«Что хорошо, что плохо — жители Ржева знают и без КСП»

Юрий Николаевич ВИНОКУРОВ,
председатель Контрольносчетной палаты Ржева:

«Что хорошо, что плохожители Ржева знают и без КСП»

— Юрий Николаевич, КСП с нынешнего сентября является одним из органов местного самоуправления, наряду с администрацией, Думой и главой города. Полномочия ее остались прежними: контроль за бюджетными расходами и результативностью использования средств городской казны, финансово-экономическая экспертиза решений органов власти города, и в том числе мероприятия по предупреждению коррупции. Давайте поговорим обо всем упомянутом, тем более что сейчас время для этого очень подходящее: конец бюджетного года, впереди верстка бюджета на предстоящие периоды, кроме того, произошла полная смена городской власти — одна Дума, отработав свой срок, ушла в отставку, на ее место пришли другие депутаты; прежний глава администрации ушел на новое место работы, впереди — конкурс по назначению нового. Начнем со старой Думы и главы администрации?

— Давать прямую оценку их работе не в рамках моих полномочий, ведь функции у КСП совершенно другие. Могу сказать только следующее: одним (но не основным) из показателей эффективности работы контрольно-счетной палаты является работа по внесению замечаний и предложений в адрес органов исполнительной и представительной власти. А в свою очередь количество, поводы и реакция на них — один из показателей, позволяющих оценивать тех, кто фигурирует в таких замечаниях. Так вот. В 2013 году КСП направила 16 экспертных заключений по проектам разработанных в Ржеве нормативно-правовых актов, и 14 из них были приняты с учетом предложений и замечаний КСП. А в нынешнем году, по итогам 9 месяцев, таких заключений было 10, и только 2 из них получили реакцию Ржевской городской Думы…

— Понятно. Поясните, пожалуйста, нашим читателям, как организована работа КСП? Может ли она, например, по сигналу о подозрении в нецелевом использовании бюджетных средств или коррупционных моментах проверить деятельность муниципального предприятия?

— КСП работает в точном соответствии с годовым планом, одобренным решением Ржевской городской Думы. План этот находится в общем доступе, на сайте Ржевской городской Думы в разделе, посвященном контрольно-счетной палате. Законодатель, разрабатывая регламенты деятельности этой относительно новой структуры, поступил очень мудро, чтобы не допустить использования этого контрольного органа в чьих-то корыстных целях — например, чтобы инициирование проверок КСП не выступало в качестве рычага давления на руководителей, чиновников… Именно поэтому и план годовых проверок, и отчеты о них есть в Интернете, где с ними может ознакомиться любой желающий. Другое дело, что эти отчеты очень объемны. В ноябре, кстати, я буду доводить до сведения нового состава Думы результаты всех проведенных в последнее время проверок.

— И каковы они, результаты?

— Озвучить их сейчас было бы нарушением процедуры. Но на практике председатель КСП ежеквартально информирует главу города Ржева, соответствующие комитеты Ржевской городской Думы о поступивших обращениях, обязательных для рассмотрения КСП, о проекте плана работы КСП на год и его корректировке, ходе выполнения, и о результатах законченных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также — об исполнении предписаний КСП и о результатах рассмотрения представлений КСП — по истечении срока исполнения и ответа на предписания или представления.

— Все ли из запланированного на первую половину текущего года удалось выполнить?

— К сожалению, из-за кадровых сложностей (с мая в КСП была свободна вакансия инспектора, и только в сентябре к этим обязанностям приступила Надежда Жильцова) не удалось пока завершить начатую уже проверку целевого использования бюджетных средств по программе энергосбережения и повышения энергоэффективности в городе Ржеве. В ближайшее время закончим.

— Выводы этой проверки, принимая во внимание проблемы с отоплением жилых домов, были бы небезынтересны! Насколько я знаю, в течение года КСП проверяла и выносила заключения о работе как минимум двух муниципальных предприятий. Первое — это МУП «Содействие», которое является собственником 51 процента акций «РУК» — однако при этом не имеет реальной возможности руководить её деятельностью. Кстати, недавно на одном из совещаний услышала, что в настоящее время в этом МУПе не занята должность директора…

— В деятельности этого муниципального унитарного предприятия установлены определенного рода нарушения. Директор получал зарплату в администрации города, что недопустимо. Договоры о приобретении долей в УК заключены на заведомо невыгодных условиях. А как может существовать предприятие с одной штатной единицей без директора — здесь есть большой вопрос.

— Второе — это МКП «БиЛД». В прошлом году его директор Вадим Лазарев в интервью под этой же рубрикой сетовал на недостаточность бюджетных средств и старую технику. Ко второму вернемся попозже, а что с бюджетными средствами?

— Вы присутствуете на заседаниях городской Думы и владеете информацией о том, что этому предприятию постоянно выделяются средства из бюджета. Другое дело, что средства должны выделяться: первое — в соответствии с законодательством, в т.ч. Федеральным законом о конкуренции, второе и главное — использоваться эффективно.

— Да, но в случае с этим муниципальным казенным предприятием часто фигурируют средства дополнительные. В муниципальный контракт «БиЛД» не укладывается?

— Представление на имя Леонида Тишкевича КСП направила в конце мая прошлого года. Оно содержало результаты контрольного мероприятия по проверке расходования бюджетных средств на уборку улично-дорожной сети и вывоз снега в 2012-13 году. КСП обращала внимание администрации на то, что финансирование работ по уборке улично-дорожной сети путём субсидий, без проведения торгов, напрямую нарушает федеральный закон. На то, что в план-заказе, который является основанием для перечисления «БиЛДу» бюджетных средств, нет никакой детализации этих самых работ. Нет сведений, на каких именно участках работа производилась и в какие сроки. Объемов работ и объектов их проведения этот документ вообще не содержит! Нет детализации расходов. Да и как отчитываться, если «БиЛД» до сих пор применяет такую норму расхода топлива, как моточасы, а приборы системы ГЛОНАСС, которыми должны быть укомплектованы машины, что позволило бы отслеживать их траекторию и таким образом следить за использованием техники по прямому назначению, демонтированы! Проверочные расчеты на основании табельных учетов позволяют делать выводы о том, что пробег автомобилей зачастую завышен, а расход топлива не достоверен. На основании всех полученных данных КСП сделала вывод: более ста тысяч рублей признаны избыточными или нецелевыми расходами, подлежат возврату в бюджет города.

— Ну, судя по тому, что в повестку заседания комитета по бюджету предлагается включить вопрос «О неудовлетворительном ходе рассмотрения представлений, внесенных КСП в администрацию по результатам контрольного мероприятия «Проверка эффективности расходования бюджетных средств при исполнении муниципальных заказов и контрактов по уборке улично-дорожной сети и вывозу снега», положение дел не исправлено. А какие меры в упомянутом представлении КСП рекомендовала принять для недопущения дальнейших подобных нарушений?

— Уточняю: по закону органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах. «БиЛД» часть нарушений устранил, со стороны администрации реакции не последовало. Контрольно-счетной палатой по итогам упомянутой выше проверки были рекомендованы дисциплинарные меры по отношению к должностным лицам, допустившим нарушения. Кроме того, рекомендовано усовершенствовать план-заказ, смету доходов и расходов, вернуть средства в бюджет, словом, провести полный комплекс мероприятий, устраняющий возникновение коррупциогенных факторов. Да, и еще КСП рекомендовала разработать программу обновления парка спецтехники.

— Недавно две единицы техники (правда, не для уборки дорог, а для вывоза мусора) были закуплены в лизинг и переданы «БиЛДу». Новой Думе в бюджетном вопросе как раз предстоит заложить расходы на погашение платежей по этому лизингу — вопрос уже звучал на комитете. И Вы высказались и по этому поводу…

— Да. Контрольно-счетная палата обращает внимание городской Думы: проект предусматривает выделение 86,3 тыс. рублей на обеспечение лизинга для закупки техники. Но бюджетные назначения по этой строке требуют дополнительного пояснения: какая техника закуплена; как данная техника используется; кем используется; какую пользу приносит муниципальному образованию? Думаю, депутатам нужно получить ответы на эти вопросы, прежде чем одобрить данные расходы.

— В нынешнем году КСП снова проверяет упомянутое предприятие?

— Не предприятие, а бюджетные расходы на определенные виды работ. Да, сейчас близится к завершению проверка расходования средств на ликвидацию стихийных свалок — она тоже значилась в годовом плане. В ближайшее время мы сможем озвучить ее результаты.

— Какие еще рекомендации Вы озвучили на заседании думских комитетов?

— Предложенный администрацией проект изменений в бюджет также предусматривал увеличение расходов на содержание муниципального казенного учреждения «Ржевстрой-800» в сумме 297,2 тыс. руб.

— Хочу сразу пояснить читателям: эта организация, которой руководит тверитянин Владимир Грицюк, была создана нынешним летом специально для технического надзора и строительного контроля за расходованием средств и проведением работ по подготовке к 800-летию…

— Но несмотря на создание этой структуры, обстановка с реализацией мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 800-летия города Ржева, остаётся тревожной. До настоящего времени не проведены торги на проведение проектно-изыскательских работ в сумме 18 млн. руб.; отсутствуют средства на оплату выполненных работ по капремонту семи учреждений образования (хотя в детсаду N№ 5 работы закончены, а в остальных детсадах и школах завершаются). Отсутствие областных средств в сумме 9,4 млн. руб. на счете муниципального образования, неоплаченные счета за выполненные работы могут привести к излишним неэффективным расходам (пени, штрафы) городского бюджета. Рекомендации КСП направлены на принятие незамедлительных мер МКУ «Ржевстрой-800» и администрацией города, о чем доводим до сведения депутатов городской Думы!

— Юрий Николаевич, неужели все настолько нерадужно? Приведите пример контрольного мероприятия, итоги которого не выявили нарушений.

— Что хорошо, что плохо — жители сами знают и без КСП. Другое дело, что деятельность контрольно-счетного органа сконцентрирована на выявлении недостатков в использовании средств бюджета и муниципальной собственности. А примеры проверок без выявления прямых нарушений имеются. Пожалуйста. В текущем году проводилась дополнительная проверка законности, результативности и экономической эффективности расходования бюджетных средств, затраченных на создание памятника ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС. По итогам нарушений не выявлено, работа администрации и подрядной организации «Тверьгражданстрой» была признана эффективной. Более того, в ходе проведения торгов по выбору подрядчика администрация даже сэкономила бюджетные средства в сумме 100 тысяч рублей, что для бюджета, согласитесь, важно.

— Мне, как жителю города, остается понадеяться на то, что в ближайшем будущем новые лица, которые пришли и еще придут в городскую власть, сумеют организовать работу должным образом. Ржеву нужен порядок. И чтобы в результате плановых проверок контрольно-счетной палаты было побольше выводов о разумном расходовании бюджетных средств — мы не настолько богаты, чтобы тратить их неэффективно. Благодарю Вас за беседу.

Светлана АРТЕМЬЕВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *