«Учите детей самостоятельности»

Яна Алексеевна Бойкова, учитель начальных классов Лицея № 35:

«Учите детей самостоятельности»

— Яна Алексеевна, сейчас во всех городских школах проходит подготовка будущих первоклассников.

— Да. Например, у нас, в лицее, много лет подряд, каждый год после новогодних каникул начинает работу школа «Будущий лицеист». В этом году курсы начали работу с 24 января. Занятия проходят каждую субботу. Разработана комплексная программа, участники которой — дети, родители, учителя, психолог и социальный педагог.

— В связи с переходом в этом учебном году на новые государственные стандарты, наверняка, многим родителям будет интересно узнать, что должен уметь ребенок, поступая в первый класс? Как сориентироваться в огромном море учебных программ и всевозможных учебниках? Какую школу выбрать? Давайте сегодня поговорим об этом. Поделитесь, пожалуйста, опытом. Ведь Вы и Ваши коллеги уже несколько лет работаете по-новому. Но вначале, пожалуйста, представьтесь нашим читателям.

— Я работаю в Лицее N№ 35 21-й год, учитель высшей категории. Сначала окончила Старицкое педагогическое училище. Позже, работая, получила высшее образование, окончив Смоленский государственный педагогический университет.

— Вы родом из Ржева?

— Нет. Родилась и выросла в городе Полярном, что в Мурманской области. Очень скучаю по родному городу, северной природе. Родители мои — простые люди: мама по профессии повар, а папа — сварщик.

— Почему выбрали профессию учителя?

— Решение учить детишек появилось рано. Как и многие, рассаживала кукол на стулья, надевала мамины каблуки и входила в комнату-класс. Я пошла в первый класс в городе Ржеве. Проучилась в школе N№ 3 всего лишь первую четверть, но своего первого учителя Галину Николаевну Лебедеву  запомнила на всю жизнь. Закончив школу, поступила в Старицкое педагогическое училище. Как же я была счастлива, когда на 4-м курсе проходила педагогическую практику в школе N№3 у Галины Николаевны! Наверное, надо быть наделённым свыше, чтобы уметь так отдавать себя людям, ничего не требуя взамен, уметь найти ключик к душе каждого ребёнка, увидеть хорошее в каждом своём ученике. После педагогического училища пришла работать в железнодорожную школу N№ 23, а теперь наше учебное заведение называют негосударственное общеобразовательное учреждение «Лицей N№ 35 открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

— Яна Алексеевна, что же нового несут нам так называемые ФГОСы — новые образовательные стандарты, по которым будут работать теперь все российские школы?

— В этом учебном году всё российское образование переходит на освоение федеральных государственных стандартов второго поколения. Сразу могу сказать, что введение ФГОС было воспринято педагогическим сообществом страны очень конфликтно. Кто-то ушёл из сферы образования, кто-то стал имитировать освоение, часть восприняли нововведение спокойно, поскольку были методологически подготовлены и понимали, что всё новое вырастает из уже накопленных знаний и опыта. Чтобы понять, в чём состоит заявленная новизна ФГОС, нужно отказаться от традиционного, привычного понимания слова «стандарт». В обыденной речи это слово — синоним эталона, измеряемой и требующей подгонки под образец жесткой инструкции. В случае отклонения от стандарта неминуемо следуют санкции. Если же обратиться к официальному документу и вчитаться, увидим следующее: «В основе стандарта лежит новый тип договорных взаимоотношений между личностью, семьёй, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств или договорённостей». То есть, не только государство может требовать от ученика образовательного результата, важно, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнение взятых обязательств. Есть мудрая, основанная на опыте шутка немецкого учёного А. фон Гумбольта о том, что каждое нововведение проходит три стадии своего признания. Сначала говорят: «Это чушь!». Потом, когда люди вникнут, разберутся, что-то поймут и получат первые хорошие результаты, скажут: «А в этом что-то есть!». И когда новшество будет освоено и станет общеупотребительным, то те же люди станут говорить: «Кто же этого не знает!». Уверена, так будет и со стандартами.

— Поживем — увидим. А пока, как же нам, родителям, разобраться в многообразии учебных программ, которые предлагают новые стандарты?

— Сегодня разработаны учебно-методические комплекты(УМК), включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и Науки РФ. Только четыре комплекта прошли Федеральную Экспертную службу, как система учебников. Это «Школа 2100», «Школа, XXI век», «Школа России», «Перспектива». Все остальные находятся во второй части перечня и именуются «Учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии».

— По какой программе идет Лицей?

— Учителя нашего Лицея выбрали учебно-методический комплект «Перспектива» с индивидуальным подходом к каждому ученику. Учебники содержат задания разной степени сложности, обеспечивая возможность варьировать задания с учетом уровня подготовленности ученика. Познавательная активность и инициатива только приветствуются. Каждый учебник снабжён системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления, воображения, интуиции ребёнка, формирование ценностного мировоззрения и нравственной позиции личности. Учебники формируют интерес ребёнка к истории своей семьи, малой и большой Родины, традициям и обычаям народов России, культурному наследию. Ну и для учителей в помощь разработано прекрасное методическое сопровождение, позволяющее экономить время при подготовке к урокам.

— Сейчас у многих детей низкая мотивация к обучению. Чем же ребенка заинтересовать, чтобы учеба была в радость? Как подготовить его к школе?

— С каким багажом знаний ученик перейдёт в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главная цель — научить ребёнка учиться. Сейчас у меня 4-й класс. В мае я попрощаюсь со своими любимыми учениками и буду набирать маленьких первоклашек. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителем и со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. Нередко бывает, что родители, подготавливая ребёнка к школе, просто проходят с ним часть программы первого класса. Но ведь в первую очередь необходимо позаботиться о психологической готовности детей к школьному обучению! Для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом таких качеств, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность.

— В чем же проявляется организованность ребенка?

— Умеет ли ребёнок без подсказки взрослого приготовить всё необходимое для прогулки или игры, может ли в заданном темпе выполнить просьбу или поручение, убрать на место вещи или игрушки. Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что при формировании инициативности важно поощрять любую инициативу ребёнка, даже если она кажется взрослому никчёмной: поблагодарить, похвалить, раскрыть её достоинства или предостеречь, если есть недостатки. Важным показателем готовности к школьному обучению является самостоятельность, активное отношение ребёнка к тому, что происходит в семье, детском саду, на улице с друзьями. Наблюдения показывают, насколько уверенно и легко входят в новую учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности, и как испытывают затруднения те дети, которые многого не умеют делать сами.

— Согласитесь, что основа организованности и самостоятельности закладывается в семье.

— Конечно. Воспитанию организованности и самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных, посильных обязанностей в семье. Переход от дошкольника к школьнику — это новые права и обязанности учащихся, первое чувство ответственности перед семьёй и самим собой. Этот момент становления ответственности очень важен. Чтобы это качество формировалось у детей, родителям следует разъяснять им, зачем люди учатся, почему нужно много знать и уметь, и на конкретных примерах показывать преимущества знающего человека. Ребёнок должен понимать, что учёба — это серьёзный кропотливый труд, его работа, как у мамы и папы, чувствовать, что дома серьёзно относятся к его будущим обязанностям, верят в силы ребёнка и всегда готовы оказать посильную помощь. Родителям придётся это делать, начиная с первых дней обучения, так как многие задания в учебниках содержат материал, который дети самостоятельно, без помощи взрослого, выполнить просто не смогут.

— Яна Алексеевна, Вы сказали, что основная задача «научить учиться». Что это значит? Разве нас с Вами в советское время не учили этому?

— Нет. Нам знания давали. Раньше учитель преподносил ученикам знания, можно сказать, на блюдечке, а сегодня ученик обязан эти знания добыть сам. Учитель должен лишь помогать, координировать, направлять в нужное русло. Соответственно, меняется не только программа обучения, но и методика преподавания, подход к проведению урока. Если раньше, к примеру, я могла сказать: «Дети, откроем учебник на странице 15», то сегодня я говорю: «Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке, какую тему проходили». Если раньше все строилось на получении знаний, навыков и умений, то сегодня ориентир — развитие личности ученика. И упор делается на то, чтобы с помощью конкретных жизненных примеров дети сами находили истину.

— Яна Алексеевна, расскажите о Лицее, о педагогах, которые с Вами работают.

— Для учителей и учеников Лицей стал вторым домом. Так было всегда. Когда пришла работать молодым специалистом, то познакомилась с профессионалами своего дела, работающими в нашей школе. Мне бы хотелось назвать их имена. Людмила Ивановна Карташова, Вера Алексеевна Столярова, Нина Александровна Волынская, Татьяна Анатольевна Волкова, Нина Ильинична Тютюрина (к сожалению, ушла из жизни).

Наш Лицей реализует программу начального, основного общего и среднего полного образования, в том числе систему углублённых учебных программ по предметам. Лицеисты не только постигают науки, но и активно занимаются спортом, и спортивные достижения впечатляют. Ребята занимают призовые места на городских соревнованиях. Лицей — одна из первых ступенек в подготовке квалифицированных специалистов на железнодорожном транспорте. Наш Лицей имеет лицензию на право преподавания следующих специальностей: оператор ЭВМ, проводник пассажирского вагона, дежурный стрелочного поста. В нашем Лицее работает театральная студия.

— Я слышала, что у вас в Лицее есть интересный музей, который стал центром патриотического воспитания детей.

— Музей боевой и трудовой славы — результат целенаправленной творческой поисково-исследовательской работы учителей и учащихся с 1967 года. Был собран огромный материал об истории Ржева, о знаменитых людях Тверского края, о боевом пути 274-й и других дивизий. В 1999 году музей получил официальный статус — музей на общественных началах, который стал филиалом Ржевского краеведческого музея.

Завершая наш разговор, скажу девиз педагогов Лицея: не останавливаться на достигнутом, идти впереди времени. Мы не имеем права на застой, успех — только в движении. Как сказал О. Бальзак: «Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти».

— Как попасть в лицей N№ 35?

— Лицей наш — железнодорожный, поэтому преимущества при поступлении в первый класс имеют дети работников железнодорожного транспорта, независимо от места проживания.

— Часто из уст родителей можно услышать: это хороший учитель, хотелось бы попасть к нему. А как Вы думаете, какой учитель хороший?

— Лев Толстой сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». Хочу пожелать всем своим коллегам крепкого здоровья, творческого успеха и возможности подниматься в профессии учителя к состоянию свободного мастера!

— Спасибо за интервью.

Беседовала Елена Сооляттэ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *