Вспоминая Артура Кондратьева

К 80-летию со дня рождения

12 февраля известному ржевскому художнику Артуру Федоровичу Кондратьеву исполнилось бы 80 лет. Он ушел из жизни в конце прошлого года, не дотянув до юбилейной даты.

У него не было государственных регалий и званий, но был талант — талант художника, которого любил народ.

8 февраля ржевский Выставочный зал открывает выставку работ Артура Федоровича Кондратьева. А мы сегодня предоставляем слово тем, кто его лично знал, кто был его другом, кто учился у большого художника.

«В нем бушевало жизнелюбие…»

Светлана Юрьевна Азаренкова, преподаватель ДШИ N№ 2 им. А.Г. Розума, член Союза художников России, Почетный работник культуры и искусства Тверской области:

— Артур Федорович Кондратьев — очень добрый, тонко чувствующий человека и природу художник и педагог. Это мой учитель и любимый ржевский живописец, это друг моей семьи. Важно то, что он как педагог художественного отделения, практик, все свое свободное от преподавания время писал этюды и картины в разных жанрах: пейзажи, портреты, натюрморты, исторические и бытовые полотна; выполнял множество зарисовок, набросков, эскизов к будущим картинам.

7_1Словом, внимательно, вдумчиво изучал натуру, ее характер и настроение. Артур Федорович имел сильный интеллект, память. Он мог часами говорить о художниках, их творчестве, о поэтах, писателях, их произведениях, любил инсценировать литературных героев, вести рассказ в лицах, эмоционально исполнять романсы, танцевать. С Артуром Федоровичем всегда было интересно и взрослым, и детям. В нем было такое жизнелюбие, оно в нем просто бушевало, распространялось на всех окружающих и глубоко проникало в его произведения.

Живописные работы художника, особенно пейзажи, очень поэтичны, они, как песня: то радость в них, то легкая грусть.

Чудесны своей таинственностью, своим неповторимым колоритом закаты в родных местах, в селе Татево и деревне Демидово Оленинского района. По картинам А.Ф. Кондратьева, где изображены все времена года, можно сказать: «У природы нет плохой погоды, всякая погода — благодать…» Смотришь на них, и хочется жить, настолько жизнеутверждающе он мог передать свою любовь ко всему живому.

Артур Федорович и его жена Татьяна Дмитриевна — необыкновенно гостеприимные хозяева, у них в доме было весело, уютно, хорошо. Мы все вместе ходили в лес за грибами и ягодами, купались на озере и на реке Березе, устраивали пленэры и пикники, все наши дети рисовали под открытым небом, подражая старшим.

7_4Артуру Федоровичу было интересно все, наверное, поэтому он и работал в разных жанрах. Выразительны портреты А.С. Пушкина, друга Артура Федоровича Игоря Зиновьевича Ладыгина, сына Димы, отца, дочери Веры и всех, кого изображал художник.

Артур Федорович удивительным образом мог передать характер и настроение в портретах, всегда создавал художественный образ.

На душе светло и радостно оттого, что в моей жизни состоялась встреча с этим замечательным человеком.

Картины зрелого мастера

Анатолий Сергеевич Буров, Заслуженный художник России, член Союза художников России, скульптор-анималист:

7_5— Был знаком с Артуром Кондратьевым очень давно, с тех самых лет, когда он после Ленинграда вернулся на родину, в Ржев. Он часто приходил ко мне в мастерскую, и мы подолгу беседовали. Он был единственным человеком, кому я мог доверять свои творческие мысли. Он знал в искусстве толк. Артур Федорович был вхож в Ленинградские художественные мастерские, был также знаком со скульпторами. Кондратьев не был членом Союза художников, но уровень его работ достаточно высокий. В то время я еще не совсем понимал, как можно свободно распоряжаться холстом. Артур говорил: «Если тут нет гармонии одного цвета с другим, то я добавляю что-то от себя». Это «от себя» у него было уже в те далекие времена. Меня всегда удивляла зрелость натюрмортов, которые он писал. Зрелость композиции, цветовая зрелость, зрелость компоновки. Артур Федорович пошел своим путем в искусстве, наперекор всем трактовкам искусствоведов, которые в то время писали, что в одном натюрморте должны быть цветы одного вида, например, только полевые. Кондратьев же мог включить в натюрморт, казалось бы, несочетаемые друг с другом предметы: моток проволоки, ведро, иконку, скамейку. И у него все получалось гармонично. Насыщение плоскости у него было профессиональное. У Артура Федоровича были широкие познания не только в живописи. Он хорошо разбирался и в скульптуре. Я благодарен ему за те дельные советы, которые он мне давал.

Кондратьев работал в разных жанрах на разные темы. Есть много работ большого формата, к примеру, цикл картин на Пушкинскую тему, в которых виден профессиональный подход художника. Но, в основном, он писал пейзажи и натюрморты. Колорит его картин насыщенный, звучный. На день рождения Артур Федорович подарил мне два этюда: «Зимний день» и «Осень». Это Татево, местечко в Оленинском районе, где жил Артур Федорович со своей женой. Простые этюды, но очень грамотные. Чтобы подтвердить в «Зимнем дне» легкий, мягкий лунный свет, художник добавил серп луны. Интересен композиционный строй этюда «Осень». Дождливая погода. Чтобы большая плоскость неба была созвучна с землею, художник изобразил дорожку, крыши домов, березки. Глядя на эти работы, можно сказать, что это картины зрелого мастера, каким и был Артур Федорович Кондратьев.

«Художник должен быть свободным…»

Ирина Владимировна Прямова, преподаватель отделения изобразительного искусства ДШИ N№ 2 им. А.Г. Розума:

— Артур Фёдорович любил родное село Татево, воспевал его в своих произведениях. Его картины — это запечатленное мгновенье, отражающее вневременное состояние в природе. Художник всегда писал много этюдов с натуры. Подтаявший снег, первые проталины, разлившаяся и вышедшая из берегов речка Береза, небеса, отражающиеся в воде, перелетные птицы — придают работам звучание Рахманиновских нот. Работал Артур Фёдорович очень много, быстро, всегда с натуры. Начиная писать большими массами, отношениями, брал цвет в полную силу. А бывало, скажет: «Ты знаешь, а ведь живопись — это не только цветовое пятно. Я работаю так: пятна, пятна, а потом — линия». Или, глядя на незавершенный этюд: «Ты в этом месте добавь света, светотени, и работа у тебя заиграет». И всегда повторял: «Художник должен быть свободным, слушай себя и своё сердце». Обладая энциклопедическими знаниями, Артур Федорович мог рассказать о любом музыканте, художнике, писателе. Был крайне начитанный человек. Любил жизнь и живопись, семью, друзей, общение.

Беседовать с ним было легко и интересно

Александр Андреевич Цветков, член Союза художников России, преподаватель отделения изобразительного искусства ДШИ N№ 2 им. А.Г. Розума, художник-график:

— С Артуром Фёдоровичем я был знаком давно, правда, больше по его работам. Я помню первую выставку ржевских художников в Оковецком храме, участником которой был и я. Он тогда учился в Ленинградском педагогическом институте им. Герцена, на худграфе. Его работы мне сразу понравились. Затем я вынужден был уехать из города и вернулся только в 1989 г. Пошёл преподавать в ДШИ N№ 2, там уже вел занятия Артур Фёдорович. Что характерно для этого человека? Во-первых, доброта, во-вторых, какая-то внутренняя интеллигентность. Это был эрудированный человек во многих областях искусства. В нём был какой-то артистизм. Беседовать с ним было легко и интересно. Он был чутким к людям и талантливым художником. Его работы красивы по цвету, графичны и интересны по композиции. Мне нравятся его работы, особенно пейзажи, на мой взгляд, в них он больше преуспел. В них поэзия, музыка и душа художника.

Всегда будем помнить
его талант

Ирина Аввакумова, член Союза художников России:

— Мы познакомились десять лет назад в ржевском Выставочном зале на юбилейной выставке Артура Кондратьева, посвященной его 70-летию. Зал сиял оптимистичными работами художника и большим количеством посетителей, лично знающих Артура Федоровича. Благодаря стараниям Игоря Ладыгина был создан каталог произведений художника, что придало выставке высокий статус. Артур Федорович радост-но встречал гостей, лукаво улыбаясь, от волнения подкручивая свои усы. Он делился своими творческими планами, а мы с удовольствием рассматривали его картины, выполненные размашистой кистью на больших форматах. Это и гордость школы им. А.С. Пушкина — серия Кондратьевских картин, посвященная жизни великого русского поэта, и трогательные пейзажи татевской земли с древним храмом, снежными зимами, весенними разливами, это и огромные натюрморты с праздничной христианской и деревенской тематикой, и, конечно, замечательные автопортреты с добрым и цепким взглядом художника. Картины Артура Федоровича можно рассматривать часами — взгляд переходит от одного предмета к другому — рассказывается история не одного человека, а целого поколения людей, любящих деревенский уют с кошками и собаками, самоварами, валенками и половичками ручной работы…

С уходом Артура Кондратьева ржевская живописная школа осиротела. Не хватает его удалой смелости и профессиональных советов. Всегда будем помнить его талант, масштабность его произведений, деликатность в отношениях с художниками.

Елена Сооляттэ

Фото

Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *