Перекрестный огонь. На себя

Заседание городской Думы 12 ноября было внеплановым, а в повестке значились всего два вопроса. Но если второй — про исчисление налога на имущество с кадастровой стоимости — был ожидаемым, так как накануне соответствующее решение было принято на заседании Заксобрания области, то первый стал полной неожиданностью не только для электората, но и, кажется, для депутатов, которые рассматривали его в формате комитета в этот же день, только двумя часами раньше. Речь шла о коммунальных тарифах для населения и предприятий: первые было решено поднять, чтобы… опустить вторые.

Глава города Вадим Родивилов выступал в качестве докладчика сам. Он напомнил о так называемом «перекрестном субсидировании» — эти слова звучали на Думе, кажется, еще при Александре Харченко, который еще тогда говорил о необходимости от него отказаться, но, как вдруг вспомнили, этого не сделано до сих пор. Перекрестное субсидирование, если упрощенно — это когда тарифы для населения на воду и тепло существенно ниже тарифов на то же самое для предприятий и организаций. Когда оно возникло — уже и не помнится, и где существует — мало кто знает. Но вот тем, что это самое перекрестное субсидирование существенно осложняет жизнь предприятиям коммунального комплекса — нынешний состав Думы вдруг озаботился. Почему вдруг? Объяснение последовало.

Вадим Вячеславович пояснил: в Ржеве сохраняется это самое перекрестное субсидирование на водоотведение, горячее водоснабжение и отопление, что создает для предприятий дополнительную экономическую нагрузку. Оно же мешает им привлекать государственные средства, рассчитывать на инвестиционные программы и модернизироваться. Ликвидировать эту помеху можно только одним непопулярным способом: поднять тарифы для населения.

Причем поднять — по законодательной инициативе местных властей «снизу». То есть, буквально так: мы, депутаты такого-то района, просим увеличить плату наших граждан за коммунальные услуги в следующем году не на рекомендуемые 7,5 процента, и не на максимальные 10,5, а еще выше. И губернатор вправе либо поддержать, либо отклонить такое решение.

В общем-то, об этом и шла речь.

Родивилов озвучил: по подсчетам, чтобы уравнять тарифы, избавиться от этого самого «перекрестного врага модернизации», надо поднять тарифы для населения в Ржеве на 18 процентов. В среднем. То есть, например, на водоотведение, где самый большой разрыв в тарифах для населения и для прочих потребителей, рост составит 45 процентов. По другим позициям — меньше. На отопление и ГВС, например, от 7,5 до 20 процентов роста (для разных поставщиков тепла по-разному).

Там, где перекрестного субсидирования нет (например, за газ и электроэнергию), рост тарифов уложится в те самые рекомендованные 7,5 процента. Так, за электричество с 1 июля 2015 года мы будем платить уже не 3,62 рубля, а 3,89, а за газ — не 6,68, а 7,18.

Но это мы уже забегаем вперед. Вернемся на заседание. Глава города, сказав, что в нашем городе на теплоснабжение и водоотведение самые низкие по области тарифы, закончил так: проект решения о повышении предельного индекса роста тарифов был рассмотрен на профильном комитете, который принял решение вынести его на заседание Думы.

Депутаты начали высказываться не сразу. Первое слово из зала сказал депутат ЗС Артем Гончаров, спросив, является ли инициатором такого решения городская Дума, и будет ли инвестиционная составляющая в случае принятия такой программы опять-таки заложена в тариф для населения. Получив утвердительный ответ, Артем Сергеевич сел на свое место очень, как показалось, довольным.

А депутаты продолжили обсуждение, причем бурным его назвать было нельзя. Создавалось впечатление, что одни предпочитают молчать, другим просто нечего сказать. Татьяна Комарова, констатировав, что депутатов нового созыва «подставили», рекомендовала вначале разобраться с начислениями за ОДН, а уже потом принимать нынешнее решение. Эдуард Шикер высказался конкретно «за»: нагрузку испытывают в том числе и бюджетные предприятия, сказал он, и экономия составит 4 млн. рублей в год, которые пойдут на зарплату работникам. Юрий Артемьев предложил поднять тариф только на водоотведение, ГВС и водоснабжение, остальные не поднимать вообще. Александр Гусаков еще раз напомнил: перекрестное субсидирование законом запрещено, и если депутаты его не отменят сами, когда-нибудь они получат предписание прокуратуры, а отмена к тому же якобы даст дополнительные аргументы на уступки со стороны РЭКа в будущих периодах. А Александр Пряников поинтересовался практикой других муниципальных образований.

— Вопрос уже решен в Кашине, Кувшинове и Вышнем Волочке, а Андреаполь, Озерный, Конаково и Тверь его рассматривают, — был ответ.

После непродолжительной полемики главы города и депутата ЗС, перешли к голосованию. Из 16-ти народных избранников против подняли руку трое: Игорь Петров, Игорь Вишняков и Олег Дудак. Большинством голосов «за» обращение к губернатору с просьбой разрешить поднять некоторые тарифы в городе Ржеве больше чем на 7,5 процента, было принято.

Безусловно, аргументов в пользу принятого решения немало, все они тут звучали. Но ведь согласно Постановлению Правительства РФ N№ 601, практику установления разных по величине тарифов в зависимости от групп потребителей регламентировалось сократить с 2002-го, а полностью отменить с 1 января 2004 года! Как мы понимаем, этого сделано не было ни тогда, ни позже. Вопрос не вставал и перед предыдущим составом городской Думы, и вдруг встал…

Впрочем, если посмотреть по новостным лентам, станет понятно, что такое «вдруг» возникает в разных регионах страны с начала текущего года. Вот ярославские депутаты пообсуждали повышение такого индекса на 14,5 процента, и — отклонили. Вот уральский Асбест замахнулся аж на 25 и чуть не спровоцировал тем самым народный бунт. Вот в Череповце губернатор выступил с инициативой довести процент до 19-ти и был поддержан депутатами… То есть негласная инициатива сверху в других регионах прослеживается. А в нашем? Что, три года назад инвестиции предприятиям были не нужны? Или год назад? Почему сейчас?

Появились новые законодательные моменты, да. Устанавливать свой индекс регионам разрешили сравнительно недавно. При этом федеральная власть остается как бы ни при чем: сильно поднимать тарифы она вроде не позволяет (при этом на ветшающую коммуналку от государства денег напрямую тоже не даёт), однако разрешает регионам по инициативе с мест свои тарифы увеличивать до любых величин.

Аргумент высказан красивый: «с отменой установления предельных индексов изменения тарифов на федеральном уровне у регионов появится свобода в регулировании тарифов организаций внутри платежа в зависимости от приоритетов модернизации той или иной отрасли. Если, например, в одном из субъектов низкий уровень качества воды и необходима модернизация водоканала, решением руководства субъекта тарифы на воду могут быть увеличены, но при этом совокупный платеж населения изменится в установленных пределах. Данные меры позволят существенно повлиять на качество коммунальных услуг, являющееся приоритетом для населения». Вместе с тем, этот закон — на редкость удачный инструмент для лоббирования интересов определенных лиц.

Скажем, в городе N. руководство той или иной компании по оказанию коммунальных услуг находит, мягко говоря, рычаги для мотивации большинства депутатов на подъем тарифов на услуги. Депутаты радостно голосуют «за» — кто по уговорам, кто за компанию, кто за идею — и даже, возможно, сами с горячностью передают обещания руководства упомянутого предприятия модернизировать на эти деньги сети, улучшить качество услуг — словом, сделать что-то благое исключительно для народа.

Вот только обещать — не значит жениться. Все мы прекрасно помним, как сладко звучат и как быстро тают подобные обещания. Не успеешь оглянуться — упс! А на месте прежней получает деньги по поднятому тарифу уже другая организация, которая ни за долги, ни за обещания предыдущей не отвечает. Да и какие обещания, нигде ничего не написано. Это вон депутаты обещали!

Возможно, время покажет, что наши ржевские депутаты, вдруг и одним махом подняв тарифы на 18 процентов сразу, были правы. Если прогнозируемые ими инвестиции в ЖКХ и подъем зарплат сбудутся — придется брать свои негативные опасения обратно. А пока же ржевитяне имеют вышеуказанный тарифный рост. Заметен он будет уже с июля будущего года, а с октября, когда начнется отопительный сезон — станет весьма ощутим, поскольку плата за одного члена семьи возрастет в среднем не меньше чем рублей на двести в месяц. Семья из трех человек, проживающая в обычной квартире, «отстегнет» за коммуналку на семьсот с лишним рублей больше, чем сейчас. Предприятия получат свой дополнительный доход, бюджетные организации — свою экономию. А вот как они этим распорядятся — депутаты вряд ли проконтролируют.

Светлана АРТЕМЬЕВА

 

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО
Второй вопрос внеочередного заседания — ставки налога на имущество физических лиц. Мы уже писали, что согласно принятому в ноябре областному закону, с 1 января 2015 года исчисление налога на имущество физических лиц будет идти не с инвентаризационной, как раньше, а с кадастровой стоимости недвижимости. Изменения начал закон N№ 284-ФЗ, который в октябре дополнил Налоговый кодекс главой 32 «Налог на имущество физических лиц». Закон предписывает до 2020 года установление дифференцированных налоговых ставок и постепенный переход на исчисление налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В первый год после изменений размер налога будет таким: налог по инвентаризационной стоимости плюс 20 процентов налога кадастрового. Во второй год — плюс 40 процентов, и так далее до ста. Кадастровую оценку объектов недвижимости проводит Росреестр, рассчитывать сумму налога и выставлять квитанции будут налоговые службы.
А налоговые ставки устанавливает самостоятельно каждое муниципальное образование — оно вправе либо уменьшить ставки, либо увеличить их, но не более чем в три раза. Диапазон ставок, прописанных в федеральном законе, от 0 до 2% (например, на коммерческую недвижимость).
Администрация города подготовила проект решения, который и был вынесен на рассмотрение депутатам. Он предполагал установление минимально возможной ставки (0,1 процента, тогда как закон позволяет поднять ее до 0,3) на жилые дома, помещения, хозяйственные строения и гаражи. На коммерческую недвижимость, напротив, предлагалась максимально возможная ставка в 2 процента, на прочие объекты — 0,5. Администрация подготовила и расчеты, согласно которым получается, например, что налог на имущество с типовой однокомнатной квартиры, который сейчас составляет 119 рублей в год, к 2019 году вырастет до 403 рублей; с трехкомнатной площадью 90 квадратных метров — с 920 до 1650-ти. Что касается индивидуальных жилых домов старой постройки — там сумма налога не вырастет вовсе, а в новых составит от нескольких сотен до тысяч рублей в зависимости от стоимости самого дома. Остается добавить, что на сумму налога оказывают влияние налоговые вычеты и наличие 15 льготных категорий, а квитанции с новыми суммами налога начнут приходить только в 2016 году.
Депутатская полемика разгорелась в основном вокруг размера налоговых выплат в отношении коммерческой недвижимости. В конце концов решили, что на постоянной основе будет действовать специальная комиссия, которая в случае необходимости сможет инициировать снижение размера налога (в рамках, предусмотренных ФЗ). Большинством голосов депутаты приняли и эти изменения.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *