нелегкая работа, несмотря на их кажущуюся простоту. Ведь нужно сделать так, чтобы зрителю было и страшно, и смешно, как, наверное, и задумывал автор. Но актеры камерного театра вполне справились с этой задачей: увлекли зрителя, органично передав сочетание жанра «рассказа ужасов» с искрометным юмором гоголевских творений; к счастью, не была предпринята попытка переиначить русскую классику, тем самым изменив и исказив ее до неузнаваемости, что, увы, уже приходило в голову некоторым современным режиссерам.

Нельзя обойти вниманием и такой оригинальный прием, как использование актерами кукол в качестве своеобразных «дублеров» для постановки театральных спецэффектов, жизненно необходимых в таком спектакле (например, как иначе заставить актера-черта залезть в карман к кузнецу Вакуле?), но объективно невыполнимых в формате сценического представления. И, конечно, подобное зрелище невозможно себе представить без малороссийского диалекта, традиционных костюмов и невероятно красивых народных песен — в этом спектакле на высоте!

Татьяна САФРОНОВА

Фото автора

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *