Не нужен клад, коль в семье лад

В большой и дружной семье Кудряшовых шестеро детей, четверо из них — приемные. Но для Елены Михайловны и Павла Александровича они все свои, родные. Старшему, Юрию, будет 18 лет, Вите — 15, Илье — 14, Игорю — 13, Ирочке и Сашеньке скоро 7 исполнится.

— Ко всему, я уже бабушка, — не без гордости сообщает Елена Михайловна. — Мне было всего 24, когда, не раздумывая долго, мы с мужем решили взять в семью сироту, 12-летнюю Лилю. Вырастили, ничего для нее не жалея, образование дали. Потом она замуж вышла да дочку родила. Живет в Торжке. Теперь к нам с внучкой в гости приезжает, не забывает свой дом…

9_1Елена родом из Лихославльского района, Павел — из Ржева. Но до недавнего времени жили они в Торжке. А два года назад решили в Ржев перебраться, на родину Павла. Приглядели дом в Домашино. Купили, отремонтировали, сделали перепланировку. Довольно просторные, по-современному отделанные три комнаты получились, и кухня.

— Одна — для мальчишек, другая — для девочек, а третья для нас с мужем, — рассказывает Елена Михайловна.

Елена и Павел работают на железной дороге в Ржевской дистанции пути. Он — оператор дефектоскопной тележки, она — техник.

— Зарплата у нас неплохая, грех жаловаться, — откровенничает Елена. — Хороший дом, машина есть. Жили бы себе да жили… Но однажды, полгода назад, попался мне на глаза журнал «Параллели», в котором про сирот пишут. И что-то вдруг снова, как десять лет назад, когда взяли Лилечку, перевернулось в душе, снова защемило сердце. Поехали в Зубцов, в детский дом. В фойе увидели фото маленькой глазастой девчушки. «Как похожа на нашу Сашу», — подумала Елена и пошла к директору посмотреть документы. Оказалось, что дни рождения у Сашеньки и у Ирочки (так звали ту девчушку) с разницей в 10 дней. Это был знак.

— Моя девочка, я это сразу поняла, — продолжает Елена.

Но выяснилось, что у Ирины были еще два старших брата. Кто-то бы отступил сразу, отказался от безумной идеи взять такую ораву детей. Но Елена не из того числа.

— Родные души разлучать нельзя — это не только позиция органов опеки, но и мое твердое убеждение, — говорит она. — Поэтому нисколько не сомневаясь в своей правоте, отправились к мальчишкам, что жили в том же детском доме.

9_2Но те оказались «крепкими орешками». «Не хотим к чужой тете, у нас своя мама есть», — заявили они при первой нашей встрече. Сказали, как отрезали.

Пришла я домой, наревелась вдоволь, — продолжает Елена. — А что делать? Насильно мил не будешь. Но все-таки попробовала еще раз счастья попытать. Те — ни в какую. Не пойдем, и все тут. Ох, и обидно было мне. Решила подождать. Не зря говорят, время лечит…

Пригласили мы тогда в гости на праздник 8 Марта из Ржевского приюта Игоря. Бабушка-опекун у него умерла. Мальчишка быстро нашел общий язык со старшим Юрой и маленькой Сашенькой. Понравилось ему у нас. Спросила: останешься навсегда? Тот с радостью согласился. Так в нашем доме появился Игорян. Шли дни. А я спать по ночам не могу. Иришка стоит перед глазами. Изболелась душа моя по девчонке. Отправилась я снова в Зубцов. И на этот раз Бог услышал мои молитвы. Мальчишки согласились в гости поехать! Иришка сразу стала меня мамой называть, Павла — отцом. Илья и Витя осторожно присматривались к новой обстановке. Выходные пролетели незаметно. Настало время их обратно отправлять — Иришка в слезы. Вы когда-нибудь видели, как плачут детдомовские дети? Без всхлипов, каких-либо эмоций. Стеклянные слезы по каменному лицу…

Всю дорогу Елена пыталась успокоить ребенка. По пальчикам считали дни, когда сможет забрать насовсем ее и братьев.

«Я приеду скоро, обязательно приеду, ты только верь и жди», — твердила она, словно клятву, прижимая к себе Иришку.

— Как добралась домой в тот вечер — не помню, слезы душили меня, — с дрожью в голосе вспоминает Елена. — Снова вспомнилось Иришкино «Мама, мамочка», и слезы, как градины, по белому личику…

В следующие выходные снова пригласила детей в гости. Мальчишки постепенно оттаяли, им уже нравилось общаться с другими моими детьми. Так потихоньку, помаленьку притирались мы друг к другу. А в мае по разрешению органов опеки мы забрали Ирину из детского дома. Подождали, пока мальчишки окончат школу, слетают в Сочи на соревнования по футболу, и их тоже взяли к себе. Вот с тех пор так всем колхозом и живем, — смеется Елена Михайловна.

Дети учатся в Есинской средней школе. Их тепло там приняли. Теперь это их второй дом. В свободное от учебы время мальчишки с удовольствием занимаются в футбольном клубе «Торпедо». Иришка «ходит колесом» и бегает «быстрой лошадью». Свое акробатическое мастерство она тут же продемонстрировала с гордостью. Сашенька любит азбуку читать. Ее любимая сказка — «Золушка», которую она с удовольствием перечитывает сама. Старший, Юра, учится на помощника машиниста в училище N№ 8.

Дети между собой прекрасно ладят. Конечно, бывает, немного повздорят, но только в игре. Юра руководит как старший. Самый степенный — это Илья, рассудительный и серьезный. Витя любит поговорить.

— Саша после общения с новыми братьями и сестрой стала гораздо ласковей ко мне, — признается Елена. — Раньше такого не было. Приедешь домой вечером, а тут шум, гам. Все наперебой хотят поделиться впечатлениями, что-то рассказать. Я понимаю, что очень нужна детям. Ну а мне без них уже не прожить.

— Ну и как вы одна управляетесь со всем хозяйством? — спрашиваю Елену.

— Почему одна? Одна бы я ничего не успела, у меня шестеро помощников. Мальчишки умеют мыть посуду, убрать за собой. Я считаю, что в жизни надо все уметь делать. Поэтому к труду всех своих детей приучаем. Они у нас не белоручки. Сейчас баню ставим. Осенью огород вскапывали. Наши ребята везде помогали нам. Летом поливка и прополка огорода (у нас 16 соток) — дело моих мальчишек. Вмиг любую работу закончат. Меня не ждут, пока приду. Все выполнят как надо. Ни травинки, ни соринки не оставят. Молодцы! В подполе у нас припасов на зиму — не счесть! Соленье-варенье тоже вместе заготавливаем. Все лето трудимся, как пчелки. Зато сейчас на столе у нас — все, что душе угодно. Огурчики, помидорчики, грибочки к своей картошечке — объеденье!

— Но на такую семью сколько всего приготовить надо?!

— Это тоже не проблема. Встаю в 5 утра. Наварю 6-литровую кастрюлю борща на 2 дня (суп — каждый день свежий), котлет накручу-нажарю. Ну и разносолы из подпола достану. А к чаю в выходные пирогов напеку. Конфеты и печенье у нас тоже всегда на столе. Дети мои всегда сыты, обуты, одеты.

— Хватает ли вам денег на жизнь?

— Мы получаем хорошую помощь от государства на каждого приемного ребенка. Помимо всего, у нас с мужем зарплата как воспитателей 14 разряда. Купили в комнату мальчишек современный телевизор. Сейчас пришлось приобрести более вместительный микроавтобус — семья-то большая! Так что все, слава Богу, хорошо.

— Бытует мнение, что детей в семью некоторые берут именно из-за денег. Так ли это?

— Скажу одно. Если бы дело было в хороших деньгах, у нас бы сирот вообще не было. Мы неплохо жили и до того. Я могла себе позволить дорогие вещи. А теперь, прежде всего, покупаю для детей, потом — для мужа, а уж себе в последнюю очередь. Но разве можно измерить деньгами любовь, которую без остатка делишь на всех, и родных по крови, и приемных детей? У кого есть хоть один ребенок, понимает, что такое ответственность за маленького человека. А здесь она — помноженная на шесть. Так что, судите сами, в деньгах ли дело.

— В чем же секрет воспитания детей?

— В доброте, прежде всего. В доброте и искренности. Дети очень тонко чувствуют фальшь. Их не проведешь, не обманешь. А если в семье полное доверие, взаимопонимание, если все относятся друг к другу по-человечески, тогда наступает мир и приходит счастье. Мы даже с мужем стали меньше выяснять отношения. Некогда. Объединяют общие заботы и хлопоты.

— Вы счастливый человек?

— Конечно. Мне хорошо и комфортно в нашей большой семье. Чувствую себя женщиной. Летом даже есть время посмотреть телевизор — столько помощников у меня. У нас порядок и дома, и на огороде. И все благодаря моим детям. Я спокойна: мне одинокая старость не грозит.

На день рождения дети подарили мне кучу подарков. Но самый дорогой из них — плакат с розочкой, где были такие слова: «Дорогая мамочка! Желаем удачи в жизни, радости, хорошего настроения, всего самого лучшего!»

— Как близкие и друзья восприняли новость о приемной семье?

— Муж поддерживает меня во всем. И я ему за это благодарна. Мама очень меня жалеет. Но многие знакомые просто не понимают, зачем мне все это надо. Как зачем? Если не я, то кто же им поможет? Это же мои дети. Это мое счастье. И я ими горжусь.

Елена Сооляттэ

Фото
Владимира Кутузова

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *